Обычно в таких случаях пишут что-то вроде «Были времена, когда здесь бурлила жизнь…», но на самом деле здесь никогда не бурлила жизнь — обширные заболоченные леса Тверской области остаются малонаселенными диковатыми местами на протяжении столетий. В начале XX века через них была проведена стратегическая железная дорога, начинающаяся от города Бологое: дальше она проходит через Осташков, Андреаполь, Торопец, Великие Луки, Невель, пересекает границу с Беларусью, соединяет Полоцк, Молодечно, Лиду, Мосты, Волковыск, устремляется в Польшу и вливается в магистраль Москва — Минск — Варшава — Берлин в городке Седльце Мазовецкого воеводства. На участке от Бологого до Великих Лук дорога строилась одним этапом с одинаковыми вокзалами и инфраструктурой. Такой она и осталась. Раз в день по ней проходит поезд, дважды в неделю — под паровозом! 300 километров он преодолевает за 10 часов, делая долгую остановку в Осташкове на озере Селигер. Это был очень давний план, и я его осуществил.
Цикл: 🇷🇺Россия. Центральный федеральный округ | Оглавление
Развернуть
Регион: Белгородская область
◉ Старый Оскол. Купеческий центр промышленного моногорода ← Читать!
Регион: Брянская область
◉ Брянск. Парадная часть города ← Читать!
◉ Брянск. Растворившийся город Бежица ← Читать!
◉ Брянск. Разница в цене на недвижимость с Гомелем ← Читать!
◉ Сураж. Обслуживание российского райцентра БЖД ← Читать!
◉ Климово. Поездка по глухой железнодорожной ветке ← Читать!
◉ Клинцы. Пышный уездный центр ← Читать!
◉ Новозыбков. Российский город, в котором слышишь белорусскую речь ← Читать!
◉ Унеча. Не чужой нам райцентр! ← Читать!
◉ Дятьково. Хрустальный город ← Читать!
◉ Фокино. Моногород при цементном заводе-гиганте ← Читать!
Регион: Владимирская область
◉ Владимир. Центр ← читать!
◉ Владимир. Деревянные трущобы ← читать!
Регион: Воронежская область
◉ Воронеж. Мощный центр ← читать!
◉ Воронеж. Район Сектор Газа и родные места Хоя ← читать!
Регион: Калужская область
◉ Калуга. Обстоятельная прогулка ← Читать!
◉ Сухиничи. Благоустройство малых городов по-российски ← Читать!
◉ Киров. Город с очень плохим воздухом ← Читать!
◉ Людиново. Пешеходная прогулка ← Читать!
Регион: Курская область
◉ Курск. Разношерстный теплый город ← Читать!
Регион: Липецкая область
◉ Липецк. Просто один огромный спальный район ← Читать!
◉ Елец. Душеспасительной красоты провинция ← Читать!
Регион: Орловская область
◉ Орел. Еще одна обстоятельная прогулка ← читать!
Регион: Рязанская область
◉ Рязань. Жаркий день в центре ← читать!
◉ Рязань. Микрорайон с говорящим названием Кальное ← читать!
Регион: Смоленская область
◉ Смоленск. Цены на белорусские продукты. Разница цен на одинаковые товары в Смоленске и Минске ← Читать!
◉ Смоленск. Пешком вокруг кремля ← Читать!
◉ Смоленск. Состояние спальных районов: благоустройство, уплотнения, инфраструктура ← Читать!
◉ Смоленск. Катыньский мемориал ← Читать!
◉ Велиж. Бывший белорусский город ← Читать!
◉ Демидов. Русская глубинка как она есть ← Читать!
◉ Десногорск. Образцовый атомоград при САЭС ← Читать!
◉ Рославль. Третий по величине город области ← Читать!
◉ Дорогобуж. Самый депрессивный райцентр ← Читать!
◉ Сафоново. Шахтерский город без шахт ← Читать!
◉ Вязьма. Город как иллюстрация типичной русской провинции ← Читать!
◉ Ярцево. Город-комсомольская стройка ← Читать!
◉ Сычевка. Место рождения Днепра ← Читать!
◉ Пешком по городам России. Починок ← читать!
◉ Пешком по городам России. Рудня ← читать!
Регион: Тамбовская область
◉ Тамбов. Хмурый день в центре. Неожиданно душевно! ← читать!
◉ Тамбов. Все крупные храмы города ← читать!
◉ Мичуринск. Атмосферная русская глубинка ← читать!
Регион: Тверская область
◉ Тверской Морозовский городок, Двор Пролетарки, место рождения Михаила Круга ← читать!
◉ Прогулка по центру Твери ← читать!
◉ Бологое. Дыра между Ленинградом и Москвой ← Читать!
◉ Осташков. Утерянная красота когда-то роскошного города ← сейчас открыто
◉ Жарковский. Самый медленный поезд России ← Читать!
◉ Жарковский. Забытый богом поселок в Тверской области ← Читать!
◉ Западная Двина. Пешком по городам России ← Читать!
◉ Зубцов. Пешком по городам России ← Читать!
◉ Ржев. Блеск и нищета города на Волге ← Читать!
◉ Конаково. Пешком по городам России ← Читать!
◉ Почти подмосковные Кимры. Красота и разруха вместе ← читать!
◉ Затопленный Калязин, колокольня посреди озера ← читать!
◉ Эталонная русская глухомань: Бежецк ← читать!
◉ Эталонная русская тоска: Красный Холм ← читать!
◉ Супермедленная железная дорога в Весьегонск ← читать!
◉ Нежный Вышний Волочек. Мог бы быть звездой! ← читать!
◉ Застывший во времени Лихославль на дороге Москва — Петербург ← читать!
◉ Пока самое красивое, что я видел в России: Торжок ← читать!
Регион: Тульская область
◉ Тула. Гулять специально в тех местах, где красиво не для всех ← читать!
◉ Новомосковск. Ранний соцгород, столица Мосбасса ← читать!
◉ Узловая. Город железнодорожников и участок Новомосковского кольца старейшей городской электрички СССР ← читать!
◉ Кимовск. Безликая агломерация Подмосковного угольного бассейна ← читать!
◉ Донской. Грустный шахтерский городок ← читать!
Регион: Ярославская область
◉ Древний Углич — точка расширенного «Золотого кольца» ← читать!
Дорогу строили довольно быстро и по типовым решениям. В зависимости от класса станции деревянный или кирпичный вокзал. Для особо важных точек по индивидуальным проектам. Насыпь сооружалась под два пути, но второй должен был быть уложен только на случай «включения» стратегической функции магистрали (например, обеспечения военного фронта бойцами, техникой, провизией и боеприпасами). За столетия существования дорога ни разу не переходила в таковой статус, оставаясь всегда локальной, медленной и малозначимой. Пассажирские перевозки, вывоз леса — и все.
Магистраль очень поздно перешла на электрическую сигнализацию, здесь еще в 80-е использовались семафоры (справедливости ради, в России и сейчас есть участки в европейской части, где они функционируют). Именно на этой дороге позже других были отставлены от работы паровозы. Здесь же они возвращены в регулярное (!) сообщение.
Паровоз ведет два вагона до Осташкова каждые выходные, так что если вы мечтали прокатиться на подобном ретро-поезде, это наиболее рабочий вариант (в зимнем расписании только по субботам).
Я ехал под тепловозом, потому что в противном случае не срослись бы следующие участки задуманной поездки. Да и к эпохе пара абсолютно равнодушен, предпочитая как раз классический дизельпанк :)
Путешествие начинается на главном вокзале Бологого, причем поезду выделяют первую высокую платформу под крышей галереи:
Один из вагонов лишен брендовой раскраски РЖД и имеет отмеку БПЖД, то есть Бологое-Полоцкой железной дороги. Код 002 при этом соответствует Октябрьской, хотя это уже совсем нюансы:
Расписание предполагает, что на 312 километров составу нужно 9 часов 38 минут (и 10:26 если первый этап ведет паровоз), из которых 1 час 18 минут это остановка в Осташкове. Паузы в пути достаточно на осмотр городка, если заранее нагуглить номер службы такси ;)
Внутри мягкие «самолетные» кресла с комфортным расстоянием для ног. Туалет гравитационного типа, розеток нет. Впрочем, мобильного интернета тоже почти нет, он лишь изредка появляется на станциях, так что интернет-наркоманам типа меня будет нелегко.
Сразу за центральной станцией остановка на окраине города у вокзала Бологое-Полоцкое:
Дальше — глухомань. Даже не глухомань, а глухоманище, натурально первозданная земля практически лишенная проникновения человека. Типовой дом смотрителя или работника станции:
Лесозаготовка:
Типовая водонапорка:
Заброшенный домик дежурного на исчезнушем разъезде:
Большинство станций деревянные схожей модерновой архитектуры. Вот, как Куженкино:
Или Скворцово:
Осташков, конечно, наиболее значимый населенный пункт на пути. Город-курорт на озере Селигер еще в XVIII веке был облюбован богачами, выстроившими тут множество летних дач. И сейчас отдыхающих полно, хотя сезон очень короткий.
Вокзал:
У вокзала я отловил таксиста и попросил отвезти меня в самую дальнюю точку Осташкова, планируя пройти его насквозь за отведенное расписанием поезда время. Доехал до Богородицкого монастыря на полуострове Житное:
Вокруг вода, редкие пляжи, ивы, лодки:
С полуострова в основную часть города ведет улица Урицкого. Она застроена когда-то богатыми усадьбами, превратившимися в многоквартирные дома, а часто и просто заброшки. Осташков оказался в упадке еще большем, чем удививший накануне Валдай:
Евстафьевская улица когда-то была прогулочным бульваром и теперь видно, что есть желание вернуть ей такой статус, но силь хватило лишь уложить новую плитку. Вокруг просто как после войны:
На переулке Любы Богомоловой:
Это уже Ленинский проспект, главная улица Осташкова. Самая дальняя точка магистрали, но все же…
Прекрасный, но заброшенный Троицкий собор:
На углу с переулком Луначарского:
И дальше по центральному (!) проспекту:
Ближе к центру ощущение бомбежки чуть спадает. Действующий речной вокзал:
Площадь Свободы и дедушка Ленин, который, в общем, в каком-то смысле виноват в том, что произошло с городом:
Угол Советского переулка и Ленинского проспекта, администрация города:
Появляется все больше более или менее досмотренных домов. Легко оценить, как здесь было когда-то красиво:
Улица Магницкого, новодел:
Там дальше начиналась набережная, на вид весьма грустная, но время начинало поджимать:
Действующий Воскресенский собор:
Вызвал такси и буквально за пять минут до отправления поезда успел занять свое место:
Еще несколько часов и вот — Великие Луки, бывший областной центр России:
Девять часов в пригородном поезде оказались не такими сложными, как я ожидал :)
Красивые душевные, но умирающие места. Уходящая эпоха.