Не так давно я сокрушался, что был отменен из-за ковида и не восстановлен поезд Москва — Ницца, проходивший в том числе через Беларусь. Уникальная возможность прокатиться по маршруту типа из Барановичей в Монте-Карло, что само по себе уже тянет на отличное развлечение… Ковид «отменил» и некоторые другие международные поезда как белорусского, так и российского формирования, хотя там не было никакой экзотики: Варшава, Будапешт, Прага, Берлин — стандартный набор. В советское же время выбор поездов за рубеж удивлял! И многие из них, понятно, шли через Беларусь, то есть теоретически в вагон можно было сесть в Минске или Бресте и поехать по столицам Старого Света с разрешения Партии и Комсомола. Давайте полистаем старые расписания и посмотрим, куда именно.
Конечно, поезда шли не только через Минск и не только из Минска. Московский узел порождал довольно много составов на юго-запад через Украину: в Софию, Будапешт, Прагу. В Софию, например, в какое-то время было аж три поезда в сутки, а в Будапешт два. В Прагу, к слову, гоняли вагоны двумя нитками, в том числе через Минск, Брест, Вроцлав.
Также Москва являлась точкой старта дальних скорых на восток. На Пекин (с группой вагонов в Пхеньян) и Улан-Батор поезда сохранялись вплоть до ковида. А были когда-то еще в Ханой! И в Тегеран были через Тбилиси, и в Анкару были. Чудные времена.
Но все-таки о выборе для белорусов. Формальном, понятно, выборе: простой трудящийся едва ли мог взять билет даже в еженедельный поезд Москва — Минск — Дрезден, хотя тот и шел только по землям стран соцблока.
Составы формировались из вагонов габарита RIC (на первом фото, например, группа до Кельна) чаще немецкого производства. RIC это Regolamento Internazionale Carrozze, международное соглашение по обмену, специальный документ, подписанты которого не проходят дополнительной сертификации для выдачи составов на чужие дороги. Есть вагоны RIC и подпись под соглашением — отправляй трудящихся в Париж!
Москва — Берлин, знаменитый №13/14, ходивший вплоть до марта 2020-го, при СССР являлся ежедневным. В Берлине он, ясное дело, заканчивал свой путь на Восточном вокзале в пределах анклава ГДР. Однако к поезду выдавалась группа вагонов до Берна через Карлсруэ и Базель.
Фирменный скорый №15/16 «Восток — Запад» ходил между Москвой и Парижем с остановками в Орше, Минске, Барановичах и Бресте. В этом поезде были вагоны до немецких Гамбурга и Ахена, а также бельгийского Остенде! Эти вагоны открывали еще несколько городов по пути: Дюссельдорф, Дортмунд, Кельн, Льеж, Брюссель. Но давали ли туда комсомольские путевки…
Кроме того, по отдельным дням в состав «Востока — Запад» включалась группа вагонов до Лондона через Утрехт и Роттердам, где пассажиры переходили на паром. Физически советские вагоны оставались на станции Роттердама, по британской земле перевозка шла уже британскими составами.
В некоторые дни добавлялись вагоны в Копенгаген (через Росток и паром, но без смены мест — пассажиры оставались на своих кушетках), Стокгольм (через Зассниц, немецкий Берген, Мальме, Линчепинг) и даже Осло (из Мальме этот вагон уходил на север через Гетеборг). Схема состава выглядела так:
В Германию еще ходил поезд в Вюнсдорф (город-штаб Западного военного округа). К нему цеплялись вагоны до польской Легницы через Кутно и Познань и немецкого Шверина.
21-й поезд шел до Праги через Лодзь, Вроцлав и Пардубице, а вместе с ним группы вагонов в Карловы Вары, Вену и Катовице.
По старой Варшавской дороге с остановкой в Гродно ходил поезд Ленинград — Варшава — Берлин с вагонами до Кельна и Парижа. Были и другие поезда «обычных» маршрутов типа Вильнюс — Варшава или дополнительные Москва — Берлин, просто уже без всякой экзотики.
Больше вариантов покататься по Старой Европе можно было найти лишь в самой Москве, на ее Киевском и Курском вокзалах. Составы и вагоны до Белграда, Бухареста, Афин (!) и даже Рима…
Вот какой широкий выбор был у советских граждан!