Бренды на полках российского гипермаркета: что реально пропало, а что должно было исчезнуть, но не исчезло

Бренды на полках российского гипермаркета: что реально пропало, а что должно было исчезнуть, но не исчезло
▶︎ То, что остается за кадром: мой инстаграм ◀︎

Несколько раз на глаза попадались фотографии «Кока-колы», купленной в российских магазинах после 24 февраля. «Кола», как и сотни других компаний, официально покинула их рынок, оставив после себя заменители идентичные натуральным под новыми брендами. Боттлеры те же, рецептура, уверен, никак не изменилась, так что дело только в этикетке. Впрочем, сила привычки есть сила привычки, поэтому на полках остается и оригинальный напиток, просто произведенный в других странах (видел Казахстан и Польшу). При оказии я решил зайти в какой-нибудь крупный российский магазин и посмотреть, что у них с брендами — теми, кто заявлял об уходе, и вообще. Момент настал!

Оказия случилась в городе-герое Смоленске, который я уже довольно плотно исследовал в разных поездках.

Прямо у вокзала гипермаркет «Линия» локального брянско-курского бренда, занимающего скромные позиции в общем ритейл-рейтинге России:

Забегая вперед скажу, что ни пустых полок, ни дефицита ассортимента точно нет. Тем не менее, и перемены нельзя не заметить — какие-то марки действительно исчезли.

В акционной зоне целые паллеты с известным импортным игристым из портфеля Louis Vuitton Moët Hennessy. Надо ли говорить, что известный производитель роскоши и понтов заявлял о сворачивании своей деятельности в России. Недосвернул:

Тем не менее с привозным алкоголем в «Линии» действительно так себе. У них есть специализированный отдел, где на полках всегда были известные виски, водки и прочие увеселительные жидкости, а теперь…

А теперь большая часть брендов мне незнакома в принципе, а реально известных марок конкретный дефицит. Товар расставлен привольно и широко, чтобы занять полки. Некоторых позиций буквально по одной-две штуки:

С пивом ситуация заметно лучше. «Линия» не тот магазин, чтобы услаждать рот разного рода крафтом из капстран, однако массовые европейские бренды на месте. Разумеется, произведенные и разлитые в России по лицензии: то ли ее никто не отобрал, то ли это такой элегантный способ остаться на рынке.

Ну, раз уже упоминал Coca-Cola, то вот она. Думаете разлита в Колядичах? Как бы не так: Бенагадинский район, поселок Сулутяпя, Азербайджан.

«Фанта» оттуда же, а вот «Спрайта» нет. Pepsi и его соседей по портфелю — Mirinda и 7UP — тоже нет. При этом на полках стоят Bonaqua и Aqua Minerale, детища «Кока-Колы» и Pepsico, соответственно. Жаль, не посмотрел, где разлито.

UPD: на полке стоит Bona Aqua, полностью копирующая дизайн Bonaqua.

В магазине появилось несколько напитков в классе «кола», но наибольшее внимание следует обратить на бренд «Добрый». Он принадлежал оригинальной компании (для соков), был переоформлен на российского боттлера и расшарен на другие продукты. Короче, теперь Cola, Fanta и Sprite выглядят так:

Соки тоже на месте:

Боттлер «Мултон» также теперь управляет брендом Rich, однако в этом случае была несколько изменена айдентика:

Рядышком соки Santal итальянского молочного гиганта Parmalat. Это обратный пример: компания заявила, что уходить не намерена.

В молочном они тоже есть:

Целый холодильник с продукцией Danone по-соседству. Французский концерн пошел по пути «передачи бизнеса» в локальное управление, сохранив бренд и производственные мощности. Так сделали очень многие компании.

Грузинский «Боржоми» принадлежит структурам «Альфа-Групп», так что тут все просто:

Французский бренд Bonduelle тоже на месте. У них три завода в России, и они открыто заявляли, что уходить не будут:

Американская Heinz выставляла на продажу свои заводы детского питания в России, про остальные продукты ничего не сообщалось. На месте:

Макароны Barilla давно производятся на заводе в Подмосковье, компания заявляла о продолжении деятельности:

C Lays интересный кейс. Бренд принадлежит американской Pepsico, которая решила не продавать напитки в России, но от чипсов почему-то не отказалась. Сообщалось, что ассортимент сокращен, оставлены лишь наиболее популярные позиции. В чем логика, не понимаю.

С кофе вот что. Lavazza и некоторых других хороших брендов нет вообще, ни одной упаковки. Валом Nescafe, чей владелец швейцарская Nestle постоянно твердит о планах уйти из России (но реально сужен только ассортимент брендов, включая их главный хит KitKat). Если вы вдруг любитель растворимого «кофе», то магазин «Линия» в Смоленске не разочарует:

С зерновым беда:

Шоколад Milka американской Mondelēz International (не уходила, только как бы сократила активность):

Шоколадные батончики Mars и Snickers (та же история):

Южнокорейский бренд Choco Pie на месте (не нагуглил их заявления по уходу или не уходу):

Всякий корм для питомцев:

Полки с брендами дрогери-гигантов Procter & Gamble (частично свернули деятельность) и Henkel (уходят с передачей бизнеса в локальное управление):

Или даже Zewa шведской Essity, которая ушла еще в апреле. Ну, или «ушла»:

Выводы такие. Изменения на полках за этот год произошли, но по большому счету для потребителя мало что изменилось. Наверное, я бы заметил таких изменений больше, если бы ходил по рядам со списком по всем возможным брендам. Для потребителя, повторюсь, с большего все как и было. В общем-то я и не удивлен…

▶︎ Неожиданные закоулки Минска, странные находки, забавные детали. Телеграм-канал "Минск и минчанин". ◀︎