В Беларуси всего девять городов имеют более 100 тысяч населения и при этом не являются центрами областей, а Орша среди них на пятом месте по числу душ. Стотысячники — это уже настоящие города, где организация среды требует системных решений. В больших городах, как правило, люди живут плотно, поэтому растут районы, кварталы, массивы и рано или поздно в таком городе появляется путешественник, которому многоэтажки и подворотни интереснее всего. Сегодня прогулка по брутальным оршанским микрорайонам Черемушки и Восточный от вокзала до памятника Ленину. Самая мякотка!
Трудно найти того, кто не ездил в Москву на поезде, поэтому оршанский вокзал знаком всем. Орша — крупнейший железнодорожный узел страны по грузообороту, потому что в Орше пересекается два главных коридора страны: магистрали Москва — Брест — Берлин и Санкт-Петербург — Киев — Одесса. Да, под Оршей расположен и главный автомобильный перекресток страны.
Я слышал байку, что когда нацисты оккупировали Оршу, они несколько дней пытались запустить работу узла, настолько он им показался сложным. Слегонца попахивает трындежом, так как центральная линия — из Минска в Смоленск и далее — она, в общем, простреливает город насквозь.
В Орше действует крупная пассажирская станция островного типа, что уже само по себе встречается в Беларуси не часто. Еще реже встречается ситуация, когда обе стороны задействованы для пассажирского движения.
Пешеходный мост перекинут на обе стороны от станции: севернее лежит небольшой частный сектор, южнее весь город. Станция вообще расположена на значительном удалении от центра Орши, это фактически окраина райцентра, хотя проезжающим на поездах пассажирам так может и не показаться.
Этот кирпичный дом с башней и часами в ней у меня всегда ассоциировался со стоянкой в Орше, где обычно поездам меняют локомотив. Архитектурно дом представляет из себя эпоху 80-х, хотя мог быть построен и позже.
Дом удачно «замыкает» пристанционный квартал, формируя вот это ощущение присутствия чуть не в центре города за счет высоты и некоей монументальности. И башня с часами, конечно, тоже играет свою роль — как непременный атрибут шумного вокзала.
Соседняя кирпичная многоэтажка, похоже, пристроена уже позже:
Еще одно важное пятно занимает православный храм Рождества Христова, пребывающий в состоянии перманентного возведения. Заложен еще в 1998-м, фактически начал строиться 10 лет спустя. Издалека леса кажутся побитыми ураганом, но на самом деле это они так сколочены:
Не сложно догадаться, что когда-то здесь уже был православный храм, но в 30-х его перепрофилировали в вокзальную закусочную, в войну он крепко пострадал, в 50-е был взорван. Фундамент от него использован для магазина «Железнодорожник», существующего и поныне.
Да, дом с часами не только наводит красоту на примыкающее к станции пространство, но и выполняет маскировочную функцию. Он скрывает несколько унылые кварталы жилья железнодорожников, в основной своей массе представляющие из себя типовые двух- и пятиэтажки.
Надо сказать, что и внутридворовое пространство не ахти :)
Общественные пространства: казино, стадион, поликлиника (в здании межвоенной постройки, судя по типичному для тех лет остеклению лестничных маршей).
Пятиэтажка в симпатичной окраске:
Поликлиника в пристройке к дому с выложенным красным кирпичом крестом на фасаде:
Оршанские улицы:
Судя по карте, где-то здесь начинается микрорайон с милым названием Черемушки. Увы, при всем желании приплести к этому топониму строки из песни «Любэ» про трамвай «пятерочку» никак нельзя — в Орше нет трамваев.
Зато что есть, так это ансамблевость застройки. Некоторую торжественность кварталу придают свежие кирпичные многоэтажки, которые построены уже в современное время. Они и сложили целостный образ Черемушек.
Сам по себе микрорайон вытянут вдоль широкой улицы Мира. Она в свою очередь выходит из улицы Василия Молокова, начинающейся у вокзала, и ведет в центр. Другими словами, микрорайон является эдаким щупальцем многоэтажной застройки, которое во что бы то ни стало необходимо было дотянуть до окраинного вокзала, чтобы связать город со станцией. Вероятно, Черемушки строились мучительно долго: в них и пятиэтажки из 60-х, и девятиэтажки из 80-х и те красные домищи из 2000-х.
Впрочем, город свое дело сделал, застройку дотянул до вокзала.
Черемушки ограничены на юге железнодорожным мостом. Это круговая ветка, необходимая для смены направлений грузовых поездов в сложном оршанском узле. Эмоциональная точка микрорайона поставлена нетипичной многоэтажкой:
Сразу после еще больший массив, примыкающий к двум крупным предприятиям — инструментальному заводу и станкостроительному. На моей памяти оба предприятия практически не выходят из реанимационной палаты.
Многие могли слышать, что Орша и весь Оршанский район сейчас находятся на особом положении, фактически на этой территории действует особая экономическая зона — несмотря на свое положение и большой промышленный потенциал, пребывает регион в упадке. Не знаю, что в итоге получится (думаю, как всегда, ничего), но как минимум это уже забавно:
Чисто внешне сказать, что город оставляет депрессивное впечатление, я не могу. Да, есть отдельные нюансы, но те или иные нюансы характерны для любых белорусских населенных пунктов. Вылизанный центр, покрашенные фасады и слегонца облезлые многоэтажки — так везде.
Лично я свято убежден, что качественный рывок не случается по приказу сверху и уж точно маловероятен, пока мы поклоняемся идолам отжившей свое концепции общественного устройства.