Мне как-то попалась на глаза любопытная статистика о среднестатистическом отношении пациента к назначениям лечащего врача. Точных чисел не помню, но там примерно такой расклад: значительная доля людей либо полностью забивает на лечение, либо его интерпретирует, то есть что-то из назначенного принимает, а что-то нет. Оставшиеся выполняют все старательно. Речь даже не про «дышите воздухом и поменьше стрессов» — тут разговор за таблетки и процедуры, которые должны устранить или приглушить проблему, с которой пациент и обратился к врачу. Звучит парадоксально, но так устроен человек и если с этим и можно что-то делать, то на это не хватит времени ни у одного врача мира (поэтому лучше просто соблюдать рекомендации и не рефлексировать). Такое длинное вступление про людскую психологию мне нужно было для поста про свою работу, где забить или интерпретировать назначения весьма распространенная практика. Бизнес, нанимающий специалиста из профессии «в которой все специалисты» (это не только родной мне PR, но все смежное из гуманитарной сферы от дизайна до маркетинга), часто не выполняет то, за что, собственно, платит и что ему остро необходимо. В столе любого биг босса лежат прекрасные одобренные им брендбуки, маркетинговые стратегии, сценарии рекламных роликов и в чем там еще время от времени ощущает нужду бизнес. Что с этими биг боссами не так?
C некоторых пор я стал крайне осторожен в выборе клиентов. Я с удовольствием отвечаю на все входящие запросы, приезжаю на встречи, могу даже немного консультировать без каких-либо оплат, но за любую работу не берусь. Мне стало важно понять настрой заказчика и убедиться, что он не соскочит в ближайшее время. Понятно, заработать деньги можно при любом раскладе — соскочит, не соскочит… Вопрос в том, что мои собственные ресурсы не бездонная бочка, и генерировать идеи невозможно бесконечно долго без снижения их качества (а даже самый низовой PR типа рекламной статьи требует хотя бы минимального шевеления мозгов).
Кроме того, продвижение инструментами PR требует довольно глубокой подготовки. Продолжая аналогию с врачеванием — тщательной диагностики: нужно разобраться, где протекает, где сильная сторона, что нести в массы, а что вуалировать. Предприниматель, созревший до работы с общественными коммуникациями, с интересом проводит всю эту довольно кропотливую и сложную работу, прилежно оплачивает соответствующие услуги и часто на этом все заканчивается.
То есть необходимость в PR остается актуальной, но движения никакого не происходит — заказчик под разными предлогами отмораживается и растворяется.
Честно говоря, я так и не разобрался, почему. Вопрос не в качестве оказанных услуг, то есть как минимум я никогда не получал соответствующих рекламаций и попросту не чувствовал недовольства. Ощущение, будто подготовительный этап открывает глаза на реальность со всем этим вашим пиаром: он стоит денег, он не рассчитан на быстрый возврат инвестиций, он плохо измерим.
Может быть что-то подобное чувствует человек после приема у терапевта? Это что, невозможно вылечить ишемию сердца одной таблеткой? Да нахрен тогда оно все надо…
Думаю, у врачей от таких пациентов уже давно нет никаких эмоций. Ну, каждый сам хозяин своей судьбы.
У меня примерно те же чувства, только я переставал сходу предлагать все эти стратегии и предпочитаю поначалу сделать что-нибудь попроще. Подобное поведение заказчиков даже простимулировало создать что-то типа пакетного предложения «для начинающих». Когда хочется попробовать, но не забираться слишком глубоко.
Впрочем, такой вариант развития событий не самый грустный. Что меня на самом деле волнует, так это периодически возникающие отказы от крепких креативов и эффективных инструментов — просто так. Некоторые идеи, доказавшие по итогу свою эффективность, «лежат на полках» долгое время, пока, наконец, не находится заказчик, соглашающийся на их внедрение. При этом мне с самого начала очевиден потенциал, но как эту очевидность расшарить на другого? Вообще непонятно :) Это что-то из плоскости дизайнерских задач: как нарисовать такой логотип, чтобы он на подсознательном уровне транслировал центральные месседжи бизнеса?
Хуже только с теми ребятами, которые заказывают экспертизу, а потом делают полную отсебятину. Абсолютно космические люди, способные удивлять в бесконечном режиме. С ними чистый рок-н-ролл: можно сколько угодно согласовывать планы и пожимать друг другу руки как бы в полном взаимопонимании, однако как только закрывается дверь в офис, там совершается магия другого порядка. Босс «Это я построил этот бизнес и сам знаю, что нужно делать» уже забыл все оговоренное и начинает творить. Бороться и переубеждать бесполезно: надо принять и простить.