Однажды мне в личку фэйсбука написала корреспондентка какого-то интернет-СМИ и долго пыталась выяснить, что меня раздражает. Я был чертовски занят, поэтому не хотел пускаться в пространные размышления и смял намечающееся интервью до короткого «ничего не раздражает». На самом деле это, конечно, не так. В самом широком смысле достаточно вещей, которые напрягают. Взять мой любимый Минск: он-то, само собой, чудный город, но есть в нем несколько особенно раздражающих черт. Сегодня — об одной из них.
Я все думал, как мне использовать улицу Притыцкого для своего блога. Написать о плохой архитектуре? Или о том, что у нас перестали строить ансамблями там, где они просто напрашиваются? Эта улица прямо иллюстрация всего.
Была еще третья идея.
Эта зараза появилась в 90-х годах и захватила не только столицу, но и всю страну. Бог ее знает, откуда она взялась, но избавление от напасти происходит очень медленно. Я о том, что кому-то пришло в голову красить фасады жилых домов во всякие неестественные цвета без какой-либо концепции и привязки к местности. Красят новые здания, перекрашивают старые, одевают их в термошубы и штукатурят, превращая город в набор акварельных красок.
Колористика Минска очень утомительна, как утомительно все, что сделано без вкуса. И ладно бы бесконечные бежевые вентфасады, от которых потихоньку начинают отказываться. Посмотрите, какими попугаистыми стали спальные районы!
Я прошел небольшой участок Притыцкого от «Каменной Горки» до пересечения с улицей Тимошенко, и отснял первую линию домов.
Ощущение, будто на нашей широте такой же дефицит красок, как в Находке и Анадыре, и в качестве компенсации принято решение красить фасады всем, что есть.
Розовый? Да какие проблемы. Розовый — самый подходящий цвет для старой советской панельки.
Или вот — раскраска а-ля сельская автостанция:
В глубине кварталов творится такая же жесть. Сиреневый, голубой, бледно-желтый, бордовый:
Проблема усугубляется тем, что многие дома закрыты в термошубы и отштукатурены, поэтому рельеф фасада получается ровным, что равносильно информационному шуму для глаза. В связи с этим архитекторы начинают играть со схемами окрасок, пытаясь создать композицию. Уровень Африки:
В масштабе старой советской ансамблевой застройки смотрится еще хуже:
Показательный дом. Фасад имеет более сложный рельеф, а краски выбраны «естественнее», «природнее», если можно так сказать. Здание сразу смотрится интереснее, хотя тут есть еще над чем работать:
У архитектора двух соседних рука дрогнула и потянулась к детскому набору красок. Как только лезет сирень и бордо, дом тут же превращается в Lego:
Запредельно плохой дом с ужасным фасадом. Парикмахерская в агрогородке Голожоповичи:
Тетрис:
Город, конечно, должен быть с более сдержанными цветами. Такую колористику можно применять в исключительных случаях и очень дозированно, обязательно соблюдая концепцию и строгие схемы окраски. Играет роль, конечно, еще и качество самой краски. Например, классический открыточный вид Стокгольма, площадь Сторторгет, не вызывает отторжения за счет однотонных фасадов и качественных насыщенных цветов:
А вот это, без сомнения, вызывает: