Я не верующий человек, но отношу себя к христианской культуре. Вообще мне все религии интересны, однако христианство вообще и православие в частности — особенно: архитектура, иконопись, обычаи и их толкование, короче, материальное и нематериальное наследие. Я посмотрел изрядное количество монастырей, кафедральных соборов и деревенских церквей, но это скорее краеведческий интерес. В Спасо-Ефросиниевском монастыре тоже бывал, правда, более 25 лет назад со школьной экскурсией, из которой, разумеется, помню почти ноль, только смутно автобус и дорогу. В этом посте нет ничего нового, особенного, каких-либо открытий. Просто сентябрьским днем зашел за ограду, погулял по территории, побывал внутри церкви и ушел. Чего приходил? Так, из любопытства.
Если София является старейшим православным храмом Беларуси (теперь в статусе музея, но с ежегодной службой) и старейшей каменной постройкой, то полоцкий монастырь древнейший из действующих. Он был основан святой княгиней Ефросинией в 1125-м году и имеет относительно прослеживаемую историю практически через все столетия. Также на его территории расположена Спасо-Преображенская церковь, завершенная в 1156-м году и дошедшая до нас без кардинальной перестройки. Изображена, к слову, на 10-рублевой банкноте.
Полоцкий монастырь имеет статус ставропигии, то есть он подчиняется не кафедре в Витебске, а напрямую экзархату в Минске. Это почетный статус.
Надвратная колокольня и административные постройки:
Старейший храм, уже упоминавшийся выше, сейчас стоит на реставрации, попасть внутрь нельзя. Именно в нем хранится крест Ефросинии Полоцкой, восстановленный в 1997-м году брестским мастером (оригинал считается утерянным в 1941-м). Проводимые работы призваны расчистить оригинальные фрески XII века, находящиеся под слоем более поздних росписей — это очень серьезный аргумент в деле продвижения храма на позицию в списке всемирного наследия ЮНЕСКО (вместе с Софией, вероятно).
На заборе вокруг церкви видна фотография подкровельного помещения, появившегося намного позже постройки здания — оно защищает хрупкие кирпичные кокошники:
Крестовоздвиженский неовизантийского стиля собор 1897-го года выполняет роль основного. Здесь все службы для прихожан (была и в день моего приезда, внутри не снимал):
Душевное место.