В прошлом году я выпустил эпический пост-исследование про самые ранние, самые поздние, самые длинные и самые короткие маршруты столичного общественного транспорта. Нет, никакой практической пользы особо от такого поста нет: мне это просто любопытно — смотреть как устроен транспорт, есть у меня такая слабость. Даже путешествуя по миру, я первым делом интересуюсь метросистемами, фуникулерами и трамваями, а уже потом очередными замками с красивыми завитушками и открыточными видами. Так вот, сегодня я представляю вам еще один анализ системы общественного транспорта Минска, сфокусированный на, скажем так, самых «экзотических» маршрутах города. Например, которые в ходу лишь 1 раз в сутки или проложены максимально нелогично.
Конечно, вся «экзотика» в системе «Минсктранса» относится к автобусам как наиболее мобильному и пластичному виду транспорта. Автобусы выполняют подвозяще-развозящую роль не только в местах с большими пассажиропотоками, но и точечно — для поликлиники, спецшколы, предприятия. Из-за постоянного пересмотра карты маршрутов, в их плане возникла определенная путаница, маршруты ветвятся от своих родительских маршрутов, появляются и исчезают «опытные», плодятся маршруты с индексами «Д», «Э», «С» и даже «ДС», «ДЭ», хотя идеальной была бы нумерация без индексов и сквозная для всего наземного транспорта.
Например, маршрут №4 имеет вариацию №4Д, фактически самостоятельный маршрут, имеющий значительные отклонения от трассы своего «родителя». Так, основной проложен от станции «Минск-Южный» через Маяковского, Аэродромную, Чкалова и Московскую до «Дружной», а дополнительный стартует там же, но после Маяковского идет на Воронянского, Жуковского, Могилевскую и только после Московскую. Кроме того, 4Д не в ходу в направлении «Дружная» — «Минск-Южный» и заметить его на улицах можно лишь один раз в день. С начальной точки он уходит в 7:29 утра — и только.
Соседний с ним — 5Д — в ходу дважды в сутки. Он в целом повторяет трассу автобуса №5Э, делает лишь крюк в промзону к автобусному парку №6. Долгое время у этого автобуса была «эксклюзивная» остановка на Машиностроителей, где останавливались автобусы только этого маршрута, но позже были внесены кое-какие изменения. Один из немногих маршрутов, имеющих остановку на МКАД. 5Д ходит только в направлении Михановичи — Чижовка, словить его на начальном пункте следования можно по будним в 5:52 и 6:38 утра.
Еще один маршрут-одиночка, с одним рейсом в день, имеет номер 15Д — он проложен от Уручья-2 к Военной академии. Прямой рейс утром назначен на 7:25, обратный вечером на 17:58. В помощники этому маршруту работает 63Д, однако его трасса лежит не по проспекту Независимости, а через районы Уручье и Военный городок.
Маршрут 27Д в давние времена работал только по утрам и шел почти без остановок на пути от Нестерова до Запорожской площади, выполняя роль подвоза жителей микрорайона Ангарская к предприятиям в районе улиц Солтыса и Радиальной, но сейчас это «пиковый» маршрут, работающий и утром, и вечером. С одной особенностью: остановка у завода игристых вин выполняется только утром.
Маршрут №72Д интересен тем, что в пути имеет всего одну промежуточную остановку, а следует от метро «Могилевская» до одноименного электродепо. Он же, напомню, является самым коротким в Минске — в пути следования всего 6 минут.
79Д — самый старый «экзотический» маршрут Минска, он существует уже не менее трех десятков лет. При этом это всего 1 рейс в день и одновременно — один из самых длинных рейсов-одиночек в городе. На автобусе №79Д можно проехать от вокзала до АС «Автозаводская» через станцию аэрации только по будням в 17:06.
Автобус №91 примечателен тем, что имеет остановку — «Дипгородок» — на которой останавливается автобус как в прямом, так и в обратном направлении, поэтому ее немногочисленным пассажирам необходимо внимательно следить за расписанием, чтобы сесть в свой автобус.
Маршруты из диапазона номеров со 100 по 200 менее устойчивы и часто трансформируются перевозчиком, назначаются, отменяются, переделываются, вносятся изменения в режим их работы. Хотя это происходит не со всеми: некоторые работают без изменений десятки лет. Попробуем разобраться.
Так, у 109-го (Карбышева — Северное кладбище) есть дублер 109В (первое применение индекса «В», изначально обозначавшего работу автобуса в выходные дни), ставшего полноценным маршрутом с чужим номером. Он также проложен от Карбышева, но имеет заезд в деревню Цна.
Маршрут №110 от АС «Автозаводская» до поселка Сосны в свое время обладал самым большим количеством вариаций во всей сети — так, помимо основного 110-го, на линию выходили 110А, 110Б, 110В и 110Г. Сейчас им розданы разные номера, а количество индексов уменьшено. Так, 110-й едет по маршруту с остановкой «Павловского» в направлении «туда», а 110А забирает с нее людей по направлению «обратно». Оба эти маршрута дублирует автобус №160 (№160А) — разницы с оригиналом я не нашел. Подскажет кто? По выходным в ходу один раз в день в Сосны можно съездить через полигон бытовых отходов «Тростенецкий» (7:04 туда и 7:40 обратно) — автобус имеет номер 161. В будние в ходу №161А по такому же маршруту, но только вечером — туда в 19:45 и обратно 20:07. Но это еще не все! Есть маршрут №161С, идущий от «Автозаводской» к «Тростенецкому» без заезда в Сосны. Ходит по будням по одному рейсу утром и вечером. Есть маршрут №168 до Сосен с заездом к проходной «АкваТрайпл» и 168А, проложенный так, чтобы наоборот — привозить к проходной предприятия пассажиров не из Минска, а из Сосен. Все сложно с этим поселком.
Маршрут №117СД интересен своим двойным индексом и работой только в час пик вечером. Он возит людей от метро «Автозаводская» до ДС «Чижовка» со считанными остановками в пути.
126-й из «одиночки» стал полноценным городским маршрутом — редкий пример.
147Д из Малиновки в Брилевичи, наоборот, пока остается «одиночкой». Проехать на нем можно в 18:05. Обратного направления у маршрута не предусмотрено.
154-й маршрут оставлю без комментариев:
В Минске работает несколько маршрутов с названием «Малыш», они имеют порядковые номера 1, 2 и 3 и подвозят детей к местам учебы. В системе общегородской нумерации им назначены номера 152С (Каменная Горка-5 — Одоевского), 184С с аналогичными конечными пунктами, но иным маршрутом, а также 181Э (Каменная Горка-5 — ДС «Масюковщина»). Также к «Малышам» стоило бы отнести автобус №188С, так как это спецрейс с ДС «Запад-3» до 188-й школы на Немиге, но на табло у него горит просто 188.
Некоторые автобусные маршруты становятся условно городскими, хотя раньше были пригородными — город растет, деревни включаются в его черту. В Минске это, например, №158 от Карбышева до Валерьяново. Он в ходу 6 раз в сутки по тем же ниткам, как когда-то ходил пригородный.
Автобусу №173Э я посвящал отдельный пост, так как он позволяет съездить в Национальный аэропорт по обычному талончику. Этот автобус стоит отнести к «экзотическим» из-за его удаленности от города и парка обслуживания. Он ходит из поселка Сокол (формально Октябрьский район Минска) до аэропорта четырежды в день. Зимой у автобуса нет промежуточных остановок.
Очень любопытный 176Э-й маршрут. Он начинается от Серова (ЖД-станция «Лошица»), выезжает на Асаналиева, далее по Кижеватова на МКАД. Но после микрорайона Чижовка уходит к Новому Двору, оттуда на Селицкого и по промзоне выезжает в микрорайон Шабаны. В ходу дважды в сутки.
№198Э не только интересен тем, что является одиночкой, но и своим безумным расстоянием от микрорайона сокол до гостиницы «Спутник» — это примерно 30 километров, что абсолютно беспрецедентно для Минска. Проехать на нем можно в 7:01 по будням в прямом и 17:15 в обратном направлениях.
Ну и последний в городской нумерации — 199-й автобус — ходит из Шабанов в Сосны несколько раз в день. Интересен своим расписанием:
На этом все!