Российские железные дороги планомерно отменяют пассажирское движение на малодеятельных участках, хотя в последнее время этот процесс несколько замедлился, а кое-где поезда даже возвращены. Например, между райцентрами Унеча и Сураж в Брянской области силами Российских железных дорог пригородное сообщение осуществлялось только до 2005-го года, но еще почти 10 лет после на участке ходили поезда белорусского формирования. Помните был такой «экзотический» поезд Гродно — Унеча? Вот, он шел через Минск, Могилев, Кричев, а после по прямой до Унечи. Но кроме него из Кричева в Унечу заходил ежедневный дизель-поезд. Социальность белорусского государства все-таки тоже начала скукоживаться, поэтому Гродно — Унеча вообще отменили, а дизель сократили до ближайшей станции от белорусской границы, города Суража Брянской области, пока и его не прибил ковид. Этот пост объяснит, зачем оно вообще нужно было БЖД и что из себя представляет городок.
Цикл: 🇷🇺Россия. Центральный федеральный округ | Оглавление
Развернуть
Регион: Белгородская область
◉ Старый Оскол. Купеческий центр промышленного моногорода ← Читать!
Регион: Брянская область
◉ Брянск. Парадная часть города ← Читать!
◉ Брянск. Растворившийся город Бежица ← Читать!
◉ Брянск. Разница в цене на недвижимость с Гомелем ← Читать!
◉ Сураж. Обслуживание российского райцентра БЖД ← сейчас открыто
◉ Климово. Поездка по глухой железнодорожной ветке ← Читать!
◉ Клинцы. Пышный уездный центр ← Читать!
◉ Новозыбков. Российский город, в котором слышишь белорусскую речь ← Читать!
◉ Унеча. Не чужой нам райцентр! ← Читать!
◉ Дятьково. Хрустальный город ← Читать!
◉ Фокино. Моногород при цементном заводе-гиганте ← Читать!
Регион: Владимирская область
◉ Владимир. Центр ← читать!
◉ Владимир. Деревянные трущобы ← читать!
Регион: Воронежская область
◉ Воронеж. Мощный центр ← читать!
◉ Воронеж. Район Сектор Газа и родные места Хоя ← читать!
Регион: Калужская область
◉ Калуга. Обстоятельная прогулка ← Читать!
◉ Сухиничи. Благоустройство малых городов по-российски ← Читать!
◉ Киров. Город с очень плохим воздухом ← Читать!
◉ Людиново. Пешеходная прогулка ← Читать!
Регион: Курская область
◉ Курск. Разношерстный теплый город ← Читать!
Регион: Липецкая область
◉ Липецк. Просто один огромный спальный район ← Читать!
◉ Елец. Душеспасительной красоты провинция ← Читать!
Регион: Орловская область
◉ Орел. Еще одна обстоятельная прогулка ← читать!
Регион: Рязанская область
◉ Рязань. Жаркий день в центре ← читать!
◉ Рязань. Микрорайон с говорящим названием Кальное ← читать!
Регион: Смоленская область
◉ Смоленск. Цены на белорусские продукты. Разница цен на одинаковые товары в Смоленске и Минске ← Читать!
◉ Смоленск. Пешком вокруг кремля ← Читать!
◉ Смоленск. Состояние спальных районов: благоустройство, уплотнения, инфраструктура ← Читать!
◉ Смоленск. Катыньский мемориал ← Читать!
◉ Велиж. Бывший белорусский город ← Читать!
◉ Демидов. Русская глубинка как она есть ← Читать!
◉ Десногорск. Образцовый атомоград при САЭС ← Читать!
◉ Рославль. Третий по величине город области ← Читать!
◉ Дорогобуж. Самый депрессивный райцентр ← Читать!
◉ Сафоново. Шахтерский город без шахт ← Читать!
◉ Вязьма. Город как иллюстрация типичной русской провинции ← Читать!
◉ Ярцево. Город-комсомольская стройка ← Читать!
◉ Сычевка. Место рождения Днепра ← Читать!
◉ Пешком по городам России. Починок ← читать!
◉ Пешком по городам России. Рудня ← читать!
Регион: Тамбовская область
◉ Тамбов. Хмурый день в центре. Неожиданно душевно! ← читать!
◉ Тамбов. Все крупные храмы города ← читать!
◉ Мичуринск. Атмосферная русская глубинка ← читать!
Регион: Тверская область
◉ Тверской Морозовский городок, Двор Пролетарки, место рождения Михаила Круга ← читать!
◉ Прогулка по центру Твери ← читать!
◉ Бологое. Дыра между Ленинградом и Москвой ← Читать!
◉ Осташков. Утерянная красота когда-то роскошного города ← Читать!
◉ Жарковский. Самый медленный поезд России ← Читать!
◉ Жарковский. Забытый богом поселок в Тверской области ← Читать!
◉ Западная Двина. Пешком по городам России ← Читать!
◉ Зубцов. Пешком по городам России ← Читать!
◉ Ржев. Блеск и нищета города на Волге ← Читать!
◉ Конаково. Пешком по городам России ← Читать!
◉ Почти подмосковные Кимры. Красота и разруха вместе ← читать!
◉ Затопленный Калязин, колокольня посреди озера ← читать!
◉ Эталонная русская глухомань: Бежецк ← читать!
◉ Эталонная русская тоска: Красный Холм ← читать!
◉ Супермедленная железная дорога в Весьегонск ← читать!
◉ Нежный Вышний Волочек. Мог бы быть звездой! ← читать!
◉ Застывший во времени Лихославль на дороге Москва — Петербург ← читать!
◉ Пока самое красивое, что я видел в России: Торжок ← читать!
Регион: Тульская область
◉ Тула. Гулять специально в тех местах, где красиво не для всех ← читать!
◉ Новомосковск. Ранний соцгород, столица Мосбасса ← читать!
◉ Узловая. Город железнодорожников и участок Новомосковского кольца старейшей городской электрички СССР ← читать!
◉ Кимовск. Безликая агломерация Подмосковного угольного бассейна ← читать!
◉ Донской. Грустный шахтерский городок ← читать!
Регион: Ярославская область
◉ Древний Углич — точка расширенного «Золотого кольца» ← читать!
Для того, чтобы представлять расположение железнодорожных линий в этом месте, даю карту и пояснения. Линия Орша — Кричев — Унеча и далее в Украину до Харькова строилась в межвоенное время советскими властями и вплоть до распада СССР была довольно активной в плане грузопотоков. Кроме того, по ней даже ходил дальний поезд Орша — Донецк.
Проведение границ коренным образом повлияло на востребованность магистрали, началось закрытие отдельных участков, а кое-где и их демонтаж. Тем не менее участок Кричев — Унеча продолжал функционировать, сохранялось грузовое и пассажирское движение. Секрет его устойчивости заключался в том, что и при СССР, и даже несколько лет после распада он относился к Белорусской железной дороге, к Могилевскому ее отделению.
Затем долгая-долгая инерция. В транспортном сообщении она сохраняется до тех пор, пока живы людские связи между регионами. Затем… Тут, конечно, стоит отдать должное Белорусской железной дороге, но сохранение ежедневного дизель-поезда сообщением Кричев — Сураж — это действительно максимальная социалочка. Последняя станция на территории Беларуси находится в агрогородке Белынковичи, то есть там присутствует путевое развитие и возможность обернуть поезд без помехи для транзитного движения. Затем идет два остановочных пункта Бони и Журбин в деревнях на 30 и 80 человек, а после Россия и ближайшая станция с путевым развитием Сураж. Таким образом фактически Белорусская железная дорога ради мелких деревень между Белынковичами и Суражем сохраняла этот дизель, сохраняя и пассажирское железнодорожное сообщение для всего российского Суража в принципе.
Пользовались им в основном белорусы: дизель приезжал в Сураж, отстаивался три часа и укатывался обратно в Беларусь. За это время трудящиеся успевали дойти до местного рынка, продать свой товар, заработать на разнице в цене и уехать домой. Типичная трансграничная движуха как во всем мире.
Герб и флаг на станции обозначают ее пограничный статус:
Платформа, на которой уже полтора года не бывает пассажиров:
Симпатичная типовая водонапорка:
Сейчас на линии бывают грузовые составы, причем в день моего приезда в Сураж я услышал грохот вагонов, но снять не смог — успел отойти от станции на приличное расстояние.
Живет в Сураже чуть более 10 тысяч человек. Есть картонное производство, молочное, хлебозавод и колония, появившаяся на месте закрытого ЛТП. Многоквартирных домов совсем немного, основной их кластер как раз неподалеку от вокзала.
Красноармейская улица:
Круговой перекресток с Белорусской и Октябрьской. Краснокирпичный амбар напротив на вид возрастом лет под сто.
Небольшая изящная православная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Новодел, поставленный в 90-х взамен утраченного оригинального храма:
Торговля:
Сураж оказался ровно таким, каким я представляю среднестатистический городок в европейской части России. Хотя он был уездником, каменного архитектурного наследства почти не оставил, но стареньких усадебок-деревяшек хоть пруд пруди. Есть весьма милые.
Двух- и трехэтажки на Октябрьской улице:
Наиболее крупное строение на углу с Ленина:
В будний день днем город был практически безлюден, улицы залиты ленивым июльским солнцем.
На улице Фрунзе:
На Белорусской:
Редакция районной газеты «Восход»:
А это главная достопримечательность городка, усыпальница 1907-го года. Пышная!
Вот она с центральной площади:
Власть:
А в приспособленной вытянутой одноэтажке архаичного вида дом культуры и пенсионный фонд:
Выбраться на «большую землю» из Суража оказалось просто. Маршрутки и автобусы есть и в соседнюю Унечу и в сразу в Брянск, кому надо.
Увы, по железной дороге уже никак. В 2004-м году я, к счастью, этот участок успел обкатать.