Водопады патоки и фонтаны елея: как принято писать рекламные тексты в Беларуси

Подпишись на мой telegram-канал о Минске: в нем всякие забавные штуки, попадающиеся по пути. Контент нигде не дублируется!

В тот день, когда заказчик рекламной статьи швырнет в лицо подрядчику слова «Что за приторную чушь вы мне написали?», планета сойдет с орбиты, ударят громы и молнии и пробудятся вулканы. Но можно не беспокоиться: похоже, система очень устойчива. Рекламодатель уверен, что чем больше сладкой ваты в тексте, тем лучше продажи, а подрядчик по-другому не умеет.

Я листал страницы tut.by и наткнулся на текст, рекламирующий дизайн-студию. Трудно представить что-либо более пошлое: «А главное – такой интерьер легко меняет свой облик. Как «маленькое чёрное платье» в гардеробе женщины: достаточно добавить лёгкий шарфик – и вы неотразимы! Все эти «рюшечки-воланчики-оборочки», требующие кропотливого труда и уймы времени, приходят и уходят. А «платье» интерьера – остаётся. Только вовсе не «чёрное»!»

Или вот еще: «Именно у нас есть для этого абсолютно всё! И в первую очередь – высококлассные дизайнеры, прекрасно ориентирующиеся в новейших европейских тенденциях, современных технологиях (мир не стоит на месте!). Они поймут и почувствуют, что надо именно вам. И блестяще воплотят это в реальности, да еще и помогут сэкономить вам деньги».

Если вы думаете, что другие статьи написаны иначе, то спешу разочаровать. Абсолютное большинство рекламных текстов в Беларуси написаны именно в таком стиле. Безвестный копирайтер, ратующий за отсутствие рюшечек в «современном европейском дизайне», сам так густо усыпает свой текст словесной лепниной и дешевой позолотой, что вызывает рвотный рефлекс.

Пора уже всем признать, что это не работает. У интернет-читателя нет ни одной причины читать вашу статью, рекламную или обычную, потому что между вами нет зримого договора. В интернете никто никому ничего не должен.

Обязательства возникают только тогда, когда статья интересная, причем даже не важно, рекламная она или нет. Текст о дизайн-студии, в котором ее сотрудник рассказывает о тенденциях в этой сфере, о вкусах белорусов, о типичных ошибках и удачных решениях, об экономии и материалах не просто не потеряет свой рекламный потенциал, а даже его приобретет. Ведь читатель увидит перед собой компетентного спикера, а не балабола, рассказывающего про черное платьице, которое блестяще дополняется шарфиком. Более того, читатель прочтет ее на самом деле, а не остановится на заголовке, даже не открывая ссылку.

В белорусских рекламных текстах больше самолюбования заказчика, чем реальных решений задач. Заказчик наивно думает, будто, расхвалив себя нежнейшими эпитетами, он создаст некую дополнительную привлекательность своих услуг. Примерно так же размышляют немолодые женщины, анонимно раздаривая себе виртуальные подарки в «Одноклассниках». Правда же одна: ни водопады патоки, ни букеты из пиксельных цветов в конечном счете не продают.

Перед тем как я пройдусь по исполнителям, хочу предупредить одно возражение. Кто-то обязательно захочет сказать: исполнитель не виноват, именно так желает заказчик и по-своему, конечно, будет прав. Но исполнители — это не только не нашедшие себя в реальной профессии выпускники журфака, но еще и менеджеры, знающие о рекламе поболее девочек-старшекурсниц.

Вы-то куда смотрите, аксакалы? Почему вы не занимаетесь воспитанием вкуса у своих клиентов? Вы же прекрасно понимаете, что это — не работает.

PR товаров и услуг и в белорусской прессе. О вас напишут ведущие СМИ Беларуси!

Поделись с друзьями!