Сегодня пришла грустная новость: «Виталюр» откроет свой магазин на месте «Океана», но он будет без знаменитой чешуи из нержавейки на стенах. Попытки призвать компанию ее сохранить не увенчались успехом: ритейлер, мол, обратился в санстанцию и получил ответ, что сохранять ее «не стоит». Пусть даже эту расплывчатую формулировку следует понимать как прямой запрет (хотя казалось бы, как можно запретить то, что провисело полвека), но «Виталюр» даже не попытался выйти из ситуации каким-либо путем. Оставить часть ее в фойе, сымитировать рисунком, развесить фотографии старого интерьера в новом — господи, да есть куча возможностей хоть как-то передать атмосферу одного из символических магазинов города, а не просто сделать очередную бездушную точку в череде десятков таких же. Знаете, почему так происходит? Потому что весь этот бизнес не чует под собой, для кого он работает — как саранча «съедает» точку и выплевывает, если она финансово не оправдывает себя. Символ города? Так это надо еще уметь любить город, если он не твой родной.
Помню, когда нависла угроза над «Лакомкой», в фэйсбуке были споры относительно целесообразности использования столь ценного помещения под, в общем-то, совковое кафе с несовременным ассортиментом. Конечно, на его месте мог быть фастфуд с огромным оборотом, банк, ресторан, ювелирка — все, что угодно более эффективное с финансовой точки зрения. И, наверное, город стал бы казаться чуть более прогрессивнее, чем он есть, но при этом чуть менее Минском, каким он был.
«Лакомка» осталась на месте, хотя ее, понятно, можно сделать лучше. Не сейчас, так в будущем, если она сменит собственника — государственное управление не способно делать реально хорошо и современно, тут не должно быть никаких сомнений.
Хороший пример ГУМ в Москве. В течение послевоенного периода (до войны магазин почти не функционировал) он был пусть и образцово-показательным, но все-таки вполне совковым универмагом. Ну, типа нашего ГУМа в Минске сейчас. В начале 90-х был приватизирован и возвращен в свое «буржуазное» дореволюционное состояние. Праздник роскоши, света, красивых богатых людей. А вывеска осталась. Без какого-либо флера СССР и унылых однотипных товаров — маркетинг спозиционировал точку иначе, теперь это символ роскоши, а пакет из ГУМа в инстаграме вообще отдельный статус.
У меня нет никаких иллюзий по поводу эстетических качеств чешуи из «Океана». Больше того, она мне никогда не нравилась, а современные светлые продовольственные магазины нравятся. Но еще я понимаю, что Минск остается Минском, пока в нем есть узнаваемые детали, нюансы, мазки в общей картине, создающие ощущение того самого города, в котором мы живем, а кто-то и родился.
Понятно, город меняется, растет, это живой организм. Понятно, что-то в нем появляется, что-то исчезает — в бесконечном обновлении и есть суть жизни. Но очевидно же какие-то милые детали значат для Минска чуть больше, чем остальные. У нас слишком часто забирают эти детали. Забирают куда больше, чем сохраняют — скоро вообще ничего не останется.
Верните чешую, короче, эффективные менеджеры.