Даже удивительно, что я никогда не забредал на обширную территорию промышленной зоны, сформированной вокруг «Завода отопительного оборудования» в районе электродепо «Минск-Северный». Тем более удивительно, что она находится всего в 10 минутах от моего дома и небезынтересна сама по себе. Завод находится при смерти уже более года, однако от аппаратов жизнеобеспечения пока не отключен — период санации продлится до ноября 2020-го. К счастью, остановлены печи-вагранки, поэтому удушающая вонь не накрывает центр города. Бог с ним. Для прогулки про промзоне я выбрал конечную цель найти свидетельства существования железнодорожной платформы «Радиаторный», закрытой после ввода в эксплуатацию пассажирской части станции «Минск-Северный». Длиннопост с десятками фоток!
Место прогулки на карте:
Подойти к промзоне мне было удобнее со стороны улицы Тимирязева от корпусов бизнес-центра «Офисинвест».
Во дворах у него находится единственное в стране специализированное моторвагонное депо, где обслуживаются все электропоезда минского узла. В железнодорожной терминологии для обозначения депо используется термин «тяговая часть», что отсылает ко временам, когда «железка» была больше все-таки армией, чем гражданкой.
Четная сторона Тимирязева. Офисный центр с красным фасадом изначально имел рекламную вывеску «Дельта-Банк» на крыше, но после его банкротства исчезло слово «банк», поэтому комплекс стал называться «Дельта»:
Многоуровневый паркинг «Офисинвеста» прикрывает пути депо:
Через «железку» перекинут старенький пешеходный мост, становящийся местом развлечения бейсджамперов в теплое время года. Сколько я ни бился над загадкой, зачем ему лишний пролет на зеленой зоной, так и не смог ее разгадать ни старыми спутниковыми снимками, ни картами, ничем. Похоже, когда-то под пролетом лежали рельсы… или их планировалось здесь положить.
Вид с моста на четную сторону Тимирязева. На фото площадка погрузки готовой продукции завода холодильников «Атлант». Днем 2 января машин нет, что не удивительно.
Вперед к неизвестному 😎
Пешеходный мост лежит в разных уровнях: часть, расположенная ближе к Тимирязева, стоит повыше, а оставшаяся, что ближе к радиаторному заводу, пониже. Это объясняется профилем железной дороги. Пути депо почему-то лежат выше, а магистраль как будто в какой-то выемке.
Слева магистраль, справа депо:
Справа магистраль, слева депо:
Интересно, сколько еще эти рижские электрички будут работать в Беларуси. Самые старые из них приближаются к 40-летнему возрасту, что немало уже даже для железнодорожного транспорта.
Визуально заметно, что мост в высокой части в обозримом прошлом проходил капитальный ремонт с заменой пролетов. Часть пониже совсем прохудилась:
Еще интересный момент. Google Earth показывает, что до 2004-го года с моста было сделано два пешеходных спуска на пути — это какое-то время заставляло меня искать признаки существования остановочной платформы и здесь, а не только в районе Скрыганова. Однако нет — ничего подобного не прослеживается как минимум в расписаниях пригородных поездов, перерытых мной аж до 60-х годов.
А вот и завод:
Завод-вонючка плавил чугун в вагранках, распространяя свой едкий желтый дым на окружающие районы, еще до 2018-го года. Причем всего за несколько лет до начала процедуры банкротства успел пройти некоторую модернизацию литейного цеха ради уменьшения выбросов в атмосферу. Что ж, на сторону экологии стали экономика и менеджмент — предприятие фактически остановлено.
Спуск моста к проходной, похоже, в аварийном состоянии:
Отсюда хорошо видна старая низкая часть переправы и новая высокая:
Пушка на проходной и литые чугунные фонари должны, похоже, символизировать мастерство работяг. Как говорится, сталевары, ваша сила в плавках! Хотя сталь тут, конечно, никто не выплавлял.
В промзоне расположено множество предприятий, требующих сообщения с железной дорогой. Этот подъездной путь обслуживает некоторые из них — и пусть вас не смущает ржавчина на головках рельсов, она может появиться буквально за несколько дней в отсутствие движения.
Обожаю промзоны!
Путь продирается между заборов предприятий. Его усы предназначены для МАПИД, Завода опытных металлоконструкций и одного из цехов «Атланта». Впереди можно рассмотреть длинную девятиэтажку по Пушкина и краснокирпичную высотку на углу Ольшевского и проспекта.
А этот безымянный проезд пересекает промзону параллельно проспекту Пушкина. Интересен тем, что вдоль него зданиям рандомно выданы привязки к улицам городской сети. Например, позади меня у гаражного кооператива адрес по Тимирязева, справа у «Атланта» по Пушкина, а слева у радиаторного по Ольшевского.
МЗХ — Минский завод холодильников. Так, без приставки «Атлант», он назывался, когда деревья были большими.
Такая вот ракета оставлена здесь:
Меры пассивной безопасности по охране груза. Приставленные плотно друг другу грузовички не позволяет воришкам проникнуть внутрь и выкрасть ценное. Обратите внимание как просажен кузов «каблука».
Вид в сторону Пушкина. Слева гаражи ГСК «Атлант-Авто», внизу территория завода крупнопанельного домостроения:
Взгляд назад на «Офисинвест», откуда я начал свой путь:
Взгляд вперед в сторону улицы Ольшевского. Налево уходит еще один безымянный проезд, соединяющий промзону с улицами Бирюзова и Скрыганова. Туда я и направляюсь.
Вот этот проезд. Магистральные трубы теплоснабжения сигнализируют о близости теплогенерирующих мощностей — вон впереди труба. Справа заводоуправление «Спецбетонстроя»:
Отсюда можно насладиться индустриальными видами радиаторного завода:
Не знал, что в этой промзоне сохранилась старая кирпичная водонапорная башня. Водонапорки столь редкое явление в Минске!
Кадр вглубь промзоны. Видны площади ОАО «Строительный трест №15 Спецстрой»:
Ну а это так называемый «Сетевой район №5» — крупный теплоузел, выполняющий промежуточную роль в доставке тепла потребителям от центра генерации. Такие «сетевые районы» могут догревать воду, могут в принципе замещать ТЭЦ, либо вовсе быть автономными. Похоже, конкретно мой дом на Тимирязева запитан именно отсюда.
Лакокрасочная фабрика-банкрот:
Подъездной путь к сетевому району и база концерна «Белресурсы»:
Я почти пересек всю промзону. Впереди — бизнес-центр Green Plaza, где когда-то работал ресторан Spoon, а также хрущевки на Скрыганова и краешек ЖК «Каскад»:
Теперь к бывшей платформе «Радиаторный». Она располагалась неподалеку от окраины территории одноименного завода, причем подход к ней был возможен как со стороны Скрыганова, так и со стороны Тимирязева через пути моторвагонного депо. Сейчас подход оставлен лишь от «Каскада», а сделано это для гаражного кооператива «Отопитель-22» — один из его входов расположен рядом.
Дорожка к бывшей платформе, по которой когда-то ходили прибывающие и уезжающие пассажиры:
Один из последних старомодных деревянных павильонов на железной дороге стоял вот здесь, рядом с группой деревьев:
Собственно, деревья это все, что напоминает о его существовании. Павильон был снесен в 2011-м году. Фото railwayz.info:
А здесь вдоль рельсов была расположена узкая полоска заасфальтированной платформы:
Ее демонтаж был связан с развитием пассажирского пересадочного узла на «Минск-Северном», когда спустя миллион лет был открыт построенный в конструкциях, но заколоченный выход из станции метро «Молодежная» и организован сквозной проход от «Каскада» к ТЦ «Корона».
Такие дела!