Железнодорожная Малая Вишера

Железнодорожная Малая Вишера
▶︎ То, что остается за кадром: мой инстаграм ◀︎

Николаевская железная дорога, известная сейчас как магистраль Москва — Петербург, строилась почти идеально прямой по кратчайшему пути. За полтора столетия время прохождения ее пассажирским поездом уменьшилось с 22 до 3,5 часов, а локомотивное плечо осталось вовсе одно, собственно, между начальным и конечным пунктом. В раннюю паровозную эпоху тяговую единицу приходилось менять трижды: в Малой Вишере, Бологом и Твери — на всех станциях I класса. В их вокзалах работали рестораны, так что граждане путешествующие успевали принять обеды перед дальнейшей поездкой. Теперь депо есть только в Бологом, там находится узел, а в остальных точках они перестроены в ремонтные мастерские. Малая Вишера стала важной базой по ремонту и замене колесных пар, экономика города по-прежнему зависит от магистрали. И по-прежнему здесь работает типовой «николаевский» овальный вокзал, знаковое отличие главной российской железной дороги. Вышел из поезда в Малой Вишере и пошел гулять!

Цикл: 🇷🇺Россия. Северо-Западный федеральный округ | Оглавление

Развернуть

Регион: Санкт-Петербург

◉ Жилые дом под путепроводом Западного скоростного диаметра ← Читать!
◉ Лахта-Центр из дачного поселка, из спального района, от железной дороги ← Читать!
◉ Мегазаброс «Красного Треугольника» и первый крупный объект Иосифа Лангбарда — жилье для работников бывшего завода ← Читать!
◉ Подворотни Петроградки ← Читать!
◉ Зимние развлечения на острове Новая Голландия ← Читать!
◉ Скоростной поезд Allegro ← Читать!


Регион: Ленинградская область

◉ Кудрово. Жилой комплекс «Новый Оккервиль» на 2500 квартир ← Читать!
◉ Мурино. Новый суперспальный район ← Читать!


Регион: Новгородская область

◉ Валдай. Иверский монастырь. Жуткая разруха в городе ← Читать!
◉ Старая Русса. Сердце Новгородской земли ← Читать!
◉ Железнодорожная Малая Вишера ← сейчас открыто


Регион: Псковская область

◉ Псков. Прекрасный, прекрасный, прекрасный центр ← Читать!
◉ Псков. Довмонтов город, башни и река ← Читать!
◉ Псков. Спальный 12-й микрорайон и новостройки ЖК «Родина» ← Читать!
◉ Изборск. Самая красивая деревня России ← Читать!
◉ Печоры. Монастырь с налетом европейского лоска ← Читать!
◉ Дно. Пешеходная прогулка ← Читать!
◉ Великие Луки. Выглядит как раньше выглядели белорусские областные центры ← Читать!
◉ Невель. Бывший белорусский ← Читать!
◉ Себеж. Бывший белорусский ← Читать!
◉ Новосокольники. Железнодорожная глухомань ← Читать!
◉ Опочка. Пешеходная прогулка ← Читать!
◉ Пустошка. Пешеходная прогулка ← Читать!

Малая Вишера на карте:

Интересно, что для пригородных электричек, отправляющихся с Московского вокзала Санкт-Петербурга, Малая Вишера является самым дальним маршрутом, то есть в точности повторяет оригинальное паровозное плечо времен императора Николая I. Именно так я и приехал: сел в обычный электропоезд и через три часа вышел на вокзале городка.

Эти овальные островные вокзалы с навесами у первых платформ построены в количестве нескольких штук вдоль всей магистрали — где-то побольше, где-то поменьше. Очень солидный возраст, а уж для транспортной архитектуры вовсе уникальный:

Город разросся примерно равномерно по обе стороны от станции, хотя к северо-востоку он скорее «спально-промышленный», а к юго-западу «спально-административный», грубо говоря, «более значимый». Но начал я осмотр именно с севера, так как там можно было найти остатки железнодорожного хозяйства — круглый остов веерного паровозного депо и кое-чего по мелочи. Вот, например, водонапорку:

И даже редчайшее в бывшем СССР глухое пересечение железки:

Ремонтные мастерские Малой Вишеры находятся в другом месте. Депо же честно отслужило свой срок и не может быть ни под что приспособлено. Эпоха пара и коротких локомотивных плечей безвозвратно ушла в прошлое:

К станции прилегают узкие улочки со старой деревянной застройкой, дошедшие до нас практически в неизменном виде:

Вернулся к станции, поднялся на пешеходный мост и перешел на другую сторону. Параллельно путям — улица Революции:

Застройка узнаваемо «железнодорожная»: квартиры работников станции и депо, возникшие наверняка еще в XIX веке.

Самое красивое и интересное здание города после вокзала относится к администрации района. В оригинале это особняк купцов Куржевниковых, выполненный в стиле русского модерна начала XX века. Отличное:

С видом от главной площади:

От променада, примыкающего к ней:

Площадь наполнена среднестатистической периметральной застройкой: дом культуры, узел связи, банковское отделение. Имеется также памятник Ленину.

Краткая история Вишеры связана в основном с открытием каких-либо промпредприятий:

Променад перетекает в торговую зону. Он, к слову, назван сквером Отважных Спасателей, в связи с чем также в наличии памятник пожарному:

Торговля куцая, соответствующая городку на 12 тысяч душ в глубинке Новгородской области. Продмаг, промтоварный, мелкие лавки предпринимателей:

Углубился в старую часть города, наполненную преимущественно деревянными многоквартирными домами:

Улица Новгородская:

Улица Урицкого:

Обожаю такое:

Дошел до Октябрьской, Титова, Гоголя:

И уехал довольный собой.

▶︎ Неожиданные закоулки Минска, странные находки, забавные детали. Телеграм-канал "Минск и минчанин". ◀︎