Интернет-журналистика избавилась от рефлексий

feeling-001

Работа с белорусской прессой для компаний! PR товаров и услуг дешевле, чем у агентств

Вчера я был с рабочим визитом в микрорайоне Чижовка и много думал. Пришло мне в голову казалось бы очевидное, но никем на моей памяти на бумаге не оформленное: в современной интернет-журналистике почти не осталось места для переживаний, теперь это прерогатива читателя. Как же так получилось, что СМИ стали менее «литературными» и более «сухими»? Куда ведет эта тропка и как смена ролей скажется в будущем на продуктах и эффекте от их потребления? Размышляю на заданную тему.

Богатые метафорами и сложными конструкциями «традиционные» СМИ в интернете не находят отклика. В Беларуси нет ни одного примера успешного переноса редакции из оффлайна в онлайн: в отечественном сегменте Сети популярны издания, никогда не имевшие бумажного или какого-либо другого варианта своей продукции. Корни вот где: не единожды уже упомянутое ускорение — создания медиапродуктов и их потребления. Фастфуд-журналистика — это ответ на запрос аудитории, ее желания потреблять быстро, сверхбыстро, ведь времени так мало, а информации так много.

Если есть дефицит времени, то растрачивать столь ценный ресурс на рефлексии, соотносить их на себя, неразумно, подсознательно считает читатель и по-своему, конечно, прав. В бушующем море информации действенны два типа информации: сухие факты (или фейки) и ненавязчивый фан, будоражащий самые поверхностные центры раздражений в мозге. Поболеть за «укропов» или «колорадов», пошерстить свежие подборки гифок и «самых впечатляющих фотографий XX столетия», пробежаться по галереям оголенных красавиц. Быстро переваривается, легко усваивается, эффект достигается без лишних телодвижений.

Сетевые СМИ освободились от рефлексий, упростили заголовки, забанили метафоры и стали выдавать на-гора информацию, которую можно потребить очень быстро. Невидимая рука рынка во всей ее красе.

Читатель требует унификации языка общения между ним и интернетом. Я уже писал как-то, что универсальным языком в Сети является фотография. Фотография позволяет максимально быстро передать информацию и почти не дает пространства для разночтений. Разговор на одном языке с максимально широкой группой читателей — это значит отсекание всего лишнего, куда изначально попали богато представленные в СМИ чувства и «красивости», ведь, напомню, каждое слово и тем более группу слов мы воспринимаем по-разному.

Куда уж тут до эпитетов и метафор, до чувств и сложных лексических конструкций! Ведь и ощущаем мир мы тоже по-разному даже на физиологическом уровне. Кому-то легко переносить жару, другой морозоусточив. Даже цвета мы видим не одинаково, пусть и диапазон этой разницы не столь широк.

А чувствуем и подавно. Чувства — это наш опыт, наши знания, генетика и интуиция. Уникальный для каждого человека коктейль, требующий вдумчивого неспешного потребления, медленной фильтрации через свою душу — словно песок просеивать. Соотносить, примерять, анализировать, где «жмет», а где слишком «свободно».

Времени на это у большинства в интернете нет.

Забавно, как это сказывается на профессии в целом! Вчера мне подумалось — ведь таким образом снижается «вес» журналиста как автора, он все меньше творит и все больше выдает ожидаемый продукт — из шеф-повара превращается в сотрудника «Макдональдса». Отсюда и потеря престижности профессии! Журналист больше не явление, теперь он так, еще один станочник на фабрике удовольствий, приемо-передатчик с сугубо утилитарными функциями.

Telegram-канал "Минск и минчанин": всякие забавные штуки, попадающиеся по пути. Только для любознательных

Поделись с друзьями!
  • Yevgeny Gromov

    Оно и правильно, бывает читаешь пафосные заголовки, аж подташнивать начинает.

  • Alexandr Malkou

    Не, ну в заголовках то креативят, действительно!))

  • Alex Voevodin

    про баннер справа — до этого слово ресторан рядом с гамбургером я видел только в маке ))))

    • Денис Блищ

      В каждом втором ресторане Минска готовят бургеры

      • Alex Voevodin

        не зря я преимущественно бываю в кафе :)

  • gt25

    Нет никакой т.н. «журналистики», это симулякр. И соотв.факультет бгу давно предлагается закрыть.