Известные события сентября 1939-го года привели к существенному движению восточных польских границ: белорусская и украинская советские республики приросли крупными кусками бывших имперских земель. На 5 лет БССР получила в состав Белостокскую область, практически полностью возвращенную в итоге ПНР. Польше в итоге вернули обратно 17 районов, а 7 вошло в новую Гродненскую область (кое-какие земли вообще были отданы Литве, но незначительные). Вплоть до 50-х годов продолжалась переброска туда-сюда отдельных сельсоветов, однако контуры в целом оставались неизменными. Я объехал все бывшие райцентры Белостокской области, а также три входивших в состав Брестской, и рад показать и рассказать о каждом из них. Сегодня Сокулка (в белорусской традиции Саколка), мекка челночников из 90-х, побратим наших Молодечно и Ивья.
Цикл: 🇵🇱 Польша. Центр и восток | Оглавление
Развернуть
◉ 01 | Варшава. Улица Минская ← Читать!
◉ 02 | Варшава. Торговый центр «Золотые террасы» ← Читать!
◉ 03 | Варшава. Старый город ← Читать!
◉ 04 | Не чужой нам город Седльце ← читать!
◉ 05 | Лошице, но не в Минске, а в Польше ← читать!
◉ 06 | Легионово. Пешеходная прогулка ← читать!
◉ 07 | Новы-Двур-Мазовецки. Пешеходная прогулка ← читать!
◉ 08 | Закрочим. Пешеходная прогулка ← читать!
◉ 09 | Квантовый скачок в транспортной инфраструктуре Польши: новые поезда, автобусы, вокзалы ← читать!
◉ 10 | Белосток не только на закупах. Прогулка по центру милого областного центра ← читать!
◉ 11 | Крупнейший спальный район центра Подляшья — Пяста ← читать!
◉ 12 | Сердце челнока из 90-х забьется сильнее: Сокулка ← сейчас открыто
◉ 13 | В поисках очертаний советского райцентра: Даброва-Белостоцка ← читать!
◉ 14 | Августов, Августовский канал ← читать!
◉ 15 | Бывший пограничный город Граево, бывшая граница Белостокской области ← читать!
◉ 16 | Кнышин, типичная польская глухомань ← читать!
◉ 17 | Бельск-Подляски, давший миру Иосифа Лангбарда, давшего миру лицо Минска ← читать!
◉ 18 | Кляшчэлi, теперь Kleszczele ← читать!
◉ 19 | Самый белорусский из польских городков — Хайнувка ← читать!
◉ 20 | Максимально приятный Семятыче ← читать!
◉ 21 | Вечер в микроскопическом Браньске, где я опять попал впросак ← читать!
◉ 22 | Цехановец на берегу озер ← читать!
◉ 23 | Это могла быть граница Беларуси — Чижев ← читать!
◉ 24 | Замбрув на дороге из Белостока в Варшаву ← читать!
◉ 25 | Город повышенной пышности Ломжа ← читать!
◉ 26 | Единственный из оставшихся райцентров-деревень Снядово ← читать!
◉ 27 | Наиболее удаленный райцентр Белостокской области Кольно ← читать!
◉ 28 | Едвабне как депрессивная глубинка по-польски ← читать!
◉ 29 | Теперь пригород Белостока — Лапы ← читать!
◉ 30 | Теперь пригород Белостока — Заблудув ← читать!
◉ 31 | Сувалки, центр так называемого «Сувалкского коридора», о котором так много говорят ← читать!
◉ 32 | Главный туристический центр Подляшья, городок Тыкоцин ← читать!
◉ 33 | Перескочить из славянского окружения в прусское, в Элк, бывшую Восточную Пруссию ← читать!
Значимость Сокулки для челноков объясняется неожиданно. Да, это первый город на пути из Гродно в Белосток и в нем всегда работал рынок, где оседала часть белорусских и литовских товаров, но…
Сокулка — это один из пунктов исторической железнодорожной магистрали Санкт-Петербург — Варшава, уже не существующей в едином виде от первого до последнего километра (пути физически разорваны на белорусско-литовской границе, есть старый пост в блоге). В межвоенное время, когда эти земли стали польскими, пути были перешиты с русской на европейскую колею, а после войны переход к советскому стандарту 1520 миллиметров был совершен только в границах СССР. При этом до Сокулки проложен «советский» путь, а до Гродно «европейский» — так удобнее для транзитного грузового движения.
В итоге Сокулка с развитием челночного движения стала важным пересадочным узлом для части челноков. Гродненские, например, ехали обычно прямой электричкой в Белосток, но это только гродненские. Вот расписание уникального дизель-поезда через три страны Вильнюс — Гродно — Сокулка:
А ведь еще были поезда Могилев — Минск — Сокулка и Минск — Сокулка (по отдельному назначению в дни пикового спроса).
В общем, этот пошарпанный вокзал и уставшие перроны видели тысячи клетчатых сумок:
Со стороны города:
Поветовый центр практически не переступает через пути, основная часть города и его ядро лежат к северу от станции. Параллельно железке идет улица Колейова, то бишь Железнодорожная:
Круговая развязка в Польше часто получает отдельное название и наносится на карту. В данном случае это рондо Солидарности и мне на нем сворачивать в центр:
В центр ведет улица кардинала Стефана Вышинского, второго по значимости после Иоанна Павла II польского духовного лица. Вышинский в прошлом году был причислен к лику блаженных, но важнее его титул примаса Польши, по-простому говоря, «главного архиепископа».
Главная улица Сокулки называется Гродненской, что для Подляшья не является исключением. Те города и местечки, что больше тяготели к Гродно — по географическому, экономическому, политическому признакам — часто несут в себе такой вот топонимический отпечаток.
Сразу подошел на пару снимков к костелу святого Антония Падуанского. Постройка 1848-го года со значительными расширениями-приделами в начале XX века:
А вот вглубь наиболее старого ядра Сокулки направился по параллельной улице 1 мая, так как она на вид обещала более старую застройку. Вот:
В восточной Польше повсеместно в каком-то смысле родной нам желтый кирпич, иногда еще называемый литовским за чрезвычайное распространение в Литве. Желтого кирпича полно в Гродненской области.
Улица 1 мая как и соседняя Гродненская выводят на центральную площадь имени Тадеуша Костюшки. Вдалеке купола православной церкви Александра Невского:
Это не «муравьевка» в том смысле, что построена она до восстания 1863-го года. Православие в Подляшье исповедует довольно много людей, местами до 20%, хотя конкретно Сокулка не лидер. Колокольня была разрушена во Вторую мировую и восстановлена уже в XXI веке.
Кадры на площадь. В здании с колоннами Сокулкарайисполком:
Пожарная часть:
Группа приземистых домиков под красными крышами — дом культуры и краеведческий музей. Сильно подозреваю, что ближайшее здание на углу являлось когда-то почтовой станцией.
Еще дальше по Гродненской. После площади Костюшки она меняет название на Белостоцкую, становится совсем хорошо и душевно:
Впрочем, мощность исторического ядра невелика. За перекрестком с Варшавской оно распадается, застройка становится либо усадебной, либо многоэтажной, но послевоенной.
Ради интереса вернулся на станцию улочками частного сектора. Быстро холодало, трудящиеся принялись отапливать дома, и здесь я вспомнил, что в Польше это далеко не всегда газ, а зачастую торф, уголь и дрова. Воздух так себе.
Впрочем, мне Сокулка понравилась, хороший городок.