Российское общество взбудоражено введением системы оплаты с большегрузных автомобилей за проезд по дорогам федерального значения «Платон»: дальнобойщики устраивают стачки, готовятся заблокировать МКАД, а беззубая пропаганда списывает волнения на мифическую пятую колонну и, конечно, Госдеп. Но мне кажется обсуждать проблему нужно с другой стороны… Бесплатные дороги такой же нонсенс как, например, бесплатное отопление или мороженое в парке культуры и отдыха. Да, платить, должны не только дальнобойщики, но и водители легковых автомобилей. А вы как думали?
Несколько лет назад мне удалось побывать на виадуке Мийо, уникальном объекте на юге Франции. Вы могли не слышать его название, но уж точно видели на картинках или по Discovery: это гигантский мост, перекинутый через горную долину и сокращающий путь из Парижа до Средиземного моря на пару десятков километров. Внизу серпантин, тянущийся сначала по склонам, а затем упирающийся в маленький городок, ежегодно задыхавшийся от бурных потоков отпускников, направлявшихся на отдых в июле-августе.
Мийо стоил полмиллиарда евро, построен на частные деньги и передан почти на сотню лет в концессию. В конце XXI века виадук перейдет государству, но за этот срок он будет окуплен и принесет хорошую прибыль инвестору. Проезд по нему, к слову, стоит €7.
Любой француз вам скажет: лучше заплатить, чем колошматиться по серпантину и торчать на светофорах в городке. Лучше заплатить и долететь до Ниццы за 10 часов, нежели выбрать на навигаторе «только бесплатные дороги» и ехать до моря все 15 по проселкам и второстепенным дорогам.
Хотя, на мой взгляд, платить нужно за любые шоссе. Ведь они как объекты инфраструктуры тоже требовали в свое время серьезных вложений, а их поддержание влетает в копеечку и поныне. Что, дороги плохие? Ну так ничего хорошего бесплатным не бывает! Давно были в районной поликлинике? Как оцениваете детскую площадку в своем дворе? То-то.
«Платон» и подобные им системы в странах бывшего СССР страдают от непрозрачного расходования собранных средств и плохого пиара. Люди, которые придумали название «Платон» (очевидно, игра слов «плати» и английского «on»), наверное, и с остальным дали маху, но это не отменяет самого факта необходимости платить за использование инфраструктуры. Ее амортизация стоит колоссальных денег и все равно кто-то за это платит и этот кто-то — люди, населяющие страну.
У противников оплаты, пожалуй, есть аргументы, которые стоит рассмотреть. Транспортный сбор в составе цены на топливо, кое-где и налог на владение автомобилем… Мол, именно с этих денег государство должно содержать трассы в идеальном состоянии, все ж очевидно.
На мой взгляд, возникновение систем оплаты сигнализирует, что собранных денег не хватает. Или, что не менее вероятно, расходуются они нецелевым образом. Но в таком случае общество должно требовать отчета, а не просто противиться увеличению сбора. Общество обязано лоббировать такие законы, которые берут за горло не только водителей, но и власти, не обеспечивающие достаточное качество трасс при собранных деньгах.
Для наших стран звучит утопично. Но, положа руку на сердце, не менее утопичны хорошие бесплатные дороги. Да, расскажите мне про Германию.