Кто-то должен сказать суровую правду о минском трамвае — пусть это буду я!

498571

Работа с белорусской прессой для компаний! PR товаров и услуг дешевле, чем у агентств

На прошлой неделе мне выпала счастливая карта: проехать на трамвае! Жуть как люблю трамваи: милый транспорт из XIX века, получивший второе рождение в веке XXI. Трамвай — прогрессивный вид транспорта, требующий не столь капиталоемкой инфраструктуры, как метрополитен, но при этом обладающий повышенной по сравнению с автобусом провозной способностью. Кроме того, трамвай зачастую получает обособленное полотно или приоритет при пересечении перекрестка, умеет разгоняться и ездить быстро, экологически чист и просто эстетически приятен. Но только не в Минске. Минский трамвай — это какой-то трэш. Зачем он нужен такой?

Может вы не знаете, но сейчас в Минске из-за строительства метро в районе вокзала и без того куцая трамвайная сеть существенно урезана. Так, полностью закрыта линия от площади Змитрока Бядули до Мясникова, а также аппендикс по Октябрьской улице. И хотя строительные работы мешают движению трамваев только непосредственно на привокзальной площади, и трамваи могли бы ходить до ДС «Октябрьской», было принято решение рубить сеть по максимуму. Впрочем, возвращение линии на Мясникова обещано в этом году.

Но не суть. Сам по себе минский трамвай в системе пассажирских перевозок занимает несущественную долю: примерно 5% от объема. При этом в последние годы эта цифра еще меньше — полностью сеть Минска из-за многочисленных ремонтов различных участков не работала уже давно.

Одна из схем минского трамвая (с еще действующим кольцом на Волгоградской):

ек04

Обслуживает ее 138 машин белорусского производства. Абсолютное большинство из них одновагонные АКСМ-60102 с высоким полом, еще 6 сочлененные низкопольники. Самый молодой минский трамвай имеет возраст 6 лет, самому старому 16. Большинство машин пришло в период с 2006-го по 2008-й год, поэтому в среднем вагоны отбегали уже по целой декаде.

Минский трамвай — прямой наследник трамвая позднесоветского и, даже более того, довоенного. Структурные его характеристики остаются прежними, происходят только незначительные косметические изменения.

Вот, в прошлый вторник я проехал на 6-м маршруте из Зеленого Луга в Серебрянку. Путешествие состоялось на дребезжащем АКСМ-60102 с бортовым номером 051 (поставка от 2005-го года):

dav

Собственно, основной тип подвижного состава обрисовывает одну из центральных проблем минского трамвая: отсутствие машин с низким полом. На дворе 2017-й год, но чтобы забраться в этот трамвай, нужно быть здоровым и желательно молодым человеком. И если погрузка детской коляски еще возможна усилиями двух человек, то с инвалидным креслом нет никаких вариантов.

Вторая проблема — это, конечно, скорость передвижения. Все преимущества трамвая, которыми он может обладать в силу конструктивных особенностей инфраструктуры, теряются из-за движения в общем потоке транспорта, многочисленным пересечениям с ним в одном уровне и отсутствия какого-либо приоритета. Эксперименты с постройкой системы, распознающей приближающийся трамвай и переключающей под него светофор, увы, закончились в Минске ничем.

dav

В-третьих, даже существующая инфраструктура не защищает трамвай от аварийных ситуаций и попадания в заторы, особенно в «бутылочных горлышках» типа площади Якуба Коласа. Зачастую на трамвай вообще невозможно положиться — он может не прийти из-за ДТП на путях. Где это видано, чтобы под замену трамваю в системе автобусного движения были заложены постоянные маршруты? Ну, как где — в Минске!

В-четвертых, вызывает нарекание само качество движения. Даже вынеся за скобки стрелки, требующие иногда женщину с ломом, даже с учетом проведенной капитальной реконструкции полотна — минский трамвай трясется, раскачивается и дребезжит уже на 20 километрах в час. В чем был смысл этих дорогостоящих ремонтов?

Ну а теперь самое интересное. Сделанный ремонт сети — выброшенные на ветер деньги. Суть минского трамвая не изменилась, он как был по духу транспортом первой половины XX века, так и остался. Быстрее не поехал, в одном уровне с остальным транспортом остался, пропускная способность не изменилась.

При этом декларируется дальнейшее развитие сети. Посмотрите на эту фломастерную карту:

tr03

На нее выплеснута бурная фантазия неизвестных людей от исполкомовской власти! Трамвай от Ангарской до Веснянки через юг и юго-запад города? Легко. В Сухарево? По первому кольцу? Да какие проблемы :) Ну и, конечно, как венец всего этого безумия, линии в аэропорт и Логойск.

Как ни больно это говорить, но городу не нужен такой трамвай, который едет так же, как автобус или троллейбус. Городу не нужен подвижной состав, устаревший еще в 90-х годах прошлого века. Городу не нужны невыполнимые планы, пока действует метролобби, сжирающее бюджетные деньги в атомных масштабах.

Минску нужен современный, быстрый, вместительный, комфортный, красивый трамвай XXI века. Нужен, но его не будет.

Telegram-канал "Минск и минчанин": всякие забавные штуки, попадающиеся по пути. Только для любознательных

Поделись с друзьями!
  • Живу вдоль трамвая с 88 года. Они периодически ломаются и тогда все движение стопорится на 2 часа. Как в 88-м, так и в 2017.

  • я пешком от пл. Коласа до ул. Калинина быстрее дохожу, чем они едут в час-пик. Нахер он такой не нужен.

  • Alex Digger

    Многие борцы с трамваем забывают, что проблемы трамвая в Минске — это не проблемы трамвая как вида транспорта, это проблемы организации транспортной работы.
    Пока и дальше будут вешать лапшу «в будущем мы построим линию в Серебрянку» и «сделаем отдельные светофоры с опережением для трамвая», ничего не выйдет. Надо не трындеть, а делать.

    • victogan

      Когда учился в 90-х трамвай для меня был первым транспортом. Жаль что хиреет всё на глазах от отсутствия толковых планов развития и недофинансирования. Однако находятся деньги на дорогущие никому не нужные потёмкинские электробусы и копку метро

      • Alex Digger

        Пришел мэр-дворник — ему моча в голову стукнула выпилить трамваи и запилить ыликтробусы. Придет новый мэр — появятся у нас прожекты газотурбинных узкоколейных мотрис.

        • victogan

          И автобусы перекрасил из зелёного в жёлтый! Так чтоб не как у прошлого мэра

  • Sergei Garai

    Понимаю пессимизм автора «нужен, но не будет». И все-таки, опыт городов, где такой трамвай «уже есть» показывает, что отказываться от него глупо.

    • Mr. PanterIk [Дима]

      Какой опыт? мы же ставим эксперименты на «открытом сердце», с надеждой на «авось пронесёт»… опыт других (городов, стран, соседей) нам не указ, и как можно не на своём опыте так «напилить бабла» себе в карманы, тем более в случае провала (никто же не отвечает за свои слова, только меняют их каждый месяц, как флюгеры — нос по-ветру, куда там подует ветерок, а вернее сказать «выхлопные газы» из «котла»), ведь ещё и переделывать придётся и не раз)) странные Вы тут…

  • Ivan Radziankou

    Общественный транспорт в городе, где на каждую семью приходится по две машины, не только не нужен, но и вреден!

    • Alex Digger

      То-то в Минске по улицам ходит забитый до отказа никому не нужный и вредный общественный транспорт.

    • Mr. PanterIk [Дима]

      машины в городе быть не должно, кроме общественного и муниципального транспорта, всё… все машины на стоянки за пределами кольца, и по 1 машине на «рыло» норматив или семью, если это «ячейка»… если по две — брать налог в казну города, равный стоимости половины авто, каждых 5 лет!.. вот тогда всем места хватит, и парковки построят, и кое у кого «зад уменьшится», не всё же в авто и из него выползать!…

      • Дмитрий Гаврилов

        Почему это? У нас проблема не с количеством авто, а со стоянками. Когда нормативы строительства жилья будут ориентироваться не на статистику 40-летней давности, а на нынешние реалии, то и проблем с перегруженными машинами дворами уйдут в прошлое. А для приучения к порядку можно и штрафы ввести.

        • В США тоже думали, что надо просто больше парковок и развязок :) Теперь вот обратно все переделывают

          • Дмитрий Гаврилов

            Гм. А можно с этого момента подробнее?
            Не могу сказать, как там в NY, но когда коллеги в США говорят — да тут буквально 15-20 минут, то надо твёрдо понимать, что это не Европа, и 15-20 минут — это не на трамвайчике или пёхом , а на мафинке) Но вопрос об общественном транспорте недоуменно хлопают глазами. Питсбург.

          • Дмитрий М.

            http://varlamov.ru/1411603.html
            Вот, почитай как стремление угодить машинам убило Детройт.

          • Дмитрий Гаврилов

            От только не надо передергивать)) Детройт убило не какое то мифическое желание угодить машинам , а то, что американское автомобильное производство начало терпеть поражение от японского . Что создало вакуум рабочих мест и как следствие, безработицу, бедность и сегрегацию. Читать даже Варламова надо внимательнее.

          • Андрей Ахрем

            Нет у нас какой-то прямо катастрофической проблемы со стоянками, есть проблемы с мозгами большинства автовладельцев, которые считают, что их ведру должны обязательно сделать место прямо во дворе, желательно прямо у подъезда за счет бюджета.

          • Дмитрий Гаврилов

            И да и нет. Например, у меня в районе в радиусе 1 км от дома нет цивильной стоянки. Выбор только в том, где поставить машину — в своём дворе или соседнем.
            По-этому я за то,чтобы вначале дать пряник , а затем уже кнутом ебашить. И я не имею ввиду обязательно бюджета — но допустим застройщик сильно не обеднет если в довесок к пару-тройке домов построит крытую или подземную стоянку. А там уже можно штрафовать(и жёстко штрафовать) любителей въехать в подъезд на своей ласточке.

          • А в двух километрах? В пяти? Никто в принципе не обязан предоставлять место под хранение машины.

          • Дмитрий Гаврилов

            А в 10-ти? А в 15-ти? А в Фаниполе так вообще мест полно, может всх туда?))
            В принципе, да, никто не обязан предоставлять место под хранение машины, ровно как никто не обязан предоставлять школы, дет.садики , спорткомплексы, поликлиники и т.д. Не нравится — «в двух километрах, в пяти и т.д.»
            Если есть проблема, её нужно решать. И на мой взгляд, нормальное строительство парковок + здравое регулирование процессов может помочь . А тоы что предлагаешь? Жестачайше пересадить всех на несуществующие трамваи?)))

          • Может и 10, и 15, и Фаниполь, а что? Ты когда машину покупал, ты не знал, что возле дома нет парковок?

            Здравое регулирование процессов — это в том числе деавтомобилизация городов и да, пересадка людей на трамвай. Конечно, трамвай должен быть удобным, поэтому развивать нужно общественный транспорт, а не строить парковки везде где только можно.

            Насчет школ-поликлиник не понял сравнения. Они в отличие от парковой гарантированы нам конституцией.

          • Дмитрий Гаврилов

            Я машину не покупал, а родительство ставит машину на охраняемой стоянке или министоянке возле дома
            В сущности, ничего. Насчёт школ-поликлиник замечу, что их наличие гарантируется конституцией, но никак не их близость к дому. По-этому напомню тебе твоё же высказывание про 2 и 5 километров .
            Ещё раз говорю, есть проблема -нужно её решать, а не мриять . развивать общественный транспорт?! окей, я согласен, но даже с нынешнего неплохого в общем-то его состояния необходимы десятилетия до того момента, когда можно будет массово отказываться от личного транспорта . А вот дома и микрорайоны строят сейчас и быстро. Предлагаешь забить хуй на то,что скоро во дворах пройти невозможно будет и дожидаться светлого будущего или же начинать решать проблему сегодня и комплексно? Али устроить репрессии и хай народ в час пик как хочет так и добирается?

          • Близость к дому гарантируется государственными социальными стандартами. Про парковки там ничего нет, к слову :)

            Не нужны десятилетия для того, чтобы люди массово пересели в общественный транспорт (собственно, большинство людей в принципе и ездят на нем) — его нужно сделать быстрым и комфортным и за самые короткие сроки это прочухают абсолютно все. Когда у тебя будет альтернатива — заплатить за парковку у работы или поехать на общественном транспорте — ты поедешь скорее всего на ОТ или велике. Так во всем мире.

            В любом случае массовый отказ от личного транспорта в крупных городах произойдет уже в ближайшие 10 лет с развитием самоуправляемых автомобилей и сервисов типа Uber.

            Во дворах и сейчас невозможно пройти и проехать. Во дворах полный автобеспредел при попустительстве властей. Владение машиной в Беларуси ни к чему не обязывает и стоит очень дешево, здесь без «респрессий», как ты говоришь, не обойтись.

            Кстати, я не помню ни одного микрорайона В МИНСКЕ, который заселяли бы без общественного транспорта.

          • Дмитрий Гаврилов

            1) Денис, ты неоднократно бывал в западных странах и городах , например в том же Берлине и видел как там устроена система общественная транспорта начиная от трамвая, автобусов и заканчивая всякими U-ебанами. ты правда полагаешь, что у нас можно такое вделать быстро ? нет, не быстро, а долго и дорого. Как и во всём мире кстати.
            2) Давай мыслить реально. У меня вот это вот » в ближайшие 10 лет «ничего кроме ухмылки не вызывает. От ходовых испытаний до НАЧАЛА внедрения технологий проходят годы и десятилетия. Какие к чёрту ближайшие 10 лет?!)))) Блин, да беспилотное метро начало эксплуатироваться почти 20 лет назад , тогда же то же Вольво начало презентовать беспилотные траки. Как там, массово начали в Минске строить беспилотное метро али в планах к 20-надцатому году? Причём реально в метро это реализовать проще и дешевле и никаких вопросов к безопасности нет.
            3) Да, невозможно проехать.Потому что власти забили хуй на стоянки , попутно закрыв глаза на переполненность дворов. Я предлагаю очевидное решение — построить подземныемногоэтажные парковки на расстоянии шаговой доступности в микрорайоне. Много места они не занимают.Кстати, а что ты предлагаешь делать с существующей проблемой? Уже сейчас дворы переполнены, если запретить людям там ставить машины, что оным с машинами делать?! Везти в Фаниполь всем Минском?))
            4) Общэственный транспорт абщэственному транспорту рознь. Из своего микрорайона в центр можно и на метро/автобусике. На дачу ты предлагаешь как ездить? Через полгорода на АС , потом час трястись на автобусе? Я сейчас езжу из Уручья в Веснинку на работу и жалею, что не купил в своё время кару, потому что на общественном мне ехать час и десять минут в один конец, а на каре — 25 минут. Как ты там сказал, «я не помню ни одного микрорайона В МИНСКЕ, который заселяли бы без общественного транспорта.» ?))
            5) Про доступность согласен. Только я нигде не говорил,что стоянки должны быть БЕСПЛАТНЫМИ. Пожалуста, мои родители платят за охраняемую стоянку, пусть платят и остальные. городу от этого только плюс.

          • 1) Такое быстро не сделаешь, но Минску такое и не нужно — город куда более компактный. Задействовать существующие ЖД-линии по-нормальному, оборудовать автобусы кондиционерами, выделить им полосы, сделать нормальное быстрое расписание, трамваям дать приоритет — уже круто. Город поедет быстрее и лучше.
            2) Даже минское метро было построено как автомат и какое-то время ездило автоматом (машинист присутствовал для подстраховки). Беспилотные авто массово поедут в течение пяти лет, через 10 полностью изменят мир
            3) Я не понимаю, почему нужно строить парковки, вливать кучу бабла в право хранения машины, а не развивать общественный транспорт.
            4) Я не знаю как ездить на дачу, это твоя проблема, а не моя. Она в любом случае не имеет отношения к твоему требованию от города построить тебе парковки и дать возможность хранить машину.
            Естественно не любой маршрут может быть максимально удобен при помощи общественного транспорта — но это типично для любого большого города. Я у кореша в Нью-Йорке жил в пригороде, так там до его работы 1,5 часа в одну сторону. Но можно на авто, только хранение его на Манхэттене — сотка в день.
            5) Ничего не имею против :)

          • Дмитрий Гаврилов

            1) окей, не нравится пример Берлина, давай возьмём Париж, Амстердам или Барселону. Эти города компактнее Минска по площади. Тоже не нужно?! Фигушки , я хачу как в Парыжы, метро через каждые 300 метров.
            2) Денис, ты не совсем понимаешь. Вот например тема беспилотников в траках мусируется уже лет 20. Вольво провели испытания и сейчас уже вполне уже сейчас готова массово выпускать беспилотные грузовики . Вопрос же упирается в кучу факторов начиная от внедрения заканчивая окупаемостью. Да и что ты подразумеваешь под изменит мир? Ну не будет в такси водилы , фирма возможно уменьшит издержки на 10-20 %. Что по итогу приведёт к уменьшению процентов на 10 стоимости поездок. Это революция?))
            3) а кто сказал, что одно другому мешает? И почему вливать кучу бабок? ! Ещё раз, я же не говорил,что парковки должны быть бесплатными.
            4) Моё ( и сотен тысяч минчан) требование к правительству — это решить проблему . Эффективно и желательно побыстрее. За это я и другие платят ему(правительству) налоги. При чём в данном случае от оного не требуется каких-то гигантских кап.вложений , а лишь способствовать строительству парковок и законодательно урегулировать вопрос. Платные парковки в городе? за разумную цену — окей. А на деньги от парковок можно и гор.транспорт развивать

          • 1) они развивали метро, мы связывали город автобусом. И то, и то может быть комфортным
            2) оставляю тебя при твоем мнении, осталось всего ничего подождать :)
            4) я считаю, что эффективное решение проблемы — это удорожание владением авто. цивилизованный мир давно уже попробовал путь «строить больше пространства для машин» — тачки заполняют все дороги, все парковки, сколько им ни дай. ты говоришь, мол, окей, я ж за платные парковки. а я вообще не про то. я про то, что парковок не должно быть для всех сколько угодно, а стоимость аренды места — высокой, не три копейки как сейчас

          • Дмитрий Гаврилов

            4)я не говорю сколько угодно. я говорю о том,что нормативы парковочных мест у нас явно занижены . 1-2 парковочных места на квартиру вполне себе адекватная и приемлемая цифра. Як у цивилизованном мире. А то тебя послушать , то в Яуропах у людей машин вообще нет, все ездят исключительно на трамваях и великах.
            И да, не путай пожалуйста. Стоимость парковки в той же европе дорогая исключительно в центре города, шоб не загромождали узкие улочки. Стоимость на «перехватывающих » парковках — 5-8 евро в день + билет на транспорт или велик(Амстер) . Жилые кварталы без парковок на 1- 2 машины/квартира не строятся вообще. В принципе.

          • Alex Digger

            «Кстати, я не помню ни одного микрорайона В МИНСКЕ, который заселяли бы без общественного транспорта»
            Имеется в виду внутри микрорайона или рядом с микрорайоном? Внутри микрорайона при заселении не было транспорта в ЖК Магистр, нет до сих пор в Новой Боровой.

          • IKS_BY

            Только вот почему то во всём мире (а весь мир для нас в основном Дания и Голландия почему-то) долбанная куча авто и точно так же запаркованные края улиц. В той же Италии ОТ не хуже нашего точно, но машины у каждой семьи и даже не одной. Плюс мопеды эти.

          • IKS_BY

            а магазины гарантированы? А то нафиг вам и Арена и Замок. Вон в Шабаны в простор ездите. Никто ж вам не обязан столько ТЦ строить. Все эти пусть ставят где хотят — большевизм чистой воды. Если есть спрос на стоянки — должно быть и предложение, иначе вытоптанные газоны, без вариантов в Беларуси.

          • netnazgul

            Ну так это замкнутый круг — трамваи плохо ездят, потому что невыгодны, т.к. ездят медленно и стоят в ДТП, т.к. слишком много машин, в которых сидят те, кто не ездит на трамваях, потому что они ездят плохо и медленно.

          • Андрей Ахрем

            Соглашусь отчасти. Дворы, имхо, должны быть всё-таки для людей, а не для машин. Пройти до стоянки 5-10 минут, а если ещё и заплатить за неё надо — корона у большинства падает. Но именно так и должно быть. Поэтому и строительство стоянок/паркингов и дрюкание за нарушение правил парковки должны быть параллельны. Иначе получается замкнутый круг: автомобилисты не хотят ходить до стоянки и платить за неё, потому что можно кинуть корыто во дворе на тротуаре/газоне; застройщик не хочет строить парковки, потому что нет спроса. В рамках темы с общественным транспортом аналогичная картина: одни не хотят им пользоваться, потому что он устроен так, что из Уручья на Ангарскую, например, в разы быстрее на машине; другие не хотят менять маршруты, потому что они будут невостребованы

          • Дмитрий Гаврилов

            Так я согласен. Если рядом на расстоянии шаговой доступности есть парковка , а ты ставишь корытце на зелёную зону или тротуар — однозначно штраф и/или эвакуация.

        • netnazgul

          Проблема не со стоянками, а с количеством авто. Стоянок, развязок, полос на трассах всегда будет не хватать, сколько их не делай.

    • Mr. PanterIk [Дима]

      и даёшь опыт КУБЫ по транспорту… выезд на дорогу из двора возможен только при полностью занятых местах (одному водителю нельзя выезжать куда либо со свободными пассажирскими местами), талончики на проезд в Вашем авто будут выдавать народные контролёры на каждом углу, и вы будете развозить не только себя, но ещё и людей… КУБА, наше всё!..

      • Дмитрий Гаврилов

        На Кубе этого уже лет как 10-15 нет.

        • В Индонезии есть. Моментально образовалась профессия «каталы». Человек, который просто ездит в вашей машине за небольшую мзду

  • stepan minsk

    Да будет развиваться трамвайная сеть в Минске!

  • Дмитрий Гаврилов

    В жопу ваш трамвай. Давно пора отказываться от этих ползущих коробок. Человечество должно подниматься ввысь; сверху нас бескрайнее небо, даёшь коптеры, джеты и вертолёты!
    А вот из-за таких вредителей как ты, Блищ, мы так и будем ползать по земле как черепахи! Признавайся, сколько тебе лоббисты трамвая платят?! Не стыдно в зеркало смотреть?! УУу, морда, в старые времена расстреляли бы да и дело с концом!

    • Alex Digger

      Низковато мыслите, товарищ. Какие к черту коптеры и джеты, когда сейчас в моде гиперлупы и струнный транспорт Юницкого.

      • Дмитрий Гаврилов

        Против струнного транспорта Юницкого не попрёшь! Это всё равно что сомневаться в бинарных опционах!

        • Maxim Leshkovich

          Сказал как боженька

  • victogan

    Мне одному кажется что метро в Малиновку можно было на рыть, если бы вдоль Дзержинки построили бы скоростной трамвай? Места там хватает. 3-я линия лишь дублирует железную дорогу на Барановичи, по которой могла бы ходить городская электричка. А про 4-ю линию в принципе можно умолчать.

    Самая лучшая идея — это похороненная линия в Серебрянку и далее в Чижовку. Но ее не будет, да.

    • IKS_BY

      Уже нет там места, всё застроено высотками.

      • Mr. PanterIk [Дима]

        высотки снести — да нет проблем, да ещё на новых постройках заработать… тут нужно учесть, что мы живём в городе временщиков от управления, один сносит, второй «поносит»…

        • IKS_BY

          Это лирика и мечтательство.

    • Alex Digger

      Метро идет под главным проспектом посреди микрорайона. А электричка идет по задворкам микрорайона. В Масюках вон уже сделали ГЭ… Нет, метро действительно надо. Ветку в Малиновку, конечно, нужно было доделывать. А если бы тогда же заложили Смоленскую, Шабаны и Красный Бор, — тогда остальное можно было и в самом деле вывозить трамваями. Но у нас трамвай умеют только фломастерами строить.

      • Дмитрий Гаврилов

        В зеленый луг метро однозначно надо

        • victogan

          Сейчас стонут без него?

          • Дмитрий Гаврилов

            Стонут не стонут, но по утрам и вечерам там хуйня полная. Нужно соединять с центром либо же ветокой метро(оптимально) , либо же на крайняк линиями выделенного скоростного трамвая (роможет на ближайшие лет 15, но в перспективе та же хуйня)

          • IKS_BY

            не надо забывать, что за МКАд стоит город на 30-40 тыс — Боровляны

          • Дмитрий Гаврилов

            Кстати, да. Там реально без машины грустновато.

  • Верон

    Трамвай и коляска(любая), когда ты один, совместимы только в том случае, если ты провожаешь его взглядом.

  • IKS_BY

    Да, всё правда. Только вот есть и регресс к 80-м. Вагонов на 100 меньше и нет сцепок, а были, ну путь РВЗ, но были массово. Да и Татры Т6 модели разработки конца 70-х по сути лучше этих АКСМ.

  • Мата Хари

    Я что-то ропустила — метро в Минске не нужно?..

    • Сергей Сахацкий

      нужно, но 1. это очень дорого, 2. метро покрывает всего 30% площади города, 3. Долго строить. Поэтому скоростные трамваи, а так же поверхностное метро и городские линии должны дополнять друг друга. Особенно когда через 10 лет вообще не будет водителей в рельсовом электротранспорте.

      • IKS_BY

        У нас через 10 лет ещё вполне будут.

  • w3c_user

    Всё так. Трамвай в Минске не нужен.

    • Юрий Суарес

      Давайте дождёмся следующего Хавьера =)

  • Андрей Ахрем

    Ну ты ещё понабрасывай, что трамвай выпилят окончательно. Хотя в том виде, в каком он есть и как его модернизируют — трамвай действительно шляпа. А может быть удобным и быстрым транспортом. И, кстати, там, где АКСМ трясет как ведро, старые ламповые Дюваги почти плыли.

  • Mikhail Moshchensky

    Помню, в начале нулевых просто обожал ездить на стареньких, жёлтых (и да, дребезжащих — это особый кайф) трамваях в Серебрянку с Тракторного. Осенью. Вечером. Эх, ностальжи!!!

  • netnazgul

    У трамвая конечно проблем дохрена, но всё равно он ходит лучше и надёжнее чем 37ой автобус, почему-то.

    Что до ремонта и дребезга — несколько лет назад читал, что всему виной российские трамвайные тележки, которые не меняют на нормальные. Именно они делают ремонт бессмысленным, т.к. в последствии всё равно убивают рельсы.

    А планы да, рисовать умеют. Развитие трамвайной сети стабильно переносится каждые 2-3 года на очередном заседании по поводу. По Тростенецкой-Рокоссовского еще изначально при строительстве заложено пространство под трамвайную ветку, но «денех нет»