В дизайне, маркетинге, журналистике, пиаре, фотографии понимают все!

На любых управленческих курсах вам обязательно расскажут, что есть несколько типов работников (от курсов зависит и количество типов, и собственно сама типология) — роботы или рабочие лошади, партнеры, звезды, свита и т.д. Все это очень занимательно и неплохо коррелирует с реальным устройством компании. Роботы приходят в 9 и уходят в 18, перелопачивая кучу нудной, но нужной работы. Партнеры претворяют в жизнь стратегию, звезды пьют кофе и рассуждают о высоких материях, поглаживая свое эго, свита дует в ушко пузатого директора. Компания при этом может двигаться в разных направлениях или не двигаться никуда. Расти и развиваться, стагнировать или отгнивать — факторов, влияющих на общий результат, очень много. Сегодня я хотел бы написать об одном, на мой взгляд, очень важном: позитивный вектор невозможен без свободы действий — всякому работнику по его потребности. Иногда руководителю или заказчику услуг нужно брать себя в руки и принимать тот факт, что ему вредно «разбираться» во всем.

Я управлял многими редакциями, а обучал еще больше коллективов. И со временем пришел к выводу: быстрее всего обучение происходит, если у обучаемого есть пространство для творческих маневров. Мне сложно судить о нетворческих профессиях, но в творческих именно так. Тот продукт, который генерирует специалист, является плодом долгого эволюционного пути, на котором встречались и победы, и поражения, и ошибки, и удачные находки. Если, к примеру, дизайнер имеет десятилетний опыт работы, то результат этих 10 лет так или иначе присутствует в каждом продукте.

Как не сложно догадаться, заказчики или управляющие бизнесом чаще всего подобным опытом не обладают, оценивая результат творчества на основе своего бытового опыта и эта оценка из полюсной системы координат — «нравится» и «не нравится». И если загорается лампочка «не нравится», то продукт просят «доработать» или вовсе «поиграть со шрифтами».

Это большая ошибка.

Дело в том, что конечный результат может не нравиться и самому его создателю (хотя чаще, конечно, именно нравится), но профессионал от любителя отличается тем, что точно знает, что работает. Текст без рюшечек и красивостей может показаться заказчику «сухим», но это именно тот текст, который нормально воспримет читатель. Рюшечки и красивости могут услаждать ухо главного босса, однако они вызывают отвращение у обычного человека.

У заказчиков зачастую возникает ошибочное ощущение, что они «разбираются» в текстах, фотографии, дизайне и от этого начинает сыпаться вся цепочка продуктивной профессиональной работы. Формально подрядчик должен сделать хороший с точки зрения эффективности продукт, а в итоге занимается удовлетворением чувства прекрасного заказчика. Амбициозный, настойчивый, устремленный подрядчик попробует доказать свою точку зрения, а другой сделает, как просят.

Конечно, я не отрицаю, что каждый из нас имеет право высказывать мнение относительного любого творческого или нетворческого продукта, используя как раз полюсную систему координат. Мне может понравиться один фильм и другой нет, я могу любить стряпню одного ресторана и не получать удовольствие от другого. Но я всегда стараюсь воздерживаться от учения, как надо было бы Ридли Скотту снимать «Бегущего по лезвию» или Гордону Рамзи готовить «Пастуший пирожок». Уверен, их экспертиза в миллионы раз больше моей, и если они сделали вот так, то так и могли.

Обладая определенной свободой действий, творческий человек не только имеет возможность производить наиболее эффективные с его точки зрения продукты, но и развиваться дальше, раз за разом отрабатывая тупиковые эволюционные ходы и сохраняя наиболее удачные.

Мудрый руководитель, мудрый заказчик это понимают. Глупцы херят все на корню.

Подпишись на мой telegram-канал о Минске: в нем всякие забавные штуки, попадающиеся по пути. Контент нигде не дублируется!

Поделись с друзьями!