Вот у меня был случай: в немецкой глубинке прохудилась машина и пришлось срочно искать станцию технического обслуживания. Тогда очень повезло, потому что механиком оказался казахский немец, отлично говоривший по-русски — это существенно облегчило процесс поиска поломки и ее устранения. Казахский немец? Да, потомок немцев, колонизировавших низовья Волги по приглашению Екатерины II еще в XVIII веке. В структуре СССР они даже получили свою автономию с флагом, гербом, немецким языком обучения в школах и печатным органом. Была и столица Козакенштадт или Покровск, после Энгельс, был быстрый рост численности аж до 400 тысяч душ, пока не случилась война. В войну немецкий элемент в приказном порядке выселили в Сибирь и Казахстан и, в отличие от чеченцев, ингушей, дагестанцев, возвращаться не дозволяли очень долго, вплоть до совсем уж оттепельных 70-х. С распадом Союза поволжские немцы потянулись на историческую родину, из-за чего число их стало сокращаться. Сейчас в России wolgadeutsche осталось порядка 200 тысяч, причем больше всего как раз в Сибири, а в Саратовской области исчезающе мало. Тем не менее флаг Германии все так же просматривается на флаге города Энгельса, куда я заехал ранним утром на короткую прогулку.
Цикл: Россия. Приволжский федеральный округ | Оглавление
Развернуть
Любой человек моего возраста, выросший в советском или постсоветском городе с троллейбусной сетью, хранит определенные знания об Энгельсе, хотя может и не подозревать об этом. Именно в Энгельсе производились троллейбусы модельного ряда ЗиУ (Завод имени Урицкого) и, в частности, наиболее распространенная «девятка» с королевскими сиденьями-диванами над колесной аркой.
Затем предприятие называлось ТролЗа, сейчас «Энгельсский завод электрического транспорта», и оно по-прежнему живо, являясь крупным работодателем в городе. Вообще Энгельс нормальный такой промышленный центр с населением в 225 тысяч человек, раселенных преимущественно в высокоплотных спальных районах. По «спальникам» я не ходил из-за отсутствия времени, но на малюсенький исторический центр время нашлось.
Вот, к слову, виден кусочек флага с полосами желтого, черного, красного, синего и белого цветов — симбиоза немецкого и российского флагов. На гербе Энгельса бык-солевоз, отражающий историческую подоплеку появления Покровской слободы, пункта на пути солевых караванов с озера Эльтон на север к потребителям хлорида натрия.
Центр, как я уже писал, совсем небольшой и, как это обычно бывает с небольшими центрами, аляповатый в части застройки. Тут тебе и современный китч, и дореволюционка, и хрущевщина, и даже межвоенка. Состояние такое себе, но — межвоенка:
Куда уж без уплотнений до неба:
Домики-старички:
Городу сделали пешеходную улицу Театральную, хотя ничем не наполнили. Никакой жизни тут нет и дело даже не во времени суток (утро понедельника), а отсутствии следов чего бы то ни было. Просто променад:
В общем, я посмотрел пару квартальцев исторического ядра и очень быстро очутился в частном секторе. Тоже старом со многими домами, которым на вид под сотню лет или больше:
И на этом мне было достаточно, пора дальше.