Думаю не один я замечал, что главный проспект Минска в центральной его части — от площади Независимости до второго кольца (улицы Сурганова) — как бы разделяет наш город на две части. Зачастую из одной части в другую непросто попасть: помимо традиционных автомобильных заторов в час пик играет роль и организация движения. Скажем, я живу к северу от проспекта (в Веснянке), и когда мне нужно переехать из южной части города в сторону дома, психологически я воспринимаю центральную улицу города как препятствие, словно это не дорога для автомобилей, а, например, железка. Конечно, количество машин в Минске давно превысило пропускную способность рокадных и вообще перпендикулярных проспекту улиц, но, повторюсь, немало проблем создает организация движения. Давайте оценим все перекрестки с проспектом Независимости на карте.
Для начала я хотел бы сказать, что в Беларуси есть такая организация — Белорусская ассоциация экспертов и сюрвейеров на транспорте, которая проблемами типа той, что я озвучиваю сейчас в блоге, занимается профессионально. С ее руководителем Юрием Важником мы однажды встречались в радиоэфире, обсуждали парковки во дворах. Про научную деятельность этого общественного объединения часто пишут крупные сайты Беларуси, в статьях можно почерпнуть много полезной информации об организации автомобильного движения в Минске. Вообще в БАЭС толковые ребята, их всегда интересно слушать.
У меня чисто бытовой взгляд на проблему: по роду деятельности мне часто приходится переезжать из одного района Минска в другой, поэтому я давно изучил все возможные маршруты через центр.
Для начала я хотел бы отметить, что на обсуждаемом участке — от площади Независимости до Сурганова — все довольно грустно с общественным транспортом, пересекающим улицу с севера на юг и обратно. Посудите сами: в начале проспекта есть автобус №1 (курсирует по маршруту Ленина — Независимости — Свердлова), далее на Володарке, Комсомольской, Ленина нет ничего кроме второй линии метро. На Купалы одинокий 57-й маршрут, на площади Победы — 18-й и его дублеры, на Машерова — трамваи и 19-й автобус. Проспект в районе площади Якуба Коласа не пересекается общественным транспортом, невозможно на автобусе переехать и с Дорошевича на Бровки или Академическую. Наконец, на втором кольце автобусов и троллейбусов вдоволь.
Говорит ли это о том, что проспект — само по себе препятствие, которое сложно преодолеть? Безусловно! Влияет ли это на связи разных частей города? Конечно.
Но это еще не все. Когда я нахожусь в южной части, например, в районе Первомайской — Захарова и планирую ехать домой, передо мной встает печальная перспектива преодоления лабиринта улиц Киселева — Богдановича и прорыв через проспект Машерова, который в час пик просто стоит. Многие связи через проспект Независимости хоть формально и существуют, не слишком удобны в практическом применении.
Но что же автомобили? Двинемся от площади ко второму кольцу.
На мой взгляд недооценены возможности перекрестка с Володаркой. Реально — эта улица всегда пустая, перескочить проспект в обе стороны по ней одно удовольствие.
Дальше идет бессмысленная Комсомольская. После образования искусственного тупика на перекрестке с Немигой, улица стала вести из ниоткуда в никуда. Впрочем, при движении с юга есть возможность проехать до кинотеатра «Победа», затем повернуть на Интернациональную и выскочить на Ленина в районе площади Свободы (налево на Победителей есть поворот). Не так и дурно.
Перекресток с Ленина. Место, где власти нарисовали фломастером воображаемый тоннель еще 40 лет назад. Проблемный перекресток почти в любое время суток, особенно в направлении «юг — север», так как цикл светофора на нем абсолютно демонический. В итоге стоять в заторе приходится начиная от метро «Первомайская», последовательно зависая на углах с Кирова и Маркса.
С севера на юг чуть легче. Цикл светофора более божеский, но все минчане знают о ловушке этого перекрестка, когда бывшие две полосы «прямо» после пересечения проспекта превращаются в одну — левая заставляет повернуть на Маркса, правая — продолжить движение по Ленина.
Перекресток с Энгельса. Дорога, которая могла бы взять на себя часть трафика, но волею судеб остающаяся ненужным аппендиксом в теле города. Из-за перекрытого участка на «юге» в районе старой администрации президента — раз. Из-за ограниченного движения в районе старого города на «севере» — два. Можно забыть.
Янки Купалы. Редкий перекресток с проспектом, который проезжается в обе стороны без особого геморроя. И, главное, имеет практический смысл (хотя с севера на юг в меньшей степени, так как дорога упирается в по сути тупиковый квартал Захарова — Смоленской, ограниченный и рекой, и железной дорогой).
Площадь Победы. С севера на юг — без проблем. С юга на север — перспектива уткнуться в заторы на узких улицах прилегающих к Осмоловке кварталов. Кроме того, сама по себе улица Киселева ведет в тупик — с нее приходится сворачивать на Богдановича или, например, Кропоткина (не дай бог).
Проспект Машерова. Никаких нареканий. Разве что сам проспект Машерова при движении с юга на север: в час пик гарантированная тянучка вплоть до Даумана или даже Победителей.
Площадь Якуба Коласа. В теории можно выехать с бульвара Мулявина, перестроиться в крайнюю левую полосу, развернуться через площадь и уехать на Хоружей (чтобы потом на ней уткнуться в перпендикулярную Нововиленскую… но это отдельная история). Вопрос в другом: откуда может ехать человек со стороны Мулявина? Практически ниоткуда, так как это направление наглухо закрыто немаленькой промзоной в районе Платонова. Движение с севера на юг вовсе невозможно: выехать с Хоружей и попасть на Мулявина или Гикало возможно только вразжопицу — через Машерова и с разворотом на Бядули (!).
Дорошевича — Бровки — Академическая. Возможно только движение с севера на юг. В принципе вполне рабочий перекресток, если вам нужно куда-то в район БГУИР.
Ну и второе кольцо — Сурганова. Оживленный и вполне рабочий перекресток с огромным трафиком.
Что же это получается, дамы и господа? Проспект Независимости — препятствие на пути граждан трудящихся, едущих из одной части города в другую — вот что получается. Например, когда я торчу в районе метро Первомайская, я никогда не еду через Ленина, я требую у водителя поворачивать на вокзал, а оттуда уходить по Цеткин — Тимирязева домой. Потому что практически любое пересечение проспекта в Минске это головная боль.
Вы не находите эту ситуацию странной?