Кто-то должен сказать суровую правду о минском трамвае — пусть это буду я!

Подпишись на мой telegram-канал о Минске: в нем всякие забавные штуки, попадающиеся по пути. Контент нигде не дублируется!

На прошлой неделе мне выпала счастливая карта: проехать на трамвае! Жуть как люблю трамваи: милый транспорт из XIX века, получивший второе рождение в веке XXI. Трамвай — прогрессивный вид транспорта, требующий не столь капиталоемкой инфраструктуры, как метрополитен, но при этом обладающий повышенной по сравнению с автобусом провозной способностью. Кроме того, трамвай зачастую получает обособленное полотно или приоритет при пересечении перекрестка, умеет разгоняться и ездить быстро, экологически чист и просто эстетически приятен. Но только не в Минске. Минский трамвай — это какой-то трэш. Зачем он нужен такой?

Может вы не знаете, но сейчас в Минске из-за строительства метро в районе вокзала и без того куцая трамвайная сеть существенно урезана. Так, полностью закрыта линия от площади Змитрока Бядули до Мясникова, а также аппендикс по Октябрьской улице. И хотя строительные работы мешают движению трамваев только непосредственно на привокзальной площади, и трамваи могли бы ходить до ДС «Октябрьской», было принято решение рубить сеть по максимуму. Впрочем, возвращение линии на Мясникова обещано в этом году.

Но не суть. Сам по себе минский трамвай в системе пассажирских перевозок занимает несущественную долю: примерно 5% от объема. При этом в последние годы эта цифра еще меньше — полностью сеть Минска из-за многочисленных ремонтов различных участков не работала уже давно.

Одна из схем минского трамвая (с еще действующим кольцом на Волгоградской):

ек04

Обслуживает ее 138 машин белорусского производства. Абсолютное большинство из них одновагонные АКСМ-60102 с высоким полом, еще 6 сочлененные низкопольники. Самый молодой минский трамвай имеет возраст 6 лет, самому старому 16. Большинство машин пришло в период с 2006-го по 2008-й год, поэтому в среднем вагоны отбегали уже по целой декаде.

Минский трамвай — прямой наследник трамвая позднесоветского и, даже более того, довоенного. Структурные его характеристики остаются прежними, происходят только незначительные косметические изменения.

Вот, в прошлый вторник я проехал на 6-м маршруте из Зеленого Луга в Серебрянку. Путешествие состоялось на дребезжащем АКСМ-60102 с бортовым номером 051 (поставка от 2005-го года):

dav

Собственно, основной тип подвижного состава обрисовывает одну из центральных проблем минского трамвая: отсутствие машин с низким полом. На дворе 2017-й год, но чтобы забраться в этот трамвай, нужно быть здоровым и желательно молодым человеком. И если погрузка детской коляски еще возможна усилиями двух человек, то с инвалидным креслом нет никаких вариантов.

Вторая проблема — это, конечно, скорость передвижения. Все преимущества трамвая, которыми он может обладать в силу конструктивных особенностей инфраструктуры, теряются из-за движения в общем потоке транспорта, многочисленным пересечениям с ним в одном уровне и отсутствия какого-либо приоритета. Эксперименты с постройкой системы, распознающей приближающийся трамвай и переключающей под него светофор, увы, закончились в Минске ничем.

dav

В-третьих, даже существующая инфраструктура не защищает трамвай от аварийных ситуаций и попадания в заторы, особенно в «бутылочных горлышках» типа площади Якуба Коласа. Зачастую на трамвай вообще невозможно положиться — он может не прийти из-за ДТП на путях. Где это видано, чтобы под замену трамваю в системе автобусного движения были заложены постоянные маршруты? Ну, как где — в Минске!

В-четвертых, вызывает нарекание само качество движения. Даже вынеся за скобки стрелки, требующие иногда женщину с ломом, даже с учетом проведенной капитальной реконструкции полотна — минский трамвай трясется, раскачивается и дребезжит уже на 20 километрах в час. В чем был смысл этих дорогостоящих ремонтов?

Ну а теперь самое интересное. Сделанный ремонт сети — выброшенные на ветер деньги. Суть минского трамвая не изменилась, он как был по духу транспортом первой половины XX века, так и остался. Быстрее не поехал, в одном уровне с остальным транспортом остался, пропускная способность не изменилась.

При этом декларируется дальнейшее развитие сети. Посмотрите на эту фломастерную карту:

tr03

На нее выплеснута бурная фантазия неизвестных людей от исполкомовской власти! Трамвай от Ангарской до Веснянки через юг и юго-запад города? Легко. В Сухарево? По первому кольцу? Да какие проблемы :) Ну и, конечно, как венец всего этого безумия, линии в аэропорт и Логойск.

Как ни больно это говорить, но городу не нужен такой трамвай, который едет так же, как автобус или троллейбус. Городу не нужен подвижной состав, устаревший еще в 90-х годах прошлого века. Городу не нужны невыполнимые планы, пока действует метролобби, сжирающее бюджетные деньги в атомных масштабах.

Минску нужен современный, быстрый, вместительный, комфортный, красивый трамвай XXI века. Нужен, но его не будет.

PR товаров и услуг и в белорусской прессе. О вас напишут ведущие СМИ Беларуси!

64
Оставить комментарий

Пожалуйста, авторизуйтесь , чтобы добавить комментарий.
Ivan Karaitchev
Гость

Живу вдоль трамвая с 88 года. Они периодически ломаются и тогда все движение стопорится на 2 часа. Как в 88-м, так и в 2017.

MetalCoreMan
Гость

я пешком от пл. Коласа до ул. Калинина быстрее дохожу, чем они едут в час-пик. Нахер он такой не нужен.

Alex Digger
Гость
Alex Digger

Многие борцы с трамваем забывают, что проблемы трамвая в Минске — это не проблемы трамвая как вида транспорта, это проблемы организации транспортной работы.
Пока и дальше будут вешать лапшу «в будущем мы построим линию в Серебрянку» и «сделаем отдельные светофоры с опережением для трамвая», ничего не выйдет. Надо не трындеть, а делать.

victogan
Гость
victogan

Когда учился в 90-х трамвай для меня был первым транспортом. Жаль что хиреет всё на глазах от отсутствия толковых планов развития и недофинансирования. Однако находятся деньги на дорогущие никому не нужные потёмкинские электробусы и копку метро

Alex Digger
Гость
Alex Digger

Пришел мэр-дворник — ему моча в голову стукнула выпилить трамваи и запилить ыликтробусы. Придет новый мэр — появятся у нас прожекты газотурбинных узкоколейных мотрис.

victogan
Гость
victogan

И автобусы перекрасил из зелёного в жёлтый! Так чтоб не как у прошлого мэра

Sergei Garai
Гость
Sergei Garai

Понимаю пессимизм автора «нужен, но не будет». И все-таки, опыт городов, где такой трамвай «уже есть» показывает, что отказываться от него глупо.

Mr. PanterIk [Дима]
Гость
Mr. PanterIk [Дима]

Какой опыт? мы же ставим эксперименты на «открытом сердце», с надеждой на «авось пронесёт»… опыт других (городов, стран, соседей) нам не указ, и как можно не на своём опыте так «напилить бабла» себе в карманы, тем более в случае провала (никто же не отвечает за свои слова, только меняют их каждый месяц, как флюгеры — нос по-ветру, куда там подует ветерок, а вернее сказать «выхлопные газы» из «котла»), ведь ещё и переделывать придётся и не раз)) странные Вы тут…

Ivan Radziankou
Гость
Ivan Radziankou

Общественный транспорт в городе, где на каждую семью приходится по две машины, не только не нужен, но и вреден!

Alex Digger
Гость
Alex Digger

То-то в Минске по улицам ходит забитый до отказа никому не нужный и вредный общественный транспорт.

Mr. PanterIk [Дима]
Гость
Mr. PanterIk [Дима]

машины в городе быть не должно, кроме общественного и муниципального транспорта, всё… все машины на стоянки за пределами кольца, и по 1 машине на «рыло» норматив или семью, если это «ячейка»… если по две — брать налог в казну города, равный стоимости половины авто, каждых 5 лет!.. вот тогда всем места хватит, и парковки построят, и кое у кого «зад уменьшится», не всё же в авто и из него выползать!…

Дмитрий Гаврилов
Гость
Дмитрий Гаврилов

Почему это? У нас проблема не с количеством авто, а со стоянками. Когда нормативы строительства жилья будут ориентироваться не на статистику 40-летней давности, а на нынешние реалии, то и проблем с перегруженными машинами дворами уйдут в прошлое. А для приучения к порядку можно и штрафы ввести.

Nikolay Fomin
Участник
Nikolay Fomin

Проблема не со стоянками, а с количеством авто. Стоянок, развязок, полос на трассах всегда будет не хватать, сколько их не делай.

Mr. PanterIk [Дима]
Гость
Mr. PanterIk [Дима]

и даёшь опыт КУБЫ по транспорту… выезд на дорогу из двора возможен только при полностью занятых местах (одному водителю нельзя выезжать куда либо со свободными пассажирскими местами), талончики на проезд в Вашем авто будут выдавать народные контролёры на каждом углу, и вы будете развозить не только себя, но ещё и людей… КУБА, наше всё!..

Дмитрий Гаврилов
Гость
Дмитрий Гаврилов

На Кубе этого уже лет как 10-15 нет.

stepan minsk
Гость
stepan minsk

Да будет развиваться трамвайная сеть в Минске!

Дмитрий Гаврилов
Гость
Дмитрий Гаврилов

В жопу ваш трамвай. Давно пора отказываться от этих ползущих коробок. Человечество должно подниматься ввысь; сверху нас бескрайнее небо, даёшь коптеры, джеты и вертолёты!
А вот из-за таких вредителей как ты, Блищ, мы так и будем ползать по земле как черепахи! Признавайся, сколько тебе лоббисты трамвая платят?! Не стыдно в зеркало смотреть?! УУу, морда, в старые времена расстреляли бы да и дело с концом!

Alex Digger
Гость
Alex Digger

Низковато мыслите, товарищ. Какие к черту коптеры и джеты, когда сейчас в моде гиперлупы и струнный транспорт Юницкого.

Дмитрий Гаврилов
Гость
Дмитрий Гаврилов

Против струнного транспорта Юницкого не попрёшь! Это всё равно что сомневаться в бинарных опционах!

Maxim Leshkovich
Гость
Maxim Leshkovich

Сказал как боженька

victogan
Гость
victogan

Мне одному кажется что метро в Малиновку можно было на рыть, если бы вдоль Дзержинки построили бы скоростной трамвай? Места там хватает. 3-я линия лишь дублирует железную дорогу на Барановичи, по которой могла бы ходить городская электричка. А про 4-ю линию в принципе можно умолчать.

Самая лучшая идея — это похороненная линия в Серебрянку и далее в Чижовку. Но ее не будет, да.

Владимир Фишман
Участник
Владимир Фишман

Уже нет там места, всё застроено высотками.

Mr. PanterIk [Дима]
Гость
Mr. PanterIk [Дима]

высотки снести — да нет проблем, да ещё на новых постройках заработать… тут нужно учесть, что мы живём в городе временщиков от управления, один сносит, второй «поносит»…

Владимир Фишман
Участник
Владимир Фишман

Это лирика и мечтательство.

Alex Digger
Гость
Alex Digger

Метро идет под главным проспектом посреди микрорайона. А электричка идет по задворкам микрорайона. В Масюках вон уже сделали ГЭ… Нет, метро действительно надо. Ветку в Малиновку, конечно, нужно было доделывать. А если бы тогда же заложили Смоленскую, Шабаны и Красный Бор, — тогда остальное можно было и в самом деле вывозить трамваями. Но у нас трамвай умеют только фломастерами строить.

Дмитрий Гаврилов
Гость
Дмитрий Гаврилов

В зеленый луг метро однозначно надо

victogan
Гость
victogan

Сейчас стонут без него?

Дмитрий Гаврилов
Гость
Дмитрий Гаврилов

Стонут не стонут, но по утрам и вечерам там хуйня полная. Нужно соединять с центром либо же ветокой метро(оптимально) , либо же на крайняк линиями выделенного скоростного трамвая (роможет на ближайшие лет 15, но в перспективе та же хуйня)

Владимир Фишман
Участник
Владимир Фишман

не надо забывать, что за МКАд стоит город на 30-40 тыс — Боровляны

Дмитрий Гаврилов
Гость
Дмитрий Гаврилов

Кстати, да. Там реально без машины грустновато.

Veronika Pasadena
Участник
Veronika Pasadena

Трамвай и коляска(любая), когда ты один, совместимы только в том случае, если ты провожаешь его взглядом.

Владимир Фишман
Участник
Владимир Фишман

Да, всё правда. Только вот есть и регресс к 80-м. Вагонов на 100 меньше и нет сцепок, а были, ну путь РВЗ, но были массово. Да и Татры Т6 модели разработки конца 70-х по сути лучше этих АКСМ.

Мата Хари
Гость
Мата Хари

Я что-то ропустила — метро в Минске не нужно?..

Сергей Сахацкий
Гость
Сергей Сахацкий

нужно, но 1. это очень дорого, 2. метро покрывает всего 30% площади города, 3. Долго строить. Поэтому скоростные трамваи, а так же поверхностное метро и городские линии должны дополнять друг друга. Особенно когда через 10 лет вообще не будет водителей в рельсовом электротранспорте.

Владимир Фишман
Участник
Владимир Фишман

У нас через 10 лет ещё вполне будут.

Nikita Kostikov
Участник
Nikita Kostikov

Всё так. Трамвай в Минске не нужен.

Юрий Суарес
Гость
Юрий Суарес

Давайте дождёмся следующего Хавьера =)

Андрей Ахрем
Гость
Андрей Ахрем

Ну ты ещё понабрасывай, что трамвай выпилят окончательно. Хотя в том виде, в каком он есть и как его модернизируют — трамвай действительно шляпа. А может быть удобным и быстрым транспортом. И, кстати, там, где АКСМ трясет как ведро, старые ламповые Дюваги почти плыли.

Mikhail Moshchensky
Гость
Mikhail Moshchensky

Помню, в начале нулевых просто обожал ездить на стареньких, жёлтых (и да, дребезжащих — это особый кайф) трамваях в Серебрянку с Тракторного. Осенью. Вечером. Эх, ностальжи!!!

Nikolay Fomin
Участник
Nikolay Fomin

У трамвая конечно проблем дохрена, но всё равно он ходит лучше и надёжнее чем 37ой автобус, почему-то.

Что до ремонта и дребезга — несколько лет назад читал, что всему виной российские трамвайные тележки, которые не меняют на нормальные. Именно они делают ремонт бессмысленным, т.к. в последствии всё равно убивают рельсы.

А планы да, рисовать умеют. Развитие трамвайной сети стабильно переносится каждые 2-3 года на очередном заседании по поводу. По Тростенецкой-Рокоссовского еще изначально при строительстве заложено пространство под трамвайную ветку, но «денех нет»