Не спешите ругать белорусов, или Почему собралась толпа на открытии Reserved в Минске

▶︎ То, что остается за кадром: мой инстаграм ◀︎

Я не хотел бы оказаться в толпе, собравшейся на открытии Reserved в Минске. Мне чужда гонка за скидками в первый день работы гипермаркетов и вообще любых других магазинов. Не люблю столпотворения, даже если это рок-концерт: в толчее обязательно кто-то оттопчет мои небесной синевы «нью бэлэнсы», толкнет в бок, а я сам, будучи немаленьких габаритов, доставлю неудобства другим. Но я занимался пиаром открытия Reserved, поэтому по долгу службы был в тот субботний день в «Галерее» и, когда ленточка была перерезана, поднял мобильник, чтобы снять проход первых покупателей. Видео из фэйсбука подхватили СМИ, устроив из этого почти сенсацию. Не отставали и комментаторы, обличающие покупателей. Но толпа собралась, как собирается толпа по разным поводам в других странах мира, и это о чем-то должно нам говорить. Так о чем?

Помните как в Минске открывался первый 3D-кинотеатр? Тогда как раз пошла премьера, пожалуй, самого успешного из фильмов, снятых в 3D, «Аватара». Маленький зал «Киева», до этого бывший на обочине столичных любителей кино, ежедневно собирал аншлаги на всех сеансах, а билеты было не достать: перекупы их продавали со страшной наценкой. Была зима, стояли морозы, но очереди в кассу «Киева» не уменьшались, потому что всем хотелось прикоснуться к чуду.

Кто-то попрекнет, мол, если я подвожу к сравнению с Reserved, то сравнение выйдет некорректным. Ведь «Аватар» это искусство, а польский бренд — только лишь одежда.

А я считаю, что сравнение как раз точное. И сама технология 3D, только появившаяся тогда в Минске, и «Аватар», и штаны Reserved — это простые и понятные вещи, доступные широким слоям населения как по стоимости, так и по своему содержанию. Ведь не собирается толпа на показы фильмов Ингмара Бергмана? Не стоят очереди за платьями Ральфа Лорена?

В нашей стране до сих пор существует огромный отложенный спрос на качественные и недорогие вещи и услуги. Рынок насыщается, но до полного удовлетворения ему еще далеко. Два года назад в первый Burger King собралась гигантская очередь желающих попробовать легендарный воппер. Сегодня появление новой точки сети не интересует даже редакцию профильного сайта: спрос на вопперы удовлетворен, в ресторанах не наблюдается не то что ажиотажа, а зачастую и посетителей вообще.

Не стоит так же забывать, что, хотя вам кажется обратное, большинство белорусов никогда не бывали за границей. О магазинах в Белостоке и Вильнюсе они читают на страницах Onliner.by и смотрят в инстаграмах своих более активных друзей. Для этих людей крайне важно оставаться в тренде, формируемым информационным полем и обществом. Получить товар, дающий им доступ в определенную социальную группу, является если не генеральной целью, то одной из второстепенных.

Кстати, именно поэтому я скептически отношусь к критическим замечаниям комментаторов. Может как-то иначе, но они тоже ищут способы попасть в те группы, которые для них важны — например, переехав в Минск на постоянное место жительства или купив конкретный автомобиль. Это жизнь! Никто из нас не Лама, чего уж там.

Наконец, фактор скидки. Толпа у входа в магазин собралась без какой-то подпитки вовне. Пошел слух, что в первые два дня будет дисконт 30% на все вещи Reserved, это заинтересовало одного, десять, сто человек, что быстро вовлекло в воронку и случайных прохожих. Что ж, надо порадоваться, что белорусы готовы покупать одежду импульсивно: есть еще, значит, денежки в карманах.

В общем, не ругайте своих сограждан. Все хотят дешево и красиво одеваться, покупать добротные вещи и экономить собственный бюджет. Если вы уже прошли эту стадию своей пирамиды потребностей, то дайте и другим ее пройти.

▶︎ Неожиданные закоулки Минска, странные находки, забавные детали. Телеграм-канал "Минск и минчанин". ◀︎