Несколько десятков лет Беларусь была связана с Унечей в Брянской области регулярным железнодорожным маршрутом из Гродно. Это была одна из белорусских «кругосветок»: днем состав отправлялся в путь, проходил через Мосты, Лиду и Молодечно, поздно вечером — через Минск. Затем шел на Оршу, Могилев, Кричев, выезжал в Россию по линии на Сураж и лишь утром прибывал в Унечу. Целесообразность этого поезда я отдельно разбирал в предыдущем посте, а в этом покажу, что из себя представляет упомянутый райцентр. Выглядит крипово, сразу говорю.
Цикл: 🇷🇺Россия. Центральный федеральный округ | Оглавление
Развернуть
◉ 01 | Смоленск. Цены на белорусские продукты. Разница цен на одинаковые товары в Смоленске и Минске ← Читать!
◉ 02 | Смоленск. Пешком вокруг кремля ← Читать!
◉ 03 | Смоленск. Состояние спальных районов: благоустройство, уплотнения, инфраструктура ← Читать!
◉ 04 | Смоленск. Катыньский мемориал ← Читать!
◉ 05 | Велиж. Бывший белорусский город ← Читать!
◉ 06 | Демидов. Русская глубинка как она есть ← Читать!
◉ 07 | Десногорск. Образцовый атомоград при САЭС ← Читать!
◉ 08 | Рославль. Третий по величине город области ← Читать!
◉ 09 | Дорогобуж. Самый депрессивный райцентр ← Читать!
◉ 10 | Сафоново. Шахтерский город без шахт ← Читать!
◉ 11 | Вязьма. Город как иллюстрация типичной русской провинции ← Читать!
◉ 12 | Ярцево. Город-комсомольская стройка ← Читать!
◉ 13 | Сычевка. Место рождения Днепра ← Читать!
◉ 14 | Пешком по городам России. Починок ← читать!
◉ 15 | Пешком по городам России. Рудня ← читать!
◉ 16 | Брянск. Парадная часть города ← Читать!
◉ 17 | Брянск. Растворившийся город Бежица ← Читать!
◉ 18 | Брянск. Разница в цене на недвижимость с Гомелем ← Читать!
◉ 19 | Сураж. Обслуживание российского райцентра БЖД ← Читать!
◉ 20 | Климово. Поездка по глухой железнодорожной ветке ← Читать!
◉ 21 | Клинцы. Пышный уездный центр ← Читать!
◉ 22 | Новозыбков. Российский город, в котором слышишь белорусскую речь ← Читать!
◉ 23 | Унеча. Не чужой нам райцентр! ← сейчас открыто
◉ 24 | Дятьково. Хрустальный город ← Читать!
◉ 25 | Фокино. Моногород при цементном заводе-гиганте ← Читать!
◉ 26 | Тверской Морозовский городок, Двор Пролетарки, место рождения Михаила Круга ← читать!
◉ 27 | Прогулка по центру Твери ← читать!
◉ 28 | Бологое. Дыра между Ленинградом и Москвой ← Читать!
◉ 29 | Осташков. Утерянная красота когда-то роскошного города ← Читать!
◉ 30 | Жарковский. Самый медленный поезд России ← Читать!
◉ 31 | Жарковский. Забытый богом поселок в Тверской области ← Читать!
◉ 32 | Западная Двина. Пешком по городам России ← Читать!
◉ 33 | Зубцов. Пешком по городам России ← Читать!
◉ 34 | Ржев. Блеск и нищета города на Волге ← Читать!
◉ 35 | Конаково. Пешком по городам России ← Читать!
◉ 36 | Почти подмосковные Кимры. Красота и разруха вместе ← читать!
◉ 37 | Затопленный Калязин, колокольня посреди озера ← читать!
◉ 38 | Эталонная русская глухомань: Бежецк ← читать!
◉ 39 | Эталонная русская тоска: Красный Холм ← читать!
◉ 40 | Супермедленная железная дорога в Весьегонск ← читать!
◉ 41 | Нежный Вышний Волочек. Мог бы быть звездой! ← читать!
◉ 42 | Застывший во времени Лихославль на дороге Москва — Петербург ← читать!
◉ 43 | Пока самое красивое, что я видел в России: Торжок ← читать!
◉ 44 | Владимир. Центр ← читать!
◉ 45 | Владимир. Деревянные трущобы ← читать!
◉ 46 | Рязань. Жаркий день в центре ← читать!
◉ 47 | Рязань. Микрорайон с говорящим названием Кальное ← читать!
◉ 48 | Сухиничи. Благоустройство малых городов по-российски ← Читать!
◉ 49 | Киров. Город с очень плохим воздухом ← Читать!
◉ 50 | Людиново. Пешеходная прогулка ← Читать!
◉ 51 | Древний Углич — точка расширенного «Золотого кольца» ← читать!
Унеча — город железнодорожников, возник как пристанционный поселок и особенное развитие получил в 30-х годах XX века после прокладки линии Орша — Харьков. Тогда же, в 30-е, Унеча была отнесена к Белорусской железной дороге, существовало Унечское отделение, а в короткий период нацистской оккупации здесь даже базировалось управление БЖД. В тексте про Сураж я сделал ошибку, указав, что линия Кричев — Унеча была закреплена за нашей страной вплоть до середины 90-х, но это не так: к БЖД после распада СССР относился только участок до Суража, то есть примерно 15 километров за границей Беларуси. Унеча перешла к Московской железной дороже еще в 1951-м году. Все это мне рассказала работница РЖД, уроженка Унечи, в инстаграме — спасибо ей.
Дорога Орша — Харьков уже не существует на всем протяжении, она разорвана на границе России и Украины. Кроме того, в обоих ее направлениях — на юг и север — нет пассажирского движения. Регулярное грузовое бывает в сторону Кричева и обратно, а вот в сторону Украины, до райцентров Стародуб и Погар, эпизодическое и очень редкое. Удивительно, что при этом к югу от Унечи остается на месте гигантский мост через Десну, фактически выводящий в никуда:
Вокзал в городе большой и более или менее востребованный пассажирами пригородных и дальних поездов. Движения немного, но есть.
А вот автовокзал как-то удивительно умер — он умер наполовину :) Со стороны площади кажется заброшенным (за фото через грязное окно строго не судите):
С обратной стороны все как положено: есть кассы, есть платформы и автобусы по расписанию.
Я пошел по улице Иванова на восток, собираясь обойти все сектора райцентра с каменной застройкой, так как времени было несколько часов.
Кварталы ближе к вокзалу оказались как в страшном рекламном сне, полностью забитые кричащими вывесками и баннерами. Полное ощущение подмосковного поселка, где за любым забором что-то продают и покупают.
99,99% гаражей в Унече сделаны из старых железнодорожных вагонов, причем я нашел даже довольно редкий экземпляр, электричку ЭР22, отдельную модификацию под особо нагруженные узлы, например, Москву.
Жилые дома в районе улицы Луначарского. Можно было бы обойти вниманием, но наметанный глаз краеведа распознал полное совпадение проекта с пятиэтажками в украинском городе Семеновка, который недалеко.
Школа №2:
Двухэтажки на углу Советской и Луначарского:
А это Октябрьская, которая выводит к главной площади:
Как и во многих райцентрах России, центральная площадь ничем особенным не выделяется. Без благоустройства, малых архитектурных форм и озеленения — просто футбольное поле, залитое асфальтом, по периметру которого важные и не очень здания.
Например, под синей крышей узел связи:
Жилой дом с библиотекой и пенсионным фондом на первом этаже:
Ну, здесь народные избранники и администрация города:
Вид на площадь с улицы Попова:
Сама улица:
Ее створ с другой стороны, в том числе с поля стадиона «Локомотив», выглядящего неиспользуемым:
Самое красивое здание Унечи, определенно, культурно-досуговый клуб имени 1 мая. На фронтоне у него необычно указан год постройки — 1927-8, именно так.
На Первомайскую улицу я забрел, чтобы посмотреть на самую старую часть города, возведенную еще до Второй Мировой. Характерная архитектура межвоенного периода во всей красе:
Я обошел буквально все интересное.