Вчера боги послали мне серьезное испытание: после почти целого дня на ногах нужно было зайти на почту (конечно, не открытку отправить, но забрать посылку с Али), а там случилась внушительная очередь. Это было бы не так страшно, если бы не севший аккумулятор в мобильнике. Единственным развлечением оставалось смотреть за людьми и терпеть, терпеть как настоящий белорус.
Те, кто пришел до меня и уже дорвался до заветного окошка, иногда с ленцой роняли фразы «Ну, я лично полтора часа отстоял», что наводило меня на тоскливые мысли о собственной судьбе. От безделья я начал анализировать, какие услуги создают пробки на почте и можно ли как-то оптимизировать технологический процесс их оказания. Забегая вперед скажу, что две сотрудницы моего 20-го отделения в Веснянке были предельно корректны несмотря на ряд откровенно дерзких и нервных клиентов. Я бы к концу рабочего дня с такими посетителями уже дико вращал глазными яблоками и пускал пену изо рта.
По моим подсчетам примерно 50% людей в очереди приходят за посылками. Они, как правило, не задерживаются долго и счастливые убегают домой. Однако попадаются экземпляры, которые и на таком пустом месте умудряются создать проблему. Так, у окошка проторчал с 15 минут парень, который был уверен в приходе посылки в отделение несмотря на отсутствие извещения. По его понятиям, раз трекер отбил прибытие в Веснянку, то и покупка пришла. Оказывается, это не так — извещение главнее. Таким образом парню придется отстоять еще раз эту очередь.
Немалое количество времени отбирает выдача пенсии. Причем, я замечаю уже в который раз, почта после 19 часов пенсию может выдать только при наличии денег в кассе (до этого проходит инкассация), но это всякий раз сюрприз для посетителей. Сложно повесить объявление на двери? «Пенсионеры, выдача пенсий производится с 12 до 18 часов, спасибо, пожалуйста» — и вот уже оптимизация нагрузки на работников. А пенсионерам — радость от полученных денег. Вчера же получилось, что двоим нужно вновь отстоять эту очередь. Итого три человека потеряли зря время и украли время остальных.
Однако по-хорошему выдачу пенсий на почте надо вовсе запретить. Во-первых, ее можно получать на дому — легально и бесплатно. Во-вторых, можно завести карточку. Разумеется, последний вариант не для всех — часть стариков немощны, часть не постигнут премудрости юзер интерфейса банкомата, но для них остается первый вариант. Выдача пенсий на почте — зло!
После получения пенсии обстоятельный пенсионер обязательно платит за коммунальные услуги. Удивительно, но в очереди находятся и люди помоложе, которые пришли сюда потратить час-полтора своей жизни на внесение оплаты за потребленные воду, газ и электричество. Это волшебные экземпляры. У них, как у всех работников, есть пластиковые карточки. Рядом есть инфокиоск, который без комиссии принимает оплату за коммуналку… Что мешает? Мешает, конечно, неготовое к переменам сознание и, я считаю, неудовлетворенное чувство социализации. А так в очереди посидел, вроде как почувствовал себя членом общества.
Оплату за коммуналку на почте, конечно, тоже нужно запретить. Это непрофильная услуга и никакой острой необходимости сейчас в ней нет.
Но есть на почте и профильные услуги, которые отнимают чудовищно непропорциональное важности услуги количество времени. Девушка передо мной не менее получаса отправляла пять заказных писем. Каждое она старательно подписывала (хотя могла это сделать заранее — опять украла мое время), а сотрудница бегала куда-то их штамповать. Не знаю, как реализована подобная услуга в капстранах, но, возможно, это вполне делается быстрее? Подскажите, кто знает.
Еще один «тормоз» — перевод денег. Это, конечно, традиционно почтовая услуга, но, опять же, мало уже у кого не осталось карточек в стране — закинуть на нее деньги очень просто через банк, а для самых умных и находчивых, через интернет.
При этом — обращу внимание — никому и в голову не пришло на почте стоять в такой очереди оформлять подписку на газеты, покупать конверты и открытки. Газетчикам я бы вообще не позавидовал в сложившейся ситуации: до своих клиентов они могут вовсе не достучаться, когда всем нужны посылки, пенсия и коммуналка.
В общем, почте пора серьезно заняться оптимизацией процессов. Перестать принимать взносы по кредитам и выдавать пенсии, брать деньги за коммуналку и ускорять традиционные услуги. Сложившаяся ситуация — нонсенс и расписка в беспомощности управленцев компании.