Бесплатное не бывает хорошим. С днем знаний!

Подпишись на мой telegram-канал о Минске: в нем всякие забавные штуки, попадающиеся по пути. Контент нигде не дублируется!

Специально использовал дату 1 сентября для очередного поста, потому что он как раз про среднее и дошкольное образование в Беларуси. У меня есть мнение — оно не должно быть безоговорочно бесплатным для всех слоев населения. Более того, я считаю практику сборов средств родителями в школах и детсадах в сложившихся реалиях пусть не лучшим, но выходом. Их давно пора узаконить, а обществу свыкнуться с мыслью, что бесплатного ничего не бывает, в том числе образования. Обычно подобная точка зрения вызывает жесточайшее сопротивление, буду стараться его нивелировать.

Для начала нужно понять, почему государству выгодно делать образование общедоступным. Очевидно, потому, что оно отчаянно нуждается в рабочих руках — скажет кто-то и будет, без сомнения, прав. Я же добавлю: всеобщая грамотность предупреждает кучу проблем (например, в плоскости бытовой безопасности) и к тому же каждого человека подталкивает к осознанным выборам (это я не про политику, а выбор более качественных продуктов и услуг). Это задает общий уровень и не позволяет скатываться в унылую пещерность.

В общем, с одной стороны властям надо давать образование населению. С другой государство у нас не сильно богатое, и хотя худо-бедно подрастающее поколение обеспечивается знаниями, условия их передачи часто далеки от идеальных. Я вообще вспоминаю школу как жутко тоскливое место с неактуальным оборудованием в лабораториях, засаленными учебниками, неврастеничками-училками и алкашами-физруками.

Не мне говорить, как обстановка влияет на отношение. Изо дня в день на протяжении десятка лет возвращаясь в школу, где обязательно отломан шпингалет в сортире и несет сладко-липким компотом на весь первый этаж, кто хочешь отвернется от священного процесса учебы и будет воспринимать школу как повинность.

В коллективном родительском сборе средств нет ничего плохого. Это ваш выбор: ребенок может обучаться по тем или иным учебникам, получать или нет дополнительные знания по иностранным языкам и прочим предметам, сидеть на удобном стуле и смотреть в приличный телеэкран вместо потертых наглядных материалов времен развитого социализма.

Надо просто понять: государство не в состоянии дать это за свой счет. Кто-то должен платить: или власти, или вы; но если у властей не так много мотивации, то у вас ее заметно больше.

Конечно, как и любая сфера, где балом правит государство, есть множество путей для оптимизации. Но здесь тоже надо понимать, что сложившаяся система дошкольного и школьного образования будет всегда стремиться к самоподдерживанию. Другими словами, сделай власти образование официально платным, школы хорошо если бы поменялись через десятки лет. В ситуации, когда есть неофициальное дополнительное финансирование со стороны родителей, проще контролировать средства и реально влиять на качество обстановки в классе.

В общем, стоны недовольства сложившимся правилам игры мне непонятны. Инвестировать в мозги своих детей — разве это не естественно и логично?

PR товаров и услуг и в белорусской прессе. О вас напишут ведущие СМИ Беларуси!

Поделись с друзьями!