Одна из причин, по которой у нас никак не получается построить сильное и процветающее государство для народа

PR товаров и услуг и в белорусской прессе. О вас напишут ведущие СМИ Беларуси!

Хочу сегодня рассказать о важной проблеме, которая никого не волнует! Уверен, после этого поста вы не сможете жить как прежде, ведь эта проблема напрямую влияет на то, построим ли мы сильное и процветающее государство для народа или так и останемся с одним ПВТ у разбитого корыта. Для вдохновения в прошлое воскресенье я отправился в город Вилейку, чтобы оттуда уехать обратно по самому бессмысленному маршруту мира. Он связывает центры двух соседних районов — собственно, Вилейки, и Минска, и уходит на его преодоление ровно четыре часа. Да, автобус из Вилейки в Минск едет четыре часа. Как тебе такое, Элон Маск?

На самом деле этот четырехчасовой автобусный маршрут только частично раскрывает суть поднимаемого мной сегодня вопроса.

Я о транспортном сообщении внутри нашей страны, точнее, об аномальных зонах, где с этим транспортным сообщением все крайне плохо.

Для начала выведем за скобки железную дорогу. Несмотря на то, что белорусская железная дорога — это что-то медленное и не очень комфортное, но зато оно дешевое и реально едет. Там, где проложены рельсы, может проехать человек — для Беларуси это железное правило. Поезда пусть понемногу усыхают, но ходят, поэтому на БЖД всегда можно положиться.

Однако сеть железных дорог в Беларуси не очень густая. И там, где не ползают поезда, единственным вариантом за исключением личного автомобиля остается автобус. Да, в стране насчет автобуса есть определенные государственные социальные стандарты, но как раз эти стандарты, а также сложившаяся еще с советских времен практика «один заказчик —
один автопарк — один район» не самым лучшим образом сказывается на сообщении в глубинке.

Начнем с Минска. Минск — самый крупный город Беларуси, поэтому оказывает влияние на всю транспортную сеть страны. Другими словами, влияния центра хватает на то, чтобы автобусы ходили практически в каждый уголок Беларуси.

Неплохо дела обстоят и в областных центрах. Их жители имеют возможность без пересадок и особых проблем путешествовать в пределах региона, а также в столицу и другие крупные города страны.

И в городах-стотысячниках тоже все нормально. Новополоцк, Бобруйск, Борисов, Речица, Пинск и другие «пробивают» своим влиянием границы района и связывают его с соседними и далее.

А вот в маленьких городах все сильно хуже. Так как заказчиком транспортного обслуживания выступает местная власть, и на эту местную власть давят те самые социальные стандарты, то она дотирует движение исключительно в пределах границ района, лишь в некоторых случаях выходя за его границы — опять же, только лишь оказываясь в сфере влияния более крупных центров.

Наконец, на нижней ступени этого рейтинга находятся городки, которым не повезло с соседями: обступающие их районные центры тоже озабочены исключительно подвозом своих жителей до райцентра и обратно, а вообще местная власть с удовольствием сбросила бы это ярмо с плеч. Вывоз трудящихся за пределы района в таком случае возможен только по маршрутам до крупных городов (города), а вот в соседние мелкие — не попасть. Представляете, стоят рядом, в 20 километрах друг от друга, городки на 20 тысяч населения, а без личной машины дорогу между ними не преодолеть.

Смотрите хрестоматийный пример с городом Старые Дороги (Минская область). Стародорожский район граничит с Пуховичским, Осиповичским, Глуским, Любаньским и Слуцким. При этом между Старыми Дорогами и Марьиной Горкой, Старыми Дорогами и Любанью, Старыми Дорогами и Глуском вообще нет прямого сообщения. Слуцку и Осиповичами повезло — действует железка. Но железка не панацея для жителей удаленных от станций деревень, а станций мало, это ж не автобус с его частыми остановками.

Кроме того, даже если воспользоваться пересадками, то из Старых Дорог в Марьину Горку попадешь в лучшем случае за 3 часа (опять же спасибо БЖД), а на преодоление 30-40 километров до Любани и Глуска уйдет в лучшем случае 5 и 6 (!) часов соответственно.

Невероятная дичь для соседних микрорегионов!

И так — повсеместно по стране, даже вблизи столицы. Попробуйте попасть, например, из Дзержинска в Воложин, не заезжая в Минск. Это просто невозможно.

Смотрите, как выглядит карта пригородного сообщения Стародорожского района (с учетом маршрутов из райцентров до соседних райцентров) на общей карте маршрутов Минской области:

Искомая схема выделена голубым цветом
Искомая схема выделена голубым цветом

Ровно ноль выходов за пределы района при помощи автобусного сообщения — вот в каком мешке живут люди в Старых Дорогах и населенных пунктов поблизости. Да и проходящих маршрутов здесь нет, равно как местный автопарк порождает наружу лишь один автобус в неделю до Минска.

Почему же за вдохновением я поехал в Вилейку?

В сам город я попал маршруткой за 4 рубля, которая довезла меня в искомый город менее чем за 2 часа.

Город:

Автостанция — привет из 70-х:

Раз в неделю отсюда можно уехать в Минск автобусом, который умудряется плутать по просторам Беларуси аж 4 часа. Обслуживается он маршруткой модели Газель Next, на креслах которой начинает болеть задница уже через полчаса езды.

Вроде бы я должен наоборот похвалить этот маршрут, ведь он как раз возит людей в том числе между мелкими райцентрами — Вилейкой и Логойском — и позволяет жителям многих мелких деревень напрямую попадать в два райцентра или сразу в Минск.

Но в данном случае проблема заключается в том, что маршруты, которым насильно заложена скорость не более 40 километров в час — это не меньшее зло, чем полное отсутствие сообщения. Люди не пользуются тем, что неудобно, ходит редко и вообще это какой-то жесткий тарантас на шасси от грузовика.

Через три (!) часа «Газель» приезжает в соседний (!) райцентр Логойск.

Водитель сам жалуется на обязательство ехать медленно и, как следствие, практически полное отсутствие пассажиров.

В чем тогда логика?

А логики никакой нет. Именно поэтому мы имеем то, что имеем — маломобильную, запертую по своим углам страну. Отсюда растет очень много проблем, напрямую влияющих на качество нашей жизни.

P.S. Наверное, кто-то задастся вопросом, а зачем жителям Старых Дорог ездить в Глуск? Ответ на него такой: пока связи между городами нет, то и причин ездить тоже никаких нет. Примерно по такой логике даже на уровне глав государств и правительств ведутся переговоры об установлении, например, воздушного сообщения. Есть сообщение — есть экономика.

Подпишись на мой telegram-канал о Минске: в нем всякие забавные штуки, попадающиеся по пути. Контент нигде не дублируется!

Поделись с друзьями!