Как же изменилась Москва за время работы Собянина! (спойлер: почти никак)

▶︎ То, что остается за кадром: мой инстаграм ◀︎

Позавчера прилетел из Москвы, где пробыл три дня. Так получилось, что это мой второй визит за осень, хотя до этого я не был в столице России пару лет. Но интернеты читаю: в них пишут, будто Москва за последние годы невероятно преобразилась и теперь это по-настоящему европейский комфортный и уютный город. И в прошлый раз, и в этот мне показалось, что на самом деле все не так радужно. Нет, определенно улучшения имеются, и хотя они невелики, просто даже небольшие позитивные сдвиги кажутся несомненным благом по сравнению с Москвой минувшей, еще лужковской. В целом же город остается дико некомфортным. Раунд!

На самом деле все крупные города некомфортны. Нью-Йорк точно так же стоит в заторах и пробках, как и Москва. Стоит Париж, стоит Пекин и все остальные мегаполисы и многомиллионные агломерации тоже эцсамое. Вообще перенаселенные места — это всегда проблемы с нагрузкой на инфраструктуру. Любые попытки расширить пропускную способность дорог, не улучшая при этом общественный транспорт и не ограничивая владение автомобилей, приводят лишь к одному эффекту: машины занимают все новое пространство и требуют еще.

Надо признать: ситуация с заторами в Москве не меняется из года в год. Любой мой приезд неизбежно сопровождался продолжительным зависанием в пробках и всякая необходимость переехать из точки А в точку Б была и остается лотереей. Москва — город одной встречи, это выражение по-прежнему актуально. За день ты можешь решить один вопрос. Все.

А что же с транспортом? Да практически ничего. Я прокатился на новом участке будущего большого кольца подземки, оценил Московское центральное кольцо, и мне все понравилось. Без сомнения, принимаемые меры не могут не сказываться на загруженности станций в пределах Садового и ТТК, но в метро в час пик все равно ад. Может он стал меньшим адом, чем был, но адом остался!

При этом и сама Москва, и московская агломерация растут опережающими темпами. Помимо Новомосковского округа речь идет о многочисленных городах-спутниках, давно превратившихся в бесконечные спальные районы с домами до неба. И процесс их дальнейшего разрастания никак не ограничивается: все свободные поля и леса застраиваются однотипными многоэтажками, куда заселяются все новые порции приезжих. При таком раскладе кольца можно городить сколь угодно много, закапывая в землю миллиарды долларов, но толку?

Аргументы про велопрокат, каршеринг, прокат электросамокатов я всерьез не рассматриваю вообще. С одной стороны эти штуки, конечно, снимают некоторую нагрузку с инфраструктуры города и вообще прикольно смотрятся, однако с другой они такое же достояние всего цивилизованного мира, как и достояние Москвы. То есть это не заслуга города и какого-то там градоначальника, это просто данность везде, где живет куча людей. Стала ли от этого Москва менее агрессивной, спешащей, комфортной? Нет конечно.

Шире тротуары — ок. Убрана хаотическая торговля у павильонов метро? Ок, но это произошло далеко не везде. В спальных районах еще в достатке развалов из киосков, самодельных лотков и вонючих точек с шаурмой.

Вообще в Москве много именно косметических изменений, которые может кому-то и пускают пыль в глаза, но только если кроме российских городов особо больше ничего не видел. В общем смысле город остался таким же некомфортным как и был. Жить в таком я бы не смог, потому что для меня принципиально получать удовольствие в моменте.

▶︎ Неожиданные закоулки Минска, странные находки, забавные детали. Телеграм-канал "Минск и минчанин". ◀︎