В 1984-м году в Волгограде открылась первая очередь скоростного трамвая. Во многом это был новый тип общественного транспорта в СССР: в Киеве уже действовала подобная система, но без подземного участка, выполненного по стандартам «тяжелого метро». Через два года аналогичный трамвай появился в Кривом Роге, началось строительство еще одного во Львове (в эксплуатацию не введен), были кое-какие планы по другим городам страны. Выглядит эта штука для нашего глаза экзотично, а уж для любителей разного вида транспорта так и вовсе сама по себе является целью для изучения. Именно такой человек автор этого блога, поэтому по приезду в Волгоград какие могли быть варианты?
Цикл: 🇷🇺Россия. Южный и Северо-Кавказский федеральные округа | Оглавление
Развернуть
Регион: Республика Адыгея
◉ Майкоп, центр региона №1 ← читать!
Регион: Республика Дагестан
◉ Махачкала. Антигород! Прогулка по центру ← читать!
◉ Махачкала. Спальный район на берегу Каспийского моря ← читать!
◉ Дербент. Древнейший город страны, красивейший город ← читать!
◉ Каспийск. Бурнорастущий, но пока малоизвестный морской курорт России ← читать!
◉ Буйнакск. Глухая провинция Дагестана ← читать!
◉ Хасавюрт. Неуютная дагестанская окраина ← читать!
Регион: Республика Ингушетия
◉ Магас. Самый молодой региональный центр России, город с нуля ← читать!
◉ Назрань. Крупнейший город Ингушетии. Почему он не стал ее центром (фотофакт) ← читать!
Регион: Республика Кабардино-Балкария
◉ Столица Кабардино-Балкарии Нальчик ← читать!
Регион: Республика Калмыкия
◉ Элиста. Единственный буддистский регион Европы ← читать!
Регион: Республика Карачаево-Черкесия
◉ В Черкесске, Карачаево-Черкесии ← читать!
Регион: Республика Северная Осетия — Алания
◉ Владикавказ. Неофициальная столица Хребта ← читать!
◉ Беслан. Школа №1 ← читать!
Регион: Республика Чечня
◉ Грозный. В поисках советского наследия ← читать!
◉ Грозный. Новая чеченская столица: Сити, мечеть, парк ← читать!
◉ Гудермес. Жизнь в чеченской провинции ← читать!
Регион: Краснодарский край
◉ Краснодар. Прекрасный купеческий центр ← читать!
◉ Краснодар. Катастрофические спальные районы на примере Музыкального ← читать!
◉ Краснодар. Парк Галицкого ← читать!
◉ Сочи. Центр, пляжи и санатории ← читать!
◉ Сочи. Гаражные трущобы ← читать!
◉ Сочи. Субтропический спальный район ← читать!
◉ Курорты Краснодарского края. Лучший — Геленджик ← читать!
◉ Курорты Краснодарского края. Душный Туапсе ← читать!
◉ Курорты Краснодарского края. Неожиданно неплохая Анапа ← читать!
◉ Комплексная неоклассическая застройка Новороссийска ← читать!
◉ Армавир. Приятная купеческая застройка ← читать!
◉ Горячий Ключ. Город-пробка ← читать!
◉ Кропоткин. Вокзал-памятник архитектуры ← читать!
Регион: Ставропольский край
◉ Ставрополь в утренней прогулке по центру ← читать!
◉ Курорты Кавказских минеральных вод. Устройство туристической зоны ← читать!
◉ Курорты Кавказских минеральных вод. Железноводск ← читать!
◉ Курорты Кавказских минеральных вод. Пятигорск ← читать!
◉ Курорты Кавказских минеральных вод. Ессентуки ← читать!
◉ Курорты Кавказских минеральных вод. Кисловодск ← читать!
◉ Невинномысск. Пешеходная прогулка ← читать!
◉ Георгиевск. Пешеходная прогулка ← читать!
◉ Буденновск. Пешеходная прогулка ← читать!
Регион: Астраханская область
◉ Астрахань. Кремль, центр, старые и очень старые кварталы ← читать!
◉ Астрахань. Исчезающие трущобы Селения ← читать!
◉ Астрахань. Суровый спальный район Бабаевского ← читать!
Регион: Волгоградская область
◉ Волгоград. Буйство сталинского ампира ← читать!
◉ Волгоград. Скоростной подземный трамвай ← сейчас открыто
◉ Волгоград. Дом Павлова, мельница Гергардта, Мамаев курган ← читать!
◉ Волгоград. Соцгород тракторного завода ← читать!
◉ Заволжский город Волжский, важный спутник Волгограда ← читать!
◉ В степях Поволжья: Камышин ← читать!
◉ В степях Поволжья: Петров Вал ← читать!
Регион: Ростовская область
◉ Это Ростов, здесь начинается Юг. По центру ← читать!
◉ Ростов-на-Дону. Растворенный город Нахичевань ← читать!
◉ Ростов-на-Дону. Соцгород Сельмаш ← читать!
Идея строить рельсовые внеуличные системы «облегченного» типа совсем-совсем не нова, она родом из XIX века. Но Советский Союз на ее не обращал внимания, следуя логике собственных государственных стандартов. Есть в городе миллион жителей — получайте метро (за исключением Тбилиси). Ну а если миллиона нет, то хватит и обычного наземного транспорта.
Жизнь, правда, принялась со свойственной ей горячностью вносить коррективы. Оказалось, что даже если в городе не живет такой нужный Госплану СССР миллион трудящихся, потребность в провозе огромных масс людей может возникать. Особенно ярко это проявилось как раз в Волгограде и Кривом Роге, городах, сильно вытянутых в долготном направлении и к тому же промышленно развитых. В обоих случаях гигантские промузлы вызывали сильную маятниковую миграцию, с которой не мог полноценно справиться обычный транспорт ввиду дефицита коридоров и специфики расположения районов компактного проживания.
В общем, то, что так долго отрицали большевики, все же пришлось строить:
Удешевление таких систем происходит за счет ухода под землю или на эстакады лишь небольших участков. Плюс не полноценные поезда, а намного более дешевые и универсальные трамваи. Плюс отсутствие необходимости делать прям идеальное верхнее строение пути — трамваи не разгоняются до «метрошных» скоростей и могут потерпеть стыки, неровности и прочие мелочи жизни.
Впрочем, именно подземный участок Волгоградского трамвая сделан в стандартах «тяжелого метро». Как и в Кривом Роге, в перспективе он и должен был превратиться в сабвей:
Схема линий:
Прибытие поезда:
«Прицел» на перевод системы в метро привел к появлению в Волгограде классических станций с островными платформами. В то же время город не располагал вагонами с выходом на левую сторону, так что трамваи проходят перекрестный съезд и меняют сторону движения именно в центре города.
Едем:
Станция «Комсомольская» колонная с островной платформой:
В 2011-м году Волгоград осилил расширение системы на три станции, причем они также стали подземными. «Профсоюзная»:
И вот конечная «Ельшанка» с полноценным надземным вестибюлем и боковыми платформами:
На улице:
Воспользовался я трамваем, чтобы добраться до Мамаева кургана, мимо которого проложена линия. После выхода из подземного центрального участка он, хоть и идет по выделенной полосе, уже не выглядит чем-то необычным:
От последующих расширений город уже отказался ввиду отсутствия денег. В Кривом Роге та же ситуация, увы. Странный советский мутант, конечно, будет работать и дальше, но уже никогда не «повзрослеет».