Водопады патоки и фонтаны елея: как принято писать рекламные тексты в Беларуси

Rainbow_puke_Tretiakovka

Работа с белорусской прессой для компаний! PR товаров и услуг дешевле, чем у агентств

В тот день, когда заказчик рекламной статьи швырнет в лицо подрядчику слова «Что за приторную чушь вы мне написали?», планета сойдет с орбиты, ударят громы и молнии и пробудятся вулканы. Но можно не беспокоиться: похоже, система очень устойчива. Рекламодатель уверен, что чем больше сладкой ваты в тексте, тем лучше продажи, а подрядчик по-другому не умеет.

Я листал страницы tut.by и наткнулся на текст, рекламирующий дизайн-студию. Трудно представить что-либо более пошлое: «А главное – такой интерьер легко меняет свой облик. Как «маленькое чёрное платье» в гардеробе женщины: достаточно добавить лёгкий шарфик – и вы неотразимы! Все эти «рюшечки-воланчики-оборочки», требующие кропотливого труда и уймы времени, приходят и уходят. А «платье» интерьера – остаётся. Только вовсе не «чёрное»!»

Или вот еще: «Именно у нас есть для этого абсолютно всё! И в первую очередь – высококлассные дизайнеры, прекрасно ориентирующиеся в новейших европейских тенденциях, современных технологиях (мир не стоит на месте!). Они поймут и почувствуют, что надо именно вам. И блестяще воплотят это в реальности, да еще и помогут сэкономить вам деньги».

Если вы думаете, что другие статьи написаны иначе, то спешу разочаровать. Абсолютное большинство рекламных текстов в Беларуси написаны именно в таком стиле. Безвестный копирайтер, ратующий за отсутствие рюшечек в «современном европейском дизайне», сам так густо усыпает свой текст словесной лепниной и дешевой позолотой, что вызывает рвотный рефлекс.

Пора уже всем признать, что это не работает. У интернет-читателя нет ни одной причины читать вашу статью, рекламную или обычную, потому что между вами нет зримого договора. В интернете никто никому ничего не должен.

Обязательства возникают только тогда, когда статья интересная, причем даже не важно, рекламная она или нет. Текст о дизайн-студии, в котором ее сотрудник рассказывает о тенденциях в этой сфере, о вкусах белорусов, о типичных ошибках и удачных решениях, об экономии и материалах не просто не потеряет свой рекламный потенциал, а даже его приобретет. Ведь читатель увидит перед собой компетентного спикера, а не балабола, рассказывающего про черное платьице, которое блестяще дополняется шарфиком. Более того, читатель прочтет ее на самом деле, а не остановится на заголовке, даже не открывая ссылку.

В белорусских рекламных текстах больше самолюбования заказчика, чем реальных решений задач. Заказчик наивно думает, будто, расхвалив себя нежнейшими эпитетами, он создаст некую дополнительную привлекательность своих услуг. Примерно так же размышляют немолодые женщины, анонимно раздаривая себе виртуальные подарки в «Одноклассниках». Правда же одна: ни водопады патоки, ни букеты из пиксельных цветов в конечном счете не продают.

Перед тем как я пройдусь по исполнителям, хочу предупредить одно возражение. Кто-то обязательно захочет сказать: исполнитель не виноват, именно так желает заказчик и по-своему, конечно, будет прав. Но исполнители — это не только не нашедшие себя в реальной профессии выпускники журфака, но еще и менеджеры, знающие о рекламе поболее девочек-старшекурсниц.

Вы-то куда смотрите, аксакалы? Почему вы не занимаетесь воспитанием вкуса у своих клиентов? Вы же прекрасно понимаете, что это — не работает.

Telegram-канал "Минск и минчанин": всякие забавные штуки, попадающиеся по пути. Только для любознательных

Поделись с друзьями!
  • Nikita L.

    Уважаемые друзья, наша компания ЧУП Хуита рада представить вам экслюзивную хуиту, которая бесспорно является лидером на рынке хуиты в Республике Беларусь!

  • Anton Marchanka

    Есть на эту тему старая, но очень годная «аткрытка» — каждый раз вспоминаю ее в таких случаях.

  • AntoXa aXotnA

    закажу у блища.

  • victogan

    Я в таких «рекламных» статьях даже заголовки не дочитываю

  • victogan

    Сперва надо определиться что хочет заказчик. Ублажить себя или сделать рекламу. Зачастую на понты никаких денег не жалко.

  • Сергей Анатольевич

    Соглашусь с Денисом. Его «реклама» пельменей «вичи» оказалась в 100 раз более эффективной, чем вся официальная «Рэкламная кампания», по крайней мере, для моей семьи. Трескаем временами пельмешки:))

    • Сергей Сахацкий

      кстати да я после того тоже прикупил — весьма недурные пелемени оказались.

  • Иван Сидоров

    …Помню, работал я в маленьком промышленном журнале, существовавшем только за счет рекламы. Писали там статьи о заводах за деньги. Потом этим же заводам рассылали журналы бесплатно. Пишу я, значит, статью о каком-нить «Сморгонском автоагрегатном» (шютка).
    Рекламные статьи руководители таких предприятий не понимают. Они должны увидеть то, что написано в их буклете.
    Так вот — беру эту брошюру, меняю местами абзацы, кое-что подправляю и отсылаю назад. В 99% случаев резюме с той стороны — «отличная статья, автор молодец». И редакции переводят бабки.
    Вариант неудачный — следует грозный звонок с завода, типа, что это вы там понаписали? Вы же всё передрали из брошюры! У вас не журналисты, а говно!
    В этом случае я меняю абзацы в своем тексте ещё раз, иду к верстальщику, инструктирую его. Он звонит на завод, представляется журналистом «Пупкиным», которому поручили исправить материал нерадивого коллеги.
    Снова высылаю статью, со своими же правками, с редакционного е-мейла, уже за подписью «Пупкина». Ответ всегда положительный. Молодцы, хорошо поработали, можете, если хотите!

    Это же элементарно — руководителю статья не понравилась, он кинул её заму или кому-то там. Дал поручение проконтролировать, довести до ума. Тем, кому поручено, это нафиг не надо, им лишь бы спихнуть. Никто ничего и не читает. Позвонят, покричат -и всё. У них тоже дела. Директор потом спрашивает — ну что они там, доработали материал? Зам. отвечает — да, конечно! Ему же поручили…
    Полгода, пока я не нашел нормальную работу, один «тянул» всё это издание. Все были счастливы.
    А самое интересное, что всё описанное, практически, общепринятая практика. Ладно бы с кондовыми заводами прокатывало, но я проделывал это, например, с корпорацией Oracle:-).
    Так что, думаю, что кроме профессиональной этики на лекциях молодежи надо бы рассказывать и о том, как выживать в это трудное время, имея такую убогую, с точки зрения оплаты труда, профессию.

  • Сергей Сахацкий

    Просто к затратам на рекламу нужно относится как к затратам — потратил деньги и забыл, а потратил потому что строчка такая есть в бизнес плане — реклама, и в себестоимости учтена.

  • Sergeve

    вот еще свежак http://news.tut.by/society/443086.html

  • Vadim Mojeiko

    Про немолодых женщин в Одноклассниках жестоко :)

  • Alexandr Vasilyev

    Это ж прям из начала 90-х тексты. ))))