Даже если не знать ничего про географию Брянской области и ее райцентры, то топоним «Клинцы» может показаться знакомым. Так называются краны на автошасси, и они в большом количестве бегают по белорусским городам. Клинцы стоят на железной дороге Гомель — Брянск, поэтому если вы едете поездом Минск — Адлер, то здесь будет сделана короткая остановка перед огромным пустынным вокзалом. Я был единственным, кто сошел с поезда. И это один из российских городов, в котором постоянно была слышна белорусская трасянка 😛
Цикл: 🇷🇺Россия. Центральный федеральный округ | Оглавление
Развернуть
Регион: Белгородская область
◉ Старый Оскол. Купеческий центр промышленного моногорода ← Читать!
Регион: Брянская область
◉ Брянск. Парадная часть города ← Читать!
◉ Брянск. Растворившийся город Бежица ← Читать!
◉ Брянск. Разница в цене на недвижимость с Гомелем ← Читать!
◉ Сураж. Обслуживание российского райцентра БЖД ← Читать!
◉ Климово. Поездка по глухой железнодорожной ветке ← Читать!
◉ Клинцы. Пышный уездный центр ← сейчас открыто
◉ Новозыбков. Российский город, в котором слышишь белорусскую речь ← Читать!
◉ Унеча. Не чужой нам райцентр! ← Читать!
◉ Дятьково. Хрустальный город ← Читать!
◉ Фокино. Моногород при цементном заводе-гиганте ← Читать!
Регион: Владимирская область
◉ Владимир. Центр ← читать!
◉ Владимир. Деревянные трущобы ← читать!
Регион: Воронежская область
◉ Воронеж. Мощный центр ← читать!
◉ Воронеж. Район Сектор Газа и родные места Хоя ← читать!
Регион: Калужская область
◉ Калуга. Обстоятельная прогулка ← Читать!
◉ Сухиничи. Благоустройство малых городов по-российски ← Читать!
◉ Киров. Город с очень плохим воздухом ← Читать!
◉ Людиново. Пешеходная прогулка ← Читать!
Регион: Курская область
◉ Курск. Разношерстный теплый город ← Читать!
Регион: Липецкая область
◉ Липецк. Просто один огромный спальный район ← Читать!
◉ Елец. Душеспасительной красоты провинция ← Читать!
Регион: Орловская область
◉ Орел. Еще одна обстоятельная прогулка ← читать!
Регион: Рязанская область
◉ Рязань. Жаркий день в центре ← читать!
◉ Рязань. Микрорайон с говорящим названием Кальное ← читать!
Регион: Смоленская область
◉ Смоленск. Цены на белорусские продукты. Разница цен на одинаковые товары в Смоленске и Минске ← Читать!
◉ Смоленск. Пешком вокруг кремля ← Читать!
◉ Смоленск. Состояние спальных районов: благоустройство, уплотнения, инфраструктура ← Читать!
◉ Смоленск. Катыньский мемориал ← Читать!
◉ Велиж. Бывший белорусский город ← Читать!
◉ Демидов. Русская глубинка как она есть ← Читать!
◉ Десногорск. Образцовый атомоград при САЭС ← Читать!
◉ Рославль. Третий по величине город области ← Читать!
◉ Дорогобуж. Самый депрессивный райцентр ← Читать!
◉ Сафоново. Шахтерский город без шахт ← Читать!
◉ Вязьма. Город как иллюстрация типичной русской провинции ← Читать!
◉ Ярцево. Город-комсомольская стройка ← Читать!
◉ Сычевка. Место рождения Днепра ← Читать!
◉ Пешком по городам России. Починок ← читать!
◉ Пешком по городам России. Рудня ← читать!
Регион: Тамбовская область
◉ Тамбов. Хмурый день в центре. Неожиданно душевно! ← читать!
◉ Тамбов. Все крупные храмы города ← читать!
◉ Мичуринск. Атмосферная русская глубинка ← читать!
Регион: Тверская область
◉ Тверской Морозовский городок, Двор Пролетарки, место рождения Михаила Круга ← читать!
◉ Прогулка по центру Твери ← читать!
◉ Бологое. Дыра между Ленинградом и Москвой ← Читать!
◉ Осташков. Утерянная красота когда-то роскошного города ← Читать!
◉ Жарковский. Самый медленный поезд России ← Читать!
◉ Жарковский. Забытый богом поселок в Тверской области ← Читать!
◉ Западная Двина. Пешком по городам России ← Читать!
◉ Зубцов. Пешком по городам России ← Читать!
◉ Ржев. Блеск и нищета города на Волге ← Читать!
◉ Конаково. Пешком по городам России ← Читать!
◉ Почти подмосковные Кимры. Красота и разруха вместе ← читать!
◉ Затопленный Калязин, колокольня посреди озера ← читать!
◉ Эталонная русская глухомань: Бежецк ← читать!
◉ Эталонная русская тоска: Красный Холм ← читать!
◉ Супермедленная железная дорога в Весьегонск ← читать!
◉ Нежный Вышний Волочек. Мог бы быть звездой! ← читать!
◉ Застывший во времени Лихославль на дороге Москва — Петербург ← читать!
◉ Пока самое красивое, что я видел в России: Торжок ← читать!
Регион: Тульская область
◉ Тула. Гулять специально в тех местах, где красиво не для всех ← читать!
◉ Новомосковск. Ранний соцгород, столица Мосбасса ← читать!
◉ Узловая. Город железнодорожников и участок Новомосковского кольца старейшей городской электрички СССР ← читать!
◉ Кимовск. Безликая агломерация Подмосковного угольного бассейна ← читать!
◉ Донской. Грустный шахтерский городок ← читать!
Регион: Ярославская область
◉ Древний Углич — точка расширенного «Золотого кольца» ← читать!
Поезд на Адлер выезжает из Минска в полдень и умудряется до самого вечера катиться в Клинцы. То есть буквально начинает вечереть и наконец нужная остановка:
При СССР город неплохо рос, прибавляя ежегодно примерно по 1000 человек. На пике он достигал 72 тысяч, и я думаю местные власти всерьез смотрели на перспективу преодоления знаковой сотни, но что-то пошло не так.
Вокзал зато построили с запасом. Гигантское здание с огромным залом ожидания могло бы вместить в себя супермаркет «Магнит», если бы это было нужно «Магниту».
Станция расположена на самой окраине города, причем реально от вокзала до выраженной застройки более километра пешком или на автобусе. Я выбрал пешком из-за отсутствия наличных российских денег.
Эта улица имеет необычное название — имени 706-го продотряда. Пока шел, нагуглил его историю, но там ничего необычного: в Клинцах в 1920-м году была образована группа добровольцев, отправившихся под Уфу добывать чужой хлеб. Большинство их было убито т.н. «кулаками», не желавшими делиться своей собственностью именем революции.
Помимо улицы 706-й продотряд получил аж целый железобетонный монумент. Удивительно, что спорные даже с точки зрения позднего социализма события подтолкнули местную идеологическую вертикаль в 1981-м (!) году соорудить памятник. Правда, несколько лет назад его отремонтировали и «переназначили» более традиционно — в память о событиях II Мировой.
Да, и еще на улице есть физкультурно-оздоровительный комплекс, построенный с финансовой помощью «Газпрома». Я такой видел еще в одном российском райцентре, из чего делаю вывод, что инвестиции газовой корпорации в здоровый образ жизни трудящихся системные.
Через круговой перекресток улица, ведущая от вокзала, переходит в центральную улицу города — Октябрьскую. На пригорке выстроен космически огромный православный Богоявленский собор. Примечательного в нем ничего нет кроме размеров.
Улица начинается несколько хаотично. Особенно доставили тротуары, больше похожие на полосу препятствий:
Это торговый центр, созданный на базе каких-то промышленных зданий дореволюционного возраста (Клинцы были центром ткачества, так что почему бы не ткацкая фабрика):
Затем речушка Московка, яростно пахнущая канализационными стоками. Похоже, город сознательно сливает в нее какие-то отходы:
А затем город быстро становится приятным и симпатичным, сразу же предлагая свое наиболее роскошное здание — торговые ряды 1909-го года:
«Стареет» рядовая застройка, хотя она не целостная, разбавлена зданиями разных советских периодов:
На первом плане салон штор «Ажур» и магазин «Окна», которые занимают помещения чьего-то особняка, бывшего после революции штабом революционного комитета.
Пенсионный фонд:
А это стекляшка главного городского универмага в стиле 70-х и массивное строение бывшей мужской гимназии (теперь центр культуры и досуга «Современник»):
Центр ближе:
Вплотную с ним школа №2 имени Герцена:
На перекрестке с проспектом Ленина образована главная площадь Клинцов. Ее половины по обе стороны от Октябрьской неравноценны. По нечетной стороне еще один торговый центр с фонтаном довольно скучного вида:
По четной здание власти, заставившее мои глаза полезть на лоб. Да, с первого взгляда было понятно, что это межвоенная архитектура, очень редкая сама по себе, а уж в таких масштабах да в райцентре не самой важной Брянской области…
Интернет пишет, что в войну оно сгорело, но восстановлено с другой внутренней отделкой, а в недавние годы еще и утеряна оригинальная лестница в центральном подъезде. Здание настолько большое, что здесь вмещается не только администрация города, но и многие другие службы и ведомства.
Разумеется, имеется Ленин:
Дальше Октябрьская сохраняет конструктивистские черты, заложенные домом советов. Невероятно!
Впрочем, мощность многоэтажного ядра ожидаемо невелика, оно довольно быстро теряет сконцентрированность, в том числе с появлением частного сектора. Роскошный дом нотариуса Чикилевского начала XX века (теперь краеведческий музей):
Магазинчики, жилье:
Свернул на Гагарина и обратил внимание на груду деревянных обломков после сноса частной усадьбы. Стало интересно взглянуть как она выглядела, для чего загрузил панорамы Яндекса… Панорамы, снятые летом 2020-го года демонстрируют ровно ту же груду мусора :)
Гагарина:
8 марта:
Перекресток с Пушкина:
Задник гимназии №1:
И ее передник с цифрами 1958 на фронтоне. Хотя на вид, опять же, архитектура может быть и довоенной. Возможно, глубокая перестройка после разрушений в оккупацию.
Угол проспекта Ленина и Кюстендильской улицы (болгарский Кюстендил побратим российских Клинцов), еще один привет из эпохи межвоенного Сталина:
Совсем темнело. Я решил углубиться в непарадные Клинцы, но в старой части города. Такое сочетание обычно дает массу сочных снимков.
Упоминавшийся уже «Магнит» занял что-то красивое и торжественное, может, кинотеатр, может, дом культуры:
Глубже в квартале уже никакого налета приличия, стены домов когда-то давно были выкрашены, но давно.
Наркологичка с сохранившейся надписью, свидетельствующей об ином профиле отделения:
Отдельные многоэтажки вдалеке:
А вокруг царство старинного частного сектора характерного вида для среднерусской полосы. Могу бесконечно наслаждаться этой красотой!
Кто-то богатенький когда-то смог выстроить дом из кирпича, не дерева:
Улица Богунского полка:
Одноименный переулок:
Никольскую церковь снимал уже на максимальной выдержке. На самом деле была почти полная темнота:
Перед гостиницей забежал еще в продмаг за водой, а возле продмага вот такая старенькая водонапорка:
И теперь уже точно последний кадр — дома напротив отеля, который вновь из той странной эпохи между двумя Мировыми войнами, когда архитектура развивалась по какому-то особенному пути: