Поставы мне нравятся. У городка один из самых удачных «открыточных» видов на фоне широкой в пределах центра речки Мяделки. В Поставах неплохо сохранилась площадь и даже иногда заглядывают туристы, что само по себе редкость в белорусской глубинке. От столицы до райцентра всего 160 километров и их можно преодолеть на автобусе за 2-3 часа, но можно и целую ночь ехать поездом — состав плутает по глухим веткам, отстаивается в Крулевщизне и вообще никуда не спешит. Прогулка по Поставам.
Поставы были городом летчиков несколько десятков лет, причем началась их «военная» история еще при Польше. Аэродром действовал и во время оккупации (разумеется, в интересах нацистов), а затем в советское время. Райцентр прирос кварталами военных, но развал СССР поставил на аэродроме крест. В ведомственной военной газете я как-то читал статью о том, что основная причина ликвидации в плане захода на посадку, мол, самолеты вынуждены были залетать на территорию уже независимой Литвы. Попробуем поверить :)
Удивительно, но расформирование части никак не сказалось на населенности райцентра, он по-прежнему 20-тысячник и не особо сдает позиции. В общем, городок не такой депрессивный как Мядель, откуда я и приехал в Поставы на автобусе.
Автостанцию, правда, заперли куда-то на окраину из частного сектора. Выглядет она уставшей и по факту еще и типовой — такая до капитального ремонта работала в Вилейке.
Скорее всего посадка автостанции в глушь была оправдана относительно близким расположением к вокзалу. Железнодорожная линия Крулевщизна — Пабраде проходит по окраине Постав и даже после обрезания ее по границе Литвы (до станции Лынтупы) остается более или менее живой. По утрам сюда приходит состав из Витебска, причем технически этим составом можно прибыть из Минска, правда, придется сменить вагон: минские вагоны в поселке Воропаево уходят ветку на до Друи, а витебские, соединенные с минскими глубокой ночью в Крулевщизне, идут на Поставы и Лынтупы. Да, пассажиры, проделывающие это безумие, есть. Ну и есть пригородный поезд из Полоцка.
Остановка общественного транспорта у вокзала:
Вокзал с тыльной стороны:
На станции урчал тепловоз М62, задействованный в маневрах на лесопогрузке:
По карте я прикинул, что пройдя по железнодорожной насыпи на восток, мне будет удобно начать осмотр одного из бывших военных кварталов, практически вплотную примыкающих к полотну. Повезло: мимо прошуршал редкий в этих краях поезд — как раз пригород из Полоцка.
Редкий случай, но карта врала, причем врали все доступные мне карты в телефоне. Ближайшие к железке дома оказались снесены, а остатки обросших мхом фундаментов недвусмысленно указывали, что карты не обновлялись очень давно.
Но некоторые здания сохранились: какие-то приспособлены под мелкий бизнес, какие-то под пограничную заставу. Карта указывает, что на территории заставы есть заброшенный военный командный пункт времен СССР.
Бог с ним. Я внутри квартала!
Это районный дом культуры, где в феврале даст концерт для трудящихся Георгий Колдун:
В квартале нашлась польская межвоенка, перепутать которую ни с чем невозможно. Странным путем шла архитектура между войн, да.
Очевидно, ДОСы, дома офицерского состава, но без изучения справочников не скажу, чьих рук дело — польских или советских. Мне кажется где-то такой тип уже видел, вполне могли успеть построить в короткий период 39-41 годов, когда Западную Беларусь уже принудили к дружбе, а война на территорию СССР еще не перекинулась.
Слева на первом этаже встроенный медпункт врачей общей практики:
Как понять, что ты в бывшем военном городке? Вокруг натыкано панелек-пятиэтажек в голубых фасадах. Фирменный знак Западного военного округа, а может и всего СССР.
Общажка (общагам часто не полагались балконы — слишком жирно):
Военное прошлое Постав нашло отражение в муралах на этих голубых пятиэтажках. За символ взяли авиабомбу, так как в городке базировались бомбардировщики.
Ну и на въезде установлен Су-24М, который можно неплохо пофоткать за счет отсутствия застройки позади:
Истинно гражданские кварталы райцентра, разумеется, мало чем отличаются от бывших военных. Разве что без голубой отделки панелей :)
Дорога в центр:
Странное здание, гугление ничего не дало о его истории:
Типовое здание бани. Встречаю на территории Беларуси третий раз — предыдущие два были в Лепеле и Лиде:
Костел:
Костел стоит за историческим ядром Постав на берегу речки. От него открывается очень сочный вид на застройку площади:
Пара развалюшек на подступах к площади:
Исполком опять же типовой, а вот Ленин редкий, в движении. Бежит он, конечно же, в штаб власти:
В центральной части Постав сохранилось несколько зданий даже из XVIII века, например, вот эта гостиница (сейчас не гостиница):
Инстаграмно:
На площади нашлась кофейня Coffee Room (ул.Ленинская, 5), где сделали огромную чашку капучино за 3 рубля и 90 копеек — вторую такую же я попросил налить еще и в стакан с собой :)
Ну и улицей Павлика Морозова (!) обратно к автостанции, где уже под парами стоял автобус в Минск.
Поставы без сомнения имеют право на туризм одного дня в связке, например, с Глубоким и Миорами (но про Миоры я еще не писал). Душевно.