Скоростной подземный трамвай по-советски

Скоростной подземный трамвай по-советски
▶︎ То, что остается за кадром: мой инстаграм ◀︎

В 1984-м году в Волгограде открылась первая очередь скоростного трамвая. Во многом это был новый тип общественного транспорта в СССР: в Киеве уже действовала подобная система, но без подземного участка, выполненного по стандартам «тяжелого метро». Через два года аналогичный трамвай появился в Кривом Роге, началось строительство еще одного во Львове (в эксплуатацию не введен), были кое-какие планы по другим городам страны. Выглядит эта штука для нашего глаза экзотично, а уж для любителей разного вида транспорта так и вовсе сама по себе является целью для изучения. Именно такой человек автор этого блога, поэтому по приезду в Волгоград какие могли быть варианты?

Цикл: Россия. Южный и Северо-Кавказский федеральные округа | Оглавление

Развернуть

◉ 01 | Это Ростов, здесь начинается Юг. По центру ← читать!
◉ 02 | Ростов-на-Дону. Растворенный город Нахичевань ← читать!
◉ 03 | Ростов-на-Дону. Соцгород Сельмаш ← читать!
◉ 04 | Волгоград. Буйство сталинского ампира ← читать!
◉ 05 | Волгоград. Скоростной подземный трамвай ← сейчас открыто
◉ 06 | Волгоград. Дом Павлова, мельница Гергардта, Мамаев курган ← готовится
◉ 07 | Волгоград. Соцгород тракторного завода ← готовится
◉ 08 | Заволжский город Волжский, важный спутник Волгограда ← готовится
◉ 09 | В степях Поволжья: Камышин ← готовится
◉ 10 | В степях Поволжья: Петров Вал ← готовится

◉ 11 | Краснодар. Прекрасный купеческий центр ← читать!
◉ 12 | Краснодар. Катастрофические спальные районы на примере Музыкального ← читать!
◉ 13 | Краснодар. Парк Галицкого ← читать!
◉ 14 | Сочи. Центр, пляжи и санатории ← читать!
◉ 15 | Сочи. Гаражные трущобы ← читать!
◉ 16 | Сочи. Субтропический спальный район ← читать!
◉ 17 | Курорты Краснодарского края. Лучший — Геленджик ← читать!
◉ 18 | Курорты Краснодарского края. Душный Туапсе ← читать!
◉ 19 | Курорты Краснодарского края. Неожиданно неплохая Анапа ← читать!
◉ 20 | Комплексная неоклассическая застройка Новороссийска ← читать!
◉ 21 | Горячий Ключ. Город-пробка ← читать!
◉ 22 | Армавир. Приятная купеческая застройка ← читать!
◉ 23 | Кропоткин. Вокзал-памятник архитектуры ← читать!
◉ 24 | Ставрополь в утренней прогулке по центру ← читать!
◉ 25 | Курорты Кавказских минеральных вод. Устройство туристической зоны ← читать!
◉ 26 | Курорты Кавказских минеральных вод. Железноводск ← читать!
◉ 27 | Курорты Кавказских минеральных вод. Пятигорск ← читать!
◉ 28 | Курорты Кавказских минеральных вод. Ессентуки ← читать!
◉ 29 | Курорты Кавказских минеральных вод. Кисловодск ← читать!
◉ 30 | Невинномысск. Пешеходная прогулка ← читать!
◉ 31 | Георгиевск. Пешеходная прогулка ← готовится
◉ 32 | Буденновск. Пешеходная прогулка ← готовится
◉ 33 | Астрахань. Кремль, центр, старые и очень старые кварталы ← готовится
◉ 34 | Астрахань. Исчезающие трущобы Селища ← готовится
◉ 35 | Астрахань. Суровый спальный район Бабаевского ← готовится
◉ 36 | Элиста. Единственный буддисткий регион Европы ← готовится

◉ 37 | Столица Кабардино-Балкарии Нальчик ← читать!
◉ 38 | В Черкесске, Карачаево-Черкесии ← читать!
◉ 39 | Майкоп, центр региона №1 ← читать!
◉ 40 | Владикавказ. Неофициальная столица Хребта ← читать!
◉ 41 | Беслан. Школа №1 ← читать!
◉ 42 | Магас. Самый молодой региональный центр России, город с нуля ← читать!
◉ 43 | Назрань. Крупнейший город Ингушетии. Почему он не стал ее центром (фотофакт) ← читать!
◉ 44 | Грозный. В поисках советского наследия ← читать!
◉ 45 | Грозный. Новая чеченская столица: Сити, мечеть, парк ← читать!
◉ 46 | Гудермес. Жизнь в чеченской провинции ← читать!
◉ 47 | Буйнакск. Глухая провинция Дагестана ← читать!
◉ 48 | Хасавюрт. Неуютная дагестанская окраина ← читать!
◉ 49 | Махачкала. Антигород! Прогулка по центру ← читать!
◉ 50 | Махачкала. Спальный район на берегу Каспийского моря ← читать!
◉ 51 | Каспийск. Бурнорастущий, но пока малоизвестный морской курорт России ← читать!
◉ 52 | Дербент. Древнейший город страны, красивейший город ← читать!

Идея строить рельсовые внеуличные системы «облегченного» типа совсем-совсем не нова, она родом из XIX века. Но Советский Союз на ее не обращал внимания, следуя логике собственных государственных стандартов. Есть в городе миллион жителей — получайте метро (за исключением Тбилиси). Ну а если миллиона нет, то хватит и обычного наземного транспорта.

Жизнь, правда, принялась со свойственной ей горячностью вносить коррективы. Оказалось, что даже если в городе не живет такой нужный Госплану СССР миллион трудящихся, потребность в провозе огромных масс людей может возникать. Особенно ярко это проявилось как раз в Волгограде и Кривом Роге, городах, сильно вытянутых в долготном направлении и к тому же промышленно развитых. В обоих случаях гигантские промузлы вызывали сильную маятниковую миграцию, с которой не мог полноценно справиться обычный транспорт ввиду дефицита коридоров и специфики расположения районов компактного проживания.

В общем, то, что так долго отрицали большевики, все же пришлось строить:

Удешевление таких систем происходит за счет ухода под землю или на эстакады лишь небольших участков. Плюс не полноценные поезда, а намного более дешевые и универсальные трамваи. Плюс отсутствие необходимости делать прям идеальное верхнее строение пути — трамваи не разгоняются до «метрошных» скоростей и могут потерпеть стыки, неровности и прочие мелочи жизни.

Впрочем, именно подземный участок Волгоградского трамвая сделан в стандартах «тяжелого метро». Как и в Кривом Роге, в перспективе он и должен был превратиться в сабвей:

Схема линий:

Прибытие поезда:

«Прицел» на перевод системы в метро привел к появлению в Волгограде классических станций с островными платформами. В то же время город не располагал вагонами с выходом на левую сторону, так что трамваи проходят перекрестный съезд и меняют сторону движения именно в центре города.

Едем:

Станция «Комсомольская» колонная с островной платформой:

В 2011-м году Волгоград осилил расширение системы на три станции, причем они также стали подземными. «Профсоюзная»:

И вот конечная «Ельшанка» с полноценным надземным вестибюлем и боковыми платформами:

На улице:

Воспользовался я трамваем, чтобы добраться до Мамаева кургана, мимо которого проложена линия. После выхода из подземного центрального участка он, хоть и идет по выделенной полосе, уже не выглядит чем-то необычным:

От последующих расширений город уже отказался ввиду отсутствия денег. В Кривом Роге та же ситуация, увы. Странный советский мутант, конечно, будет работать и дальше, но уже никогда не «повзрослеет».

▶︎ Неожиданные закоулки Минска, странные находки, забавные детали. Телеграм-канал "Минск и минчанин". ◀︎