Кто-то должен сказать суровую правду о минском трамвае — пусть это буду я!

Работа с белорусской прессой для компаний! PR товаров и услуг дешевле, чем у агентств

На прошлой неделе мне выпала счастливая карта: проехать на трамвае! Жуть как люблю трамваи: милый транспорт из XIX века, получивший второе рождение в веке XXI. Трамвай — прогрессивный вид транспорта, требующий не столь капиталоемкой инфраструктуры, как метрополитен, но при этом обладающий повышенной по сравнению с автобусом провозной способностью. Кроме того, трамвай зачастую получает обособленное полотно или приоритет при пересечении перекрестка, умеет разгоняться и ездить быстро, экологически чист и просто эстетически приятен. Но только не в Минске. Минский трамвай — это какой-то трэш. Зачем он нужен такой?

Может вы не знаете, но сейчас в Минске из-за строительства метро в районе вокзала и без того куцая трамвайная сеть существенно урезана. Так, полностью закрыта линия от площади Змитрока Бядули до Мясникова, а также аппендикс по Октябрьской улице. И хотя строительные работы мешают движению трамваев только непосредственно на привокзальной площади, и трамваи могли бы ходить до ДС «Октябрьской», было принято решение рубить сеть по максимуму. Впрочем, возвращение линии на Мясникова обещано в этом году.

Но не суть. Сам по себе минский трамвай в системе пассажирских перевозок занимает несущественную долю: примерно 5% от объема. При этом в последние годы эта цифра еще меньше — полностью сеть Минска из-за многочисленных ремонтов различных участков не работала уже давно.

Одна из схем минского трамвая (с еще действующим кольцом на Волгоградской):

ек04

Обслуживает ее 138 машин белорусского производства. Абсолютное большинство из них одновагонные АКСМ-60102 с высоким полом, еще 6 сочлененные низкопольники. Самый молодой минский трамвай имеет возраст 6 лет, самому старому 16. Большинство машин пришло в период с 2006-го по 2008-й год, поэтому в среднем вагоны отбегали уже по целой декаде.

Минский трамвай — прямой наследник трамвая позднесоветского и, даже более того, довоенного. Структурные его характеристики остаются прежними, происходят только незначительные косметические изменения.

Вот, в прошлый вторник я проехал на 6-м маршруте из Зеленого Луга в Серебрянку. Путешествие состоялось на дребезжащем АКСМ-60102 с бортовым номером 051 (поставка от 2005-го года):

dav

Собственно, основной тип подвижного состава обрисовывает одну из центральных проблем минского трамвая: отсутствие машин с низким полом. На дворе 2017-й год, но чтобы забраться в этот трамвай, нужно быть здоровым и желательно молодым человеком. И если погрузка детской коляски еще возможна усилиями двух человек, то с инвалидным креслом нет никаких вариантов.

Вторая проблема — это, конечно, скорость передвижения. Все преимущества трамвая, которыми он может обладать в силу конструктивных особенностей инфраструктуры, теряются из-за движения в общем потоке транспорта, многочисленным пересечениям с ним в одном уровне и отсутствия какого-либо приоритета. Эксперименты с постройкой системы, распознающей приближающийся трамвай и переключающей под него светофор, увы, закончились в Минске ничем.

dav

В-третьих, даже существующая инфраструктура не защищает трамвай от аварийных ситуаций и попадания в заторы, особенно в «бутылочных горлышках» типа площади Якуба Коласа. Зачастую на трамвай вообще невозможно положиться — он может не прийти из-за ДТП на путях. Где это видано, чтобы под замену трамваю в системе автобусного движения были заложены постоянные маршруты? Ну, как где — в Минске!

В-четвертых, вызывает нарекание само качество движения. Даже вынеся за скобки стрелки, требующие иногда женщину с ломом, даже с учетом проведенной капитальной реконструкции полотна — минский трамвай трясется, раскачивается и дребезжит уже на 20 километрах в час. В чем был смысл этих дорогостоящих ремонтов?

Ну а теперь самое интересное. Сделанный ремонт сети — выброшенные на ветер деньги. Суть минского трамвая не изменилась, он как был по духу транспортом первой половины XX века, так и остался. Быстрее не поехал, в одном уровне с остальным транспортом остался, пропускная способность не изменилась.

При этом декларируется дальнейшее развитие сети. Посмотрите на эту фломастерную карту:

tr03

На нее выплеснута бурная фантазия неизвестных людей от исполкомовской власти! Трамвай от Ангарской до Веснянки через юг и юго-запад города? Легко. В Сухарево? По первому кольцу? Да какие проблемы :) Ну и, конечно, как венец всего этого безумия, линии в аэропорт и Логойск.

Как ни больно это говорить, но городу не нужен такой трамвай, который едет так же, как автобус или троллейбус. Городу не нужен подвижной состав, устаревший еще в 90-х годах прошлого века. Городу не нужны невыполнимые планы, пока действует метролобби, сжирающее бюджетные деньги в атомных масштабах.

Минску нужен современный, быстрый, вместительный, комфортный, красивый трамвай XXI века. Нужен, но его не будет.

Подпишись на мой telegram-канал о Минске: в нем всякие забавные штуки, попадающиеся по пути. Контент нигде не дублируется!

Поделись с друзьями!