Прежде чем ругать своего провайдера за высокие цены, почитайте этот пост

PR товаров и услуг и в белорусской прессе. О вас напишут ведущие СМИ Беларуси!

Вы знаете, сколько платите за интернет? Мой провайдер отдает 25 Мбит/сек за 225 тысяч в месяц, а «Белтелеком» предлагает такую же скорость за 175 тысяч — и это без учета акций для новых абонентов, которыми можно пользоваться практически бесконечно, если знать пару секретиков. Правда, мой провайдер продает услугу пакетно, чего не делает государственный оператор связи: есть в пакете еще IPTV, пара-тройка других сервисов, но мне ничего этого не нужно, хватает «чистого» интернета. Разница в 50 тысяч не такая и маленькая и, разумеется, частный провайдер берет их не потому, что «очень деньги нужны». И даже не потому, что работает неэффективно: бьюсь об заклад, любая госкомпания будет еще менее эффективной. Просто национальный оператор электросвязи и другие провайдеры все так же работают в неравных условиях, словно на дворе не 2016-й год.

Мало кто помнит, но нормализовать «Белтелеком» собирались еще в 2008-м году: сначала это были просто разговоры о демонополизации, затем был подготовлен проект закона, он успел пройти через две палаты парламента, но не смог преодолеть президента. Лукашенко не подписал документ, и национальный оператор связи остался единоличным правообладателем на внешнюю трубу. Как и тогда, частные провайдеры обязаны покупать импортный трафик через государственного посредника, и это никак нельзя считать равными условиями хозяйствования.

«Белтелеком», оказывающий услуги доступа в интернет под торговой маркой byfly, безусловно, сделал немало для информатизации белорусского общества. Пусть и не так быстро как требовало время, но оператор развернул ADSL по всей стране, построил крупнейший IPTV-провайдер страны, довел волокно не только до городов и поселков, но даже деревень. Эти достижения всегда приводятся как аргументы в оправдание монополии: мол, это, конечно, не рынок, однако сложа руки мы не сидели — вон сколько всего построили.

Правда жизни заключается в том, что строительством сетей с точно таким же успехом, а, возможно, и большим успехом, могли бы заняться частники. Но частникам всегда, во все годы, регулятор оставлял совсем небольшую вилку доходов — этих средств компаниям хватало на операционную деятельность и кое-какой рост в пределах района или города. Большего добился лишь «Атлант Телеком», имевший доступ к кредитным ресурсам материнской компании.

Вторая декада XXI века ознаменовалась бурным ростом xPON- и Ethernet-сетей в нашей стране. Благое дело: благодаря подводу волокна в каждый дом и квартиру белорусы получили возможность пользоваться более стабильным и заметно более быстрым интернетом, вплоть до 1 Гбит/сек в перспективе (а сейчас до 100 Мбит/сек). Однако их строительство у государственного провайдера и частных провайдеров стимулируется по-разному. Конечно, и первый, и другие ориентируются на некую экономическую целесообразность, запрос клиентов на высокие скорости, но если частникам никто не может приказать добиваться определенных показателей по подключениям и росту (их, конечно, больше волнует ARPU и выживаемость бизнеса как такового), то «Белтелеком» в немалой мере стимулируется собственником — государством. Если коротко, национальный оператор должен выполнять план любой ценой наращивать базу абонентов в и без того гипернасыщенном рынке.

И у крупнейшего провайдера есть один железный аргумент: цена. Вилка доходности компании заметно выше благодаря особому положению, пространства для маневра больше и конкурентам ответить попросту нечем.

Казалось бы, какое дело конечному пользователю до всей этой внутренней кухни, если ему просто выгодно платить меньше? Это закономерный вопрос!

Частные провайдеры, поставленные в неравные условия, имеют не так много вариантов противодействия монополисту. Первый и самый трудновыполнимый: безупречное качество доступа в интернет. Оно, разумеется, зависит от многих факторов, но в целом можно сделать допущение, что мелкий провайдер будет внимательнее следить за качеством услуг, нежели большой, особенно когда у пользователя нет вариантов. Помните ту нашумевшую историю в Кобринском районе? Если бы в поселках у людей была альтернатива, никогда в жизни «Белтелеком» не смог бы себя вести столь дерзко.

Второй вариант: высокий уровень сервиса. Быстрое устранение неполадок как на общей, так и на конкретной пользовательской линии, установка и настройка оборудования за короткий срок, и т.д. Здесь опять же можно вспомнить «Белтелеком» с его дикими очередями в центрах обслуживания, отсутствие модемов с передачей данных по wi-fi (сейчас такой проблемы нет, но она существовала приличный срок), долгий выезд мастера к вам.

Третий вариант: пакетная продажа услуг, предоставление комплекса услуг. Частные провайдеры как правило отдают пользователю не только сам интернет, но еще и нагружают его IPTV, видеонаблюдением, хранением видео в облаке и проч. «Белтелеком» традиционно продает только интернет, а покупка IPTV возможна с отдельным заключением контракта с Zala.

Кому-то таких аргументов мало, дело хозяйское. По большому счету частный провайдинг в Беларуси — он для более требовательных клиентов, остальным подойдет и монополист. Лично я для себя давно сделал вывод, что поддерживать рублем нечестную конкуренцию, отдавать деньги «Белтелекому», по возможности не буду никогда (тем более за их позицию с IP-телефонией). Взамен зато — хороший сервис и стабильный интернет.

Подпишись на мой telegram-канал о Минске: в нем всякие забавные штуки, попадающиеся по пути. Контент нигде не дублируется!

Поделись с друзьями!