В Польше как и в большинстве стран мира сейчас нет промежуточного типа населенного пункта между деревней и городом, и абсолютное большинство последних совсем уж мелкие — когдатошние исторические местечки и села. Но даже среди «мелочи» бывшие белорусские Кляшчэлі выделяются скромными размерами. Этот город с его 1300 людьми занимает 950-е место из 964 по числу населения в Польше. В нем есть заколоченный деревянный вокзал 1900-го года постройки, «муравьевка» для православных и несколько сонных улиц, потревоженных крупным блогером цветущим майским полуднем.
Цикл: 🇵🇱 Польша. Центр и восток | Оглавление
Развернуть
◉ 01 | Варшава. Улица Минская ← Читать!
◉ 02 | Варшава. Торговый центр «Золотые террасы» ← Читать!
◉ 03 | Варшава. Старый город ← Читать!
◉ 04 | Не чужой нам город Седльце ← читать!
◉ 05 | Лошице, но не в Минске, а в Польше ← читать!
◉ 06 | Легионово. Пешеходная прогулка ← читать!
◉ 07 | Новы-Двур-Мазовецки. Пешеходная прогулка ← читать!
◉ 08 | Закрочим. Пешеходная прогулка ← читать!
◉ 09 | Квантовый скачок в транспортной инфраструктуре Польши: новые поезда, автобусы, вокзалы ← читать!
◉ 10 | Белосток не только на закупах. Прогулка по центру милого областного центра ← читать!
◉ 11 | Крупнейший спальный район центра Подляшья — Пяста ← читать!
◉ 12 | Сердце челнока из 90-х забьется сильнее: Сокулка ← читать!
◉ 13 | В поисках очертаний советского райцентра: Даброва-Белостоцка ← читать!
◉ 14 | Августов, Августовский канал ← читать!
◉ 15 | Бывший пограничный город Граево, бывшая граница Белостокской области ← читать!
◉ 16 | Кнышин, типичная польская глухомань ← читать!
◉ 17 | Бельск-Подляски, давший миру Иосифа Лангбарда, давшего миру лицо Минска ← читать!
◉ 18 | Кляшчэлi, теперь Kleszczele ← сейчас открыто
◉ 19 | Самый белорусский из польских городков — Хайнувка ← читать!
◉ 20 | Максимально приятный Семятыче ← читать!
◉ 21 | Вечер в микроскопическом Браньске, где я опять попал впросак ← читать!
◉ 22 | Цехановец на берегу озер ← читать!
◉ 23 | Это могла быть граница Беларуси — Чижев ← читать!
◉ 24 | Замбрув на дороге из Белостока в Варшаву ← читать!
◉ 25 | Город повышенной пышности Ломжа ← читать!
◉ 26 | Единственный из оставшихся райцентров-деревень Снядово ← читать!
◉ 27 | Наиболее удаленный райцентр Белостокской области Кольно ← читать!
◉ 28 | Едвабне как депрессивная глубинка по-польски ← читать!
◉ 29 | Теперь пригород Белостока — Лапы ← читать!
◉ 30 | Теперь пригород Белостока — Заблудув ← читать!
◉ 31 | Сувалки, центр так называемого «Сувалкского коридора», о котором так много говорят ← читать!
◉ 32 | Главный туристический центр Подляшья, городок Тыкоцин ← читать!
◉ 33 | Перескочить из славянского окружения в прусское, в Элк, бывшую Восточную Пруссию ← читать!
По Подляшью я старался передвигаться исключительно поездами, чтобы заодно обкатать все доступные линии региона (и сделал это). Еще в 90-х, а может и в двухтысячных — не уточнял — по этому участку, где стоит Клещеле, был проложен прямой рейс Брест — Белосток. Без смены колесных пар! От границы стран в районе городка Высокое и вплоть до областного центра и по сей день имеется путь колеей 1435 миллиметров, то есть европейской, так что при желании все можно вернуть назад.
Затем поезд усох до деревни Черемха, а после и вовсе был отменен, хотя я знаю, что в местной польской прессе было очень много возмущений трудящихся.
В Клещеле станции больше нет, вокзал заколочен и выставлен на продажу:
Мой дизель из Белостока:
Станция расположена примерно в километре от населенного пункта, но если автомобильной дорогой, то немножко дальше:
А можно проселком пройти напрямую, слушая жужжание пчел:
Коротенькая улица с названием Короткая приводит на Костельную, где стоит костел:
А уже с Костельной — шмыг — и на главную имени 1 мая (отсылка к празднику государственного флага Польши):
На самом деле Клещеле не выполняет основного формального правила городского статуса — в нем нет рыночной площади. Улица 1 мая просто рассекает населенный пункт из конца в конец, и все основное нанизано на нее. Качественный ремонт и благоустройство как и везде в Польше:
Остановки как и у нас из профилированного металла, а вот карман выложен природным камнем, чтобы не деформировать асфальт — так делают только в нескольких городах Беларуси:
Учреждение среднего образования с пристройкой спортивного зала:
Заборчик отделяет его от проезжей части, чтобы дети на радостях в связи с окончанием учебного дня не повываливались под колеса машин:
Уличная застройка:
На удивление тут как-то выживает кабачок:
Наиболее интересное строение — деревянная традиционная для Беларуси колокольня XVII века:
Каменная православная церковь, увы, куда более поздняя. Это каноническая «муравьевка» 1870-го года:
Ну, я пошел обратно на поезд:
Трудно поверить, что это город, но он не просто город — он был центром района БССР.