Из стран бывшего СССР Беларусь в плане сохранения движения на железной дороге еще ничего. Но страдает трансграничное движение, особенно его местная (пригородная) составляющая. Из 23 международных переходов на 12 есть сообщение поездами дальнего следования, но лишь на 7 остались электрички и дизель-поезда. А ведь когда-то (не так и давно) связками пригородных можно было добраться до Вильнюса или Риги, Чернигова или Брянска. Белорусская железная дорога постепенно закрывает возможности для ультрадешевых международных поездок на электричках, но соседи сотрудничают еще меньше: почти все оставшиеся переходы обслуживаются именно составами БЖД. Я составил карту всех железнодорожных переходов страны и расписал, какого типа движение на них еще сохраняется.
Итак, 23 перехода.
Пять с Польшей: в Бресте, Высоко-Литовске, Свислочи, Пограничном и Брузгах. Три с Литвой: в Узбережи, Беняконе и Гудогае. Один только с Латвией в Бигосово. Семь с Россией: в Алеще, Езерище, Заольше, Шуховцах, Шестеровке, Добруше. Наконец, семь с Украиной: в Кутке, Кравцовке, дважды в Иолче, Словечно, Бухличах и Хотиславе. Все они на карте:
Я разделил переходы по цветам. Ярко-красный — есть всё, то бишь грузы, дальние поезда и пригородные. Коричневый — только грузы и дальние. Светло-коричневый — только грузы и пригородные. Желтый — грузы и пригородные служебные, которыми невозможно воспользоваться обычным трудящимся (отдельный случай в Брагинском районе, о котором я писал в блоге — ссылка ниже). Черный — только грузовое движение. Серый — никакого движения нет, но физически переход находится в состоянии консервации, его при желании можно реанимировать.
Переход №1. Брест — Тересполь
Помимо нескольких российских поездов на запад, а также согласованного Минск — Брест — Варшава, здесь все так же можно по-старинке сесть в общий вагон и перекатиться на другую сторону местным сообщением. Формально это теперь пассажирский поезд, поэтому к нему применяется международный тариф — билет до ближайшего польского города стоит около 9 рублей.
Также надо понимать, что существует параллельный переход через Западный Буг несколько севернее основного хода, но он используется только для грузов. Был задействован и для пассажирских поездов во время капитального ремонта моста на основном ходу.
Переход №12 Заольша — Рудня
Это, конечно, кандидат на выбывание из красной группы, потому что если единственный пассажирский поезд Полоцк — Москва никуда не денется, то пригородный дизель Витебск — Рудня вполне может быть сокращен до крайней станции в Беларуси. Раньше весь участок от Витебска до Смоленска обслуживался на условиях паритета: утром свой поезд отправляла до Смоленска БЖД, вечером приходил дизель из Смоленска. Ныне Россия катает пригородные лишь до границы, а вот белорусы продолжают заезжать и в Рудню. Бог знает на каких условиях…
Переход №13 Шуховцы — Красное
Это магистральная линия Брест — Минск — Москва. Ситуация на ней аналогична Витебской: когда-то участок Орша — Смоленск обслуживался паритетно общими силами россиян и белорусов, но теперь за границу выезжают только электрички БЖД и только до первой станции на той стороне — станции Красное. Вероятно, перспективы перехода в том числе электричками здесь получше, так как трафика побольше. С дальними поездами все понятно: были, есть и будут.
Переход №22 Бухличи — Удрицк
Довольно живая линия, по которой поезда идут в том числе во Львов из Минска. Здесь в ходу единственный пригородный дизель Барановичи — Удрицк БЖД до первой станции в Украине. Состав популярный, отменить его без волны возмущения невозможно. От украинцев приходит дизель Сарны — Горынь — Сарны также 1 раз в сутки.
Переход №5 Брузги — Кузница
В 2016-м году польская сторона закрыла пригородное движение по маршруту Белосток — Гродно, но ввела дальний поезд Варшава — Гродно, ныне продленный с польской стороны аж до Кракова. По техническим причинам БЖД не может организовать собственный пригород, так как не совпадают не только колеи, но даже и тип электропитания. Впрочем, вообще размышлять о таких перспективах нет никакого смысла.
Переход №8 Гудогай — Кяна
Поездов на Вильнюс, сами знаете, достаточно, но ведь были времена, причем не такие и давние, когда сохранялось пригородное движение от Гудогая до Вильнюса — обслуживалось оно силами только Литовских железных дорог и было довольно востребованным.
Переход №9 Бигосово — Индра
Единственный переход с Латвией пропускает единственный пассажирский поезд Рига — Минск и его перспективы смутны. Направление обслуживается по паритету, и если БЖД в принципе почти не работает с маркетированием своих даже международных перевозок, то, на удивление, так же себя ведут и латвийцы. Поезд ходит полупустой, но еще как-то ходит.
Переход №11 Езерище — Невель
Это основная горловина для поездов на Санкт-Петербург, как из Минска, так и с югов, из Украины и Молдовы. Дальние будут всегда, а вот пригородное движение начало лихорадить сразу после развала «совка». Оно то исчезало на участке от Езерища до Невеля, то возрождалось, причем это продолжалось вплоть до 2000-х годов. Сейчас речи о восстановлении не идет.
Переход №16 Добруш — Злынка
Линия от Гомеля до Брянска и далее на Орел и Курск. Редкий случай, когда отмена пригородного движения сыграла на руку. Вместо невнятного дизеля Гомель — Новозыбков лишь трижды в неделю сейчас в ходу аж две пары условно дальнего поезда по аналогичному маршруту. Да, дороже, но чаще и надежней.
Переход №17 Куток — Деревины
Это магистраль на Харьков и далее в Днепр и Крым. Я еще помню пригородный поезд Гомель — Щорс (сейчас он называется Сновск), однако он очень давно заменен на аналогичный пассажирский. Кроме того, остается в ходу дальний Минск — Запорожье.
Переход №18 Кравцовка — Горностаевка
А вот здесь моего жизненного опыта уже не хватает, чтобы вспомнить местное движение. Линия в целом живая, здесь проходят поезда на Киев и Одессу, но нет обычного поезда даже между Гомелем и Черниговом. Соответствующие дизеля есть лишь в старых книжках-расписаниях.
Переход №21 Словечно — Выступовичи
Не слишком востребованная линия, используемая некоторыми дальними поездами (Киев — Рига, Санкт-Петербург — Кишинев). Пригородное движение убито еще при царе Горохе, дальнее тоже сокращается — например, отменен жуткий поезд Барановичи — Житомир, а также Минск — Кишинев.
Переход №15 Журбин — Ржачи
Эта линия всегда была глухой, здесь даже в советские времена по-моему ходило лишь пару дальних поездов. Очень долгое время жил и вполне себе использовался маршрут Гродно — Унеча, похоже, обрубок какого-то еще более древнего маршрута. Затем его сократили до станции Коммунары (это станция в границах райцентра Костюковичи), а сейчас оставили лишь прицепные вагоны. Однако жив дизель-поезд Кричев — Сураж (Сураж в данном случае это райцентр в Брянской области), причем жив раз в сутки. Удивительно еще и то, что от Суража до узловой станции Унеча на линии Гомель — Брянск пассажирского движения нет ни в каком виде. Раньше до Унечи ходил не только поезд из Гродно, но и вот этот вот дизель, и я на нем даже когда-то ездил.
В общем, переход очень странный. Фактически вся связь с миром по железке у российского города Сураж на совести БЖД. Как долго это будет продолжаться? О, думаю не долго.
Переход №19 Неданчичи — Иолча
На этом переходе сохраняется один пригородный поезд Чернигов — Иолча утром по субботам. Когда-то он был в ходу даже каждый день, затем сократился по выходным, затем вообще отменялся.
Переход №23 Хотислав — Заболотье
Этот переход тоже по-своему интересный. Линия никогда не была особо востребована, это соединительная ветка между белорусским Брестом и украинским Ковелем — здесь в незапамятные времена был какой-то дальний поезд и только. Зато дизелей сохраняется аж четыре в сутки. Людей там ездит тьма, все с торговыми целями.
Переход №20 Иолча — Семиходы
По сути этот переход даже не переход, так как находится он в зоне отчуждения и если здесь проходит поезд, то он не проходил никакие процедуры пограничья и таможни в Иолчи — прошел транзитом. В ходу грузы и служебные поезда на Чернобыльскую атомную станцию, пролетающие кусочек Беларуси на огромной скорости.
Переход №2 Высоко-Литовск — Черемха
Переход нетипичный. В советские времена он использовался исключительно как грузовой, конечно, но после распада СССР поляки организовали одновагонный рельсовый автобус до первой белорусской станции Высоко-Литовск в поселке Оберовщина. Жил он очень долго, затем помер, стадия движения перешла в бесконечное обсуждение необходимости восстановить. Угу.
Переход №3 Свислочь — Хайнувка
Этот переход один из самых загруженных грузовых переходов на БЖД, но было ли здесь когда-нибудь пассажирское движение, я не знаю. Карта местности, конечно, кричит — должно было быть. Фактов у меня нет.
Переход №7 Беняконе — Стасилай
Это линия из Барановичей и Лиды на Вильнюс. Довольно долго сохранялось пригородное движение, связывающее столицу Литвы с Беларусью. Несколько лет назад была попытка запустить поезд Гродно — Вильнюс. Просуществовал он лишь один сезон, увы.
Переход №10 Алеща — Клястица
Страшный медвежий угол и участок так называемой Бологое-Полоцкой дороги, причем первый участок, где померло пассажирское движение. Через границу ходили пригородные из Великих Лук и Новосокольников в Полоцк (ездил на первом где-то в 2003-м году), в конце концов их отменили. С белорусской стороны запустили обрубок до Алещи.
Переход №14 Шестеровка — Понятовка
Еще один переход с Россией, но уже в Могилевской области. Сквозное движение Кричев — Рославль закрыто в 2000-х (был паритет: сначала по два состава от сторон, затем по одному), ветка до Шестеровки оставалась действующей какое-то время и в конце концов стала первой на территории Беларуси, где БЖД закрыло всякое пассажирское движение. Техническое состояние линии позволяет пропускать грузовые поезда, более того, РЖД провела капремонт линии на своей территории около 2015-го года — говорят, это как-то связано с событиями на Донбассе.
Серая группа. Движения нет
Переход №4 Берестовица — Валилы
Он точно работал в СССР, но насчет независимых времен не знаю. Пассажирского движения после присоединения Западной Беларуси точно не было никогда. Рельсы на линии лежат до сих пор, причем линия была законсервирована не только в районе границы, но даже до Белостока от границы. Поляки ее реанимировали и пустили дизель-поезд. С белорусской стороны дизель ходит до агрогородка Пограничный (там есть автомобильный переход Бобровники).
Переход №6 Узбережь — Марцинконис
Старейшая железная дорога на территории Беларуси, так называемая Варшава-Петербургская магистраль, ныне разорванная в нескольких местах. Здесь были и дальние поезда, и пригородные, причем в 90-е годы уникальный пригородный Вильнюс — Гродно — Сокулка по территории трех стран. Сейчас с белорусской стороны дизель доходит прямо до границы в дачные поселки, а с в литовской до деревни Марцинконис. Рельсы, говорят, частично разобраны, но разговоры о расконсервации с открытием безвиза в Гродно вспыхнули с новой силой.
P.S. Переходы, которые никогда не будут восстановлены, хотя движение по ним существовало еще при нашей жизни: Поречье — Друскининкай, Лынтупы — Пабраде, Годутишки — Диджясалис. Все литовские.
Конец.