Самый медленный поезд России

Самый медленный поезд России
▶︎ То, что остается за кадром: мой инстаграм ◀︎

За 30 лет после распада СССР сеть железных дорог бывших союзных республик значительно усохла. Латвия и Эстония резали целыми линиями, Беларусь почти ничего не тронула, а в Украине случилась война на Донбассе, которая нанесла катастрофический урон некогда наиболее густой сети Донецкой железной дороги. В России, понятно, тоже закрывали, оптимизировали, сокращали, иногда просто варварски. Уж не знаю как так сошлись звезды, но сквозь десятилетия дикого капитализма каким-то чудом выжил «самый медленный поезд» — вагончик на аппендиксе от станции Земцы до станции Жарковский в Тверской области. 45 километров он преодолевает более трех часов, делая в пути только четыре остановки на безымянных платформах. Это не просто малодеятельная ветка, это практически туннель в зарослях, связывающий несколько мертвых деревень и поселок-райцентр. Не совсем понятно, для кого она продолжает работать, но пройти мимо было никак нельзя. В любой момент «самый медленный поезд России» может быть отменен, а линия закрыта навсегда. Погнали.

Цикл: 🇷🇺Россия. Центральный федеральный округ | Оглавление

Развернуть

◉ 01 | Смоленск. Цены на белорусские продукты. Разница цен на одинаковые товары в Смоленске и Минске ← Читать!
◉ 02 | Смоленск. Пешком вокруг кремля ← Читать!
◉ 03 | Смоленск. Состояние спальных районов: благоустройство, уплотнения, инфраструктура ← Читать!
◉ 04 | Смоленск. Катыньский мемориал ← Читать!
◉ 05 | Велиж. Бывший белорусский город ← Читать!
◉ 06 | Демидов. Русская глубинка как она есть ← Читать!
◉ 07 | Десногорск. Образцовый атомоград при САЭС ← Читать!
◉ 08 | Рославль. Третий по величине город области ← Читать!
◉ 09 | Дорогобуж. Самый депрессивный райцентр ← Читать!
◉ 10 | Сафоново. Шахтерский город без шахт ← Читать!
◉ 11 | Вязьма. Город как иллюстрация типичной русской провинции ← Читать!
◉ 12 | Ярцево. Город-комсомольская стройка ← Читать!
◉ 13 | Сычевка. Место рождения Днепра ← Читать!
◉ 14 | Пешком по городам России. Починок ← читать!
◉ 15 | Пешком по городам России. Рудня ← читать!
◉ 16 | Брянск. Парадная часть города ← Читать!
◉ 17 | Брянск. Растворившийся город Бежица ← Читать!
◉ 18 | Брянск. Разница в цене на недвижимость с Гомелем ← Читать!
◉ 19 | Сураж. Обслуживание российского райцентра БЖД ← Читать!
◉ 20 | Климово. Поездка по глухой железнодорожной ветке ← Читать!
◉ 21 | Клинцы. Пышный уездный центр ← Читать!
◉ 22 | Новозыбков. Российский город, в котором слышишь белорусскую речь ← Читать!
◉ 23 | Унеча. Не чужой нам райцентр! ← Читать!
◉ 24 | Дятьково. Хрустальный город ← Читать!
◉ 25 | Фокино. Моногород при цементном заводе-гиганте ← Читать!
◉ 26 | Тверской Морозовский городок, Двор Пролетарки, место рождения Михаила Круга ← читать!
◉ 27 | Прогулка по центру Твери ← читать!
◉ 28 | Бологое. Дыра между Ленинградом и Москвой ← Читать!
◉ 29 | Осташков. Утерянная красота когда-то роскошного города ← Читать!
◉ 30 | Жарковский. Самый медленный поезд России ← сейчас открыто
◉ 31 | Жарковский. Забытый богом поселок в Тверской области ← Читать!
◉ 32 | Западная Двина. Пешком по городам России ← Читать!
◉ 33 | Зубцов. Пешком по городам России ← Читать!
◉ 34 | Ржев. Блеск и нищета города на Волге ← Читать!
◉ 35 | Конаково. Пешком по городам России ← Читать!
◉ 36 | Почти подмосковные Кимры. Красота и разруха вместе ← читать!
◉ 37 | Затопленный Калязин, колокольня посреди озера ← читать!
◉ 38 | Эталонная русская глухомань: Бежецк ← читать!
◉ 39 | Эталонная русская тоска: Красный Холм ← читать!
◉ 40 | Супермедленная железная дорога в Весьегонск ← читать!
◉ 41 | Нежный Вышний Волочек. Мог бы быть звездой! ← читать!
◉ 42 | Застывший во времени Лихославль на дороге Москва — Петербург ← читать!
◉ 43 | Пока самое красивое, что я видел в России: Торжок ← читать!
◉ 44 | Владимир. Центр ← читать!
◉ 45 | Владимир. Деревянные трущобы ← читать!
◉ 46 | Рязань. Жаркий день в центре ← читать!
◉ 47 | Рязань. Микрорайон с говорящим названием Кальное ← читать!
◉ 48 | Сухиничи. Благоустройство малых городов по-российски ← Читать!
◉ 49 | Киров. Город с очень плохим воздухом ← Читать!
◉ 50 | Людиново. Пешеходная прогулка ← Читать!
◉ 51 | Древний Углич — точка расширенного «Золотого кольца» ← читать!

Станция Земцы расположена на магистрали Москва — Рига. Обслуживает она небольшой поселок и появилась именно с постройкой путей в Жарковский. Пути эти в свою очередь были одним из этапов эпической (но несостоявшейся) магистрали Санкт-Петербург — Смоленск.

Аппендикс не всегда был тупиковым. На приведенной выше схеме видна серая ниточка грузового подъездного пути из Смоленска до поселка Озерный, где работает крупная ГЭС. В начале 80-х годов этот путь был соединен с действовавшей линией, так появился сквозной ход между Тверской и Смоленской областями. Это было необходимо для доставки угля из города Нелидово на нужды электростанции. Как только станцию переключили на газ, линия усохла до своих исторических размеров.

Здешние пригородные маршруты обслуживаются рельсовыми автобусами, вагончиками производства «Метровагонмаш» небольшой вместимости. Такие пассажиропотоки! Скрещение двух «поездов»: на одном я приехал из Великих Лук, на другом через 10 минут отправлюсь в Жарковский:

Маршрут «закрывают» сколько я себя помню. Более того, один раз его на самом деле закрыли, когда РЖД вдруг порезало сотни рейсов по всей России, но после критики Путина вернула. Тогда же вернулся и этот вагончик и с тех пор уже не исчезал.

Вокзал станции Земцы типовой из 50-х:

«Поезд» не нужен жителям Жарковского, они для выезда на «большую землю» пользуются регулярными автобусами и маршрутками до города Западная Двина — именно так выбирался и я. Фактически вагончик обслуживает лишь крайне редких жителей глушайших деревень по пути. Некоторые оживают только летом, другие имеют постоянных круглогодичных жителей: эти жители садятся в вагон до Жарковского, берут там продукты и возвращаются обратно. Такой сценарий.

Можно ли заменить транспортные связи на автобусные? Грунтовые дороги есть. Думаю, зимой малопроходимые. С другой стороны, даже если и проходимые, налаженных рейсов нет, вызвать автобус в нужную деревню жители имеют право 1 раз в месяц звонком на автостанцию.

Ну, поехали.

В вагоне я, кондуктор с ребенком (не на кого оставить) и дедуля.

Еще едет бензопила. Дорогу никто не обслуживает, так что если падает на рельсы дерево, помощник машиниста распиливает его и пропускает поезд.

С дедулей чуть-чуть поговорили. Ехал до первой же остановки 4-й километр, там еще пешком до родной деревни прибраться на могиле отца. Деревня покинутая, никто не живет. Грустно…

Поезд едет медленно, примерно как бег подготовленного человека. Машинист если вдруг прибавляет ходу на пару-тройку километров в час, то в какой-то момент обязательно резко сбрасывает. Похоже, он просто знает каждую гнилую шпалу наизусть либо оценивает состояние пути визуально.

Путь никогда не ремонтировался. Основная проблема именно в прогнивших шпалах. Кроме того, линия стоит на песочном, а не щебеночном балласте, что является естественным ограничением скоростного режима.

Поселок Мирный за окном:

Ветка лежит в основном в густых заболоченных смешанного типа лесах. Ветки постоянно лезут в открытые окна, за окном мелькают лужицы гнилой воды, изредка мосты через петляющую со стороны в сторону речку Туросну.

Крупнейшая остановка — деревня Кащенки. Проводница-билетерша мне рассказывает, что по выходным на поезд из Москвы приезжают кататься москвичи, изредка даже организовывают вывозной автобус из Жарковского, чтобы не телепаться обратно 3 часа. Реально скучновато :)

Разумеется, никакой мобильной связи здесь нет. Появляется она примерно за 10 километров до Жарковского, где начинается гигантское болото Пелецкий Мох, одно из крупнейших в Европе. Здесь ничего не растет, так что сигнал LTE пробивается на большие расстояния.

На удивление доехали. Этот странный путь вагон делает дважды в неделю туда-обратно с часовой остановкой в поселке. На конечной станции никого нет, помощник машиниста перед горловиной выходит и сам себе включает разрешающий сигнал.

Северная горловина:

Кондуктор с ребенком уходят в магазин, я остаюсь один, так как и доехал до Жарковского в одиночестве. Никто в вагон не садился.

До автобуса было более 3-х часов, так что получилось изучить райцентр и сходить на заброшенный железнодорожный мост через реку Межу. Формально пути продолжаются до следующей деревни Кривая, но на самом деле буквально сразу за станцией на рельсах я увидел старый муравейник :)

Мост вдалеке:

Поближе:

Наверху:

Я слышал, что мост точно планируют разобрать на металл, так что линия продолжит естественным образом умирать. Уверен, до первого же схода с рельсов. Никто восстанавливать и ремонтировать ее не будет, на том все и будет закончено.

▶︎ Неожиданные закоулки Минска, странные находки, забавные детали. Телеграм-канал "Минск и минчанин". ◀︎