Про минских таксистов «от борта»

Подпишись на мой telegram-канал о Минске: в нем всякие забавные штуки, попадающиеся по пути. Контент нигде не дублируется!

Обещаю, в этом посте не будет ни одной строчки про случай с Сашей Рогач, оставивший ее без 63 рублей и 55 копеек в результате действий алчного «фильтра» у торгового центра «Замок». Все, что могло быть написано, — написано. И про адский ценник «ипэшников», работающих отдельно от диспетчерских служб, тоже ничего писать не хочется: в конце концов они имеют право выставлять ту цену, которую считают нужной, главное доносить ее до клиента явным, а не квазимошенническим способом. Может, найдется дурачок, согласный ездить по 5 рублей за километр, город у нас большой. Сегодня про то, как минские таксисты умудряются одновременно ныть и упускать возможности.

У меня нет иллюзий: даже если сильно крутиться, много таксованием в Минске не заработаешь. Не думаю, что какие-то особенные деньги поднимают даже привокзальные уксусы-барыги, скорее всего и у них средний доход по отрасли. Конкуренция в сфере частного извоза высокая, тарифы низкие, клиентов ограниченное количество. Впрочем, извоз — не бог весть какая профессия, консерваториев для нее заканчивать не надобно — соответственно, вхождение в отрасль простое, а заработок ожидаемо низкий. То, что старые водители вздыхают по прошлым временам, когда они стригли тыщу чистогана за месяц, то это от незрелости самого рынка. Бизнесмены из 90-х тоже любят вспоминать, как они завозили в Беларусь вагон турецкого ширпотреба и делали состояние на тряпках, ковыряясь в носу.

Лидеры таксистских профсоюзов скучают по легким деньгам, но забывают, что легких денег в мире не бывает, особенно в высоконкурентной среде. Погуглите ради интереса, с какой рентабельностью работают продуктовые ритейлеры и в какой невероятно насыщенной среде они крутятся, даже если это полусоветская Беларусь.

Таксисты любят жаловаться на тарифы, и я должен признать, что в Минске действительно очень дешевое такси. Но таков рынок: мы живем не в самой богатой стране — тарифы сложились исходя из объективной ситуации. Помню, в Осло с товарищами проехал на моторе пару кварталов, так с карточки списало 30 или 40 евро. Там, соответственно, другая экономическая реальность.

Однако это лишь одна сторона медали. Другая заключается в том, что минские таксисты, точнее, большинство их, какие-то расхоложенные. Я каждое утро еду в офис на машине. У меня с водителем одной службы уговор: он завозит меня к месту приложения труда за фиксированный прайс (средняя цена между Uber и 135), а я таким образом защищен от коэффициентов первой службы и отсутствия машин у второй, например, в дождливый день.

И каждое утро мы проезжаем стоянку такси на Радужной улице. Почти каждое утро в самый час пик на этой стоянке припарковано несколько автомобилей такси разных служб. В самый-самый пик, когда спрос на услуги максимальный, эти ребята торчат на месте и курят бамбук.

Вы когда-нибудь думали о том, что в Минске практически нереально словить машину, подняв руку? Я не о частниках, которые давно и прочно напуганы транспортной инспекцией, а именно о легальном такси. Если по городской улице едет моторист, то он либо с пассажирами, либо на заказ, либо это техническая поездка (домой, на заправку, на мойку и т.д.). Еще с десяток лет назад я активно ловил машины прямо на дороге, но постепенно это становилось все сложнее и в конце концов практику эту пришлось прекратить. Последний раз, помнится, на Мясникова, так и не дождавшись маршрутки и спеша домой, я безуспешно поднимал руку каждому встречному мотористу, пока какой-то из них, отменив заказ (!), забрал меня. Он так и сказал:

— Эй, чувак, не пытайся ловить машину, подняв руку, никто не остановится. Вызывай по телефону.

У нас в стране не запрещено таксисту подбирать людей с улицы (в отличие от, например, Литвы). Но этим никто не занимается, хотя, существуй такая возможность у пассажиров, количество спонтанных поездок в городе однозначно бы возросло.

Так вот, эти ребята, что стоят на стоянке на Радужной, каждое утро упускают своих клиентов. Их клиенты пластичны: кто-то теперь использует Uber, кто-то IQ Taxi, кто-то «Такси Город» и что там еще появилось.

Рынок перевозок, как и любой другой рынок, меняется. Кто-то не может адаптироваться к новым условиям, кто-то выбирает путь «фильтра» — в мире всегда найдутся те, кто до сих пор считают маллет привлекательной прической, а мелодии 2 Unlimited актуальными. Просто когда речь заходит о заработке бабла, тупить смерти подобно. А тупить и жаловаться — это вдвойне неэффективно.

PR товаров и услуг и в белорусской прессе. О вас напишут ведущие СМИ Беларуси!

Поделись с друзьями!