50 простых правил журналиста

Подпишись на мой telegram-канал о Минске: в нем всякие забавные штуки, попадающиеся по пути. Контент нигде не дублируется!

В октябре прошлого года я выпускал пост «Пять типичных ошибок пиарщика» — по одной ошибке на каждый курс университета, научившим меня чему угодно, но только не общественным коммуникациям. Впрочем, по специальности я никогда не работал, разве что в последнее время в статусе индивидуального предпринимателя, а вот на ниве журналистики пашу уже больше 15 лет. Сегодня перед вами пятьдесят простых правил журналиста.

1. Сама суть профессии требует от журналиста просыпаться рано и приходить на работу раньше остальных офисных трудяг. Новости как завтрак — должны быть поданы вовремя и в определенное время. Обычно это 9 утра, но в большинстве редакций ты почти никого в 9 утра не найдешь — там будут только те, кто в будущем сделают карьеру. Остальные ее проспят.

2. Журналист должен уметь вести несколько проектов параллельно и уметь планировать свое рабочее время на месяц вперед. Если какой-то материал требует подготовки за неделю, две или даже квартал, то это сфера ответственности журналиста, а не редактора.

3. Времена, когда над текстом можно было корпеть с понедельника по пятницу, безвозвратно ушли. Лишь на самые сложные тексты можно выделить день, но идеально сдавать лонгрид за 3-5 часов. К сожалению, это реальность медиа-бизнеса: отрасли все больше будут нужны «быстрые» журналисты, а «медленные», сколько ни были бы они талантливы, останутся не у дел.

4. Нет ни одной причины не писать новости прямо с места событий, пресс-конференции или презентации. Пока остальные балуются приветственным шампанским, можно сдать заметку и первым получить трафик. На прессухе все журналисты равны: и редакция «Голоса Днепра», и агентство Bloomberg — перед ними одинаковые спикеры, у всех те же головы и руки, а на коленях ноутбук.

5. Если тебе захотелось перестать работать «в поле» и начать ваять «аналитику», прислушайся, не стареешь ли ты? Журналист заканчивается как профессионал, когда прирастает к офисному креслу. Обычно это маскируется под заявление «А теперь я хочу писать аналитику».

maxresdefault

6. Аналитика в маленькой стране (например, в нашей Беларуси) нужна лишь эпизодически, на волне значимых событий. Так как событий подобного масштаба мало, людям нужны репортажи, новости и интервью. И побыстрее.

7. Журналист обязан в любой момент времени иметь в голове крутую нереализованную идею. Ошибочно думать, будто ее за него придумает редактор: если классные идеи не рождаются у самого репортера, то с вероятностью 99% он не сможет воплотить классную задумку со стороны — просто нет таланта. Когда идеи заканчиваются совсем, достаточно выйти на улицу и пройтись с пяток километров, подмечая все интересное. Через час идея будет — если хватило наблюдательности.

8. Журналист «продает» публике впечатления. Если не набраться их самому — не побывать на месте событий — «продавать» будет нечего, текст выйдет сухим и скучным. Кстати, заметил: когда после окончания работы над материалом чувствуешь удовлетворение, но не «вау», значит, продукт вышел крепким и публике понравится. Часто тот текст, который нравится самому себе больше обычного, воспринимается читателем прохладнее. Уровень впечатлений не совпал.

9. Редакция не может отстраиваться от конкурентной среды, просто не признавая конкурентами коллег по цеху. Журналист в любой момент времени участвует в гонке за эксклюзив и первое место по времени публикации. Пожалуй, я бы дал совет уйти из профессии тем, кто не хочет никаких гонок.

1279525229-kinopoisk.ru-Rocky-582877--w--1600

10. Журналист не может не транслировать ценности своей редакции. Ты или поддерживаешь позицию заказчика или не вдохновлен своей работой, а значит пишешь хуже.

11. Нельзя написать текст и ждать, что он станет удачным, если в обществе нет запроса на поднятую тему. Появление любого материала должно быть аргументировано: дискуссией, обстоятельствами, хоть календарем. Просто взять и выдернуть тему из воздуха — глупо.

12. Чаще всего тот, к кому ты обратишься за интервью, согласится на него и даже будет польщен. Боязнь телефонного звонка не имеет под собой никаких оснований.

13. Если журналист движется по пути наименьшего сопротивления — например, делает тот текст, который проще, или забивает дырку унылым копипастом, потому что дырка смотрится хуже копипаста, — то в этот момент происходит подмена клиента редакции. Им по умолчанию является читатель, но в случае, когда корреспондент ищет легкие пути, клиентом становится он сам. Это очень плохо и напоминает советский магазин, где хорошие продукты распределялись среди своих и по знакомым, а всякое говно вываливали покупателям.

14. Да, если ты выбрал профессию репортера, тебе придется работать по выходным так долго, как ты будешь оставаться в профессии.

15. Люди — неиссякаемый ресурс журналистики. Если в мире живет 7 миллиардов людей, то у тебя осталось как минимум 7 миллиардов ненаписанных статей за минусом тех, что ты уже успел выпустить.

4

16. Я предпочитаю формировать сюжет статьи, придумывая во время сбора информации первую строчку. От первой строчки легче расплетать клубок фабулы. Раньше для этого подошел бы и заголовок, но с трансформацией СМИ в онлайн-издания заголовки потеряли сложность и максимально упрощаются в угоду читателю.

17. Кстати, интернет научил нас одному: до возникновения философии веб 2.0 мы слишком мало знали о тех, кто нас читает, и почему они нас читают. Теперь все ясно.

18. Журналист обязан пересказывать своего собеседника, оформляя текст художественно. За исключением очень талантливых ораторов мы все косноязычны в той или иной степени. Но разговорная речь и письменная психологически воспринимаются иначе: требования к первой занижены из-за присутствия артикуляции, мимики и эмпатических отношений между собеседниками, вторая требует тщания, потому что не имеет невербальных инструментов. Короче, снятый вчистую разговор с диктофона смотрится в письме нелепо.

19. Я согласовываю текст, потому что отдаю себе отчет в том, что обладаю только лишь общей эрудицией, но не специальными знаниями. Согласованный текст священен и одновременно защищает от тех, кто «точно знает, что все не так».

20. Журналист обязан дать по рукам тому, кто пытается согласовывать не только факты, но и начинает учить языку — мол, тут оборот плохой, здесь надо вот так расставить предложения. В этот момент есть все основания дать отпор и призвать заниматься своим делом.

21. Очень длинные тексты вредны. Чем короче, тем лучше, но оптимально в районе 5 — 7,5 тысяч знаков. Обрывать сюжет лучше резко, это не роман или повесть, а просто взятый из жизни кусочек.

Персидский-ковер

22. Я считаю идеальным форматом репортаж. Репортаж заставляет автора строить сложный повествовательный сюжет, избегать нудных мест и наращивать драйв вплоть до развязки. Ничего подобного в других форматах воплотить нельзя, особенно в интервью.

23. «Говорящие головы» потеряли актуальность еще в 80-х годах прошлого века, но пользуются популярностью у журналистов из-за простоты в разработке. Единственная возможность оживить интервью, это перемежать его косвенной и прямой речью, цитатами как бы подтверждая тезис в предыдущем абзаце. Все остальное подмена клиента и путь наименьшего сопротивления, а значит вредно.

maxresdefault (1)

24. Журналист всегда должен работать в паре с фотографом. Если тебе хочется подсказать фотографу, что и как снимать, ты или неопытный, или фотограф у тебя так себе. Хороший фотограф не меньше твоего знает как работать.

25. Советую избегать редакций, где нет денег на корректора.

26. Лонгрид нужно публиковать еще до 9 утра, пока люди не пришли на работу. Он выполняет важную роль приманки как для общей группы читателей, так и для «альфа-самцов», которые, «подстрелив» жертву, немедленно бегут в свою пещеру демонстрировать ее всем желающим. Идеальный текст тот, которым хочется поделиться; он как бы формирует добавочную стоимость тому, кто его первым нашел.

27. Журналист не способен писать более 5-6 хороших лонгридов в месяц. Если штатное расписание составлено так, что приходится работать больше, рекомендую подыскивать новое место работы. Или редакция сдуется, или ты окажешься в больничке, или качество материалов будет неуклонно падать. Выбери свое.

28. Нет причин идти работать в печатные СМИ. В силу своей формы они не могут трансформировать содержание так, как требует читатель возраста 18-34 лет. Безусловно, и в печатных изданиях работают настоящие мастера пера, но это именно печатные мастера. Газеты неизбежно умрут вместе с поколением тех, кто их привык читать — сейчас самым младшим из них не менее 40 лет.

29. Журналистика в Интернете развивается как никогда быстро. Ты еще не успел осознать, а сетевые СМИ прошли стадию копирования оффлайновых, переродились в свой «журнальный» вид, почти отринули его в угоду Facebook-реальности и уже присматриваются к твиттер-формату, когда длина новости не будет превышать одного абзаца.

30. Твой лучший текст еще не написан. На какой бы срок я не заглядывал назад, роясь в своих же материалах прошлых лет и даже месяцев, всегда находится то, что можно исправить. Кое-что и вовсе смотрится смешно… Зато тексты, выходящие прямо сейчас, никаких нареканий не вызывают. Вот как этот — неплохой ведь пост, правда?

31. Нет ничего хуже, чем не вычитать свой текст после написания. Тавтология — первейший признак лености, опытный редактор точно знает.

32. К сожалению, журналистика не самая прибыльная отрасль, поэтому и зарплаты в ней невелики. Но это не значит, что работая в медиа ты обрекаешь себя на нищенствование: просто нельзя упускать возможности идти наверх. В любой стране всегда есть несколько мест, где платят очень хорошо тем, кто этого достоин.

DZofknwLq-g

33. Отношение к журналистам в обществе скорее негативное. Здесь и «проститутки», и «бездельники», и все что угодно. В реальности журналист как и любой другой профессионал всего только обменивает свой талант и знания на деньги. Это применимо к 100% специальностей. При этом журналистика обслуживает фактически все население планеты и планета без СМИ существовать не может. Парадокс!

34. Обыватель завидует журналистам из-за легкости самой профессии. Не буду разочаровывать обывателей: работать журналистом действительно приятнее и проще, чем стоять за станком, крутить баранку или сводить годовой баланс. Плюс к тому, журналист путешествует, общается с интересными людьми, выпивает на презентациях и получает за это деньги. Правда, получают это только те, кто заслуживает.

35. Не могу не сказать, что писать заметки может любой. Более сложные формы требуют какого-то таланта.

36. Талант проявляется очень рано. Выглядит это примерно так: в подростковом возрасте постоянно хочется что-то писать, ко времени поступления в университет желание трансформируется в четкое понимание выбора профессии. Если этого нет, возможно, пробовать и не стоит.

37. Будущий журналист должен начать практиковать публикации в СМИ уже к 17-18 годам. Если ты сидишь в университете и нигде не работаешь, рекомендую сменить профессию пока не поздно. К диплому в портфеле должны быть публикации в центральных СМИ. Тут без вариантов, увы.

38. Журналист всегда на стыке конфликтов интересов: между читателем, поставщиком информации и отдельными специалистами (маркетологами, пиарщиками). Здесь надо помнить, что интерес читателя несомненно превыше всего, работать надо на него. Часто можно почувствовать соблазн поддаться влиянию со стороны, стать более лояльным к одному поставщику информации и менее к другому. Все это надо жестко пресекать.

39. Если тебе лень идти на пресс-конференцию, лучше выйди из профессии.

40. Если ты обнаружил, что постоянно проваливаешь дедлайны, то это начало конца или вовсе профессия не твоя. Прокрастинация смертельно опасна для журналиста.

41. Действуй по методу «выжженной земли». Если после тебя осталось что еще написать, то работа была сделана плохо. Оставлять корм конкурентам — последнее дело.

d632b211_bb69cb62_MadPietFurryRoad5-950x397

42. Поменьше слушай критиканов, ориентируйся на тираж и Яндекс.Метрику. Нет правдивей показателя верности выбранного пути.

43. Не стоит пастись на одном формате, теме или герое сколь-нибудь долго. Любой медиапроект имеет свой срок и рано или поздно наскучивает читателю. Успешность журналиста во многом зиждется на умении мутировать и меняться, искать новые идеи и формы. Самая типичная ошибка издания: масштабировать успешный формат, частить им или наращивать объем. Так были убиты успешные и классные идеи — примеров тьма тьмущая.

44. Хорошая журналистика требует инвестиций. Если твой заказчик не готов оплачивать расходы на создание контента, подумай, тот ли это заказчик, который продержится на плаву долго.

45. Ты в любой момент должен быть готов к интервью с президентом, даже если этого интервью у тебя никогда не случится.

lukashenko-sdelal-vyvody

46. Работать на несколько изданий кряду не грех только тогда, когда их интересы не пересекаются.

47. Помни, что успех в любой профессии возможен только благодаря долгому и напряженному труду, журналистика не исключение.

48. Умей признавать свои ошибки, которые у тебя будут всегда. Если ошибка допущена в тексте и есть физическая возможность ее исправить, сделай это, но поясни в сноске — простите, был не прав. Это снимает напряженность у 95% читателей и убивает конфликт в зародыше.

49. Не забывай про я-маркетинг. Твоя фамилия и имя — бренд. Псевдоним — мусор.

50. Журналист тот, кто ни в чем не разбирается, но способен разобраться во всем. Если тема «не прохавана», то работа была сделана плохо.

PR товаров и услуг и в белорусской прессе. О вас напишут ведущие СМИ Беларуси!

Поделись с друзьями!