Грузия вызывает огромный интерес у белорусов и ежегодно принимает десятки тысяч туристов из нашей страны. Вызывает оправданно: если вы подумываете, не съездить ли, то мой совет съездить хотя бы раз. Проблема в том, что в теплый сезон стоимость авиабилетов на прямые рейсы «Белавии» зашкаливает. Это если они есть! Билетов часто нет вообще, самолеты летают заполненными и сделать с этим ровным счетом ничего нельзя. Как я понимаю, авиаперевозчик просто не может больше выделить самолетов. Тем не менее при некоторых ухищрениях стоимость дороги до Тбилиси может быть существенно снижена, если не ломает пользоваться пересадками. Предлагаю несколько вариантов.
Самый дешевый вариант
Только для тех, у кого стальные задницы: автобус или маршрутка. Регулярного наземного сообщения между Беларусью и Грузией нет, однако некоторые турфирмы организовывают туры в страну и продают билеты на свободные места. Практика показывает, что добраться таким способом можно раз в неделю по цене примерно $100-120 (например, в этом аккаунте регулярно появляются даты на последующие месяцы), то есть 320-370 рублей на текущий момент.
В пути по моим расчетам примерно 40-45 часов, но я не пробовал :) Один раз съездил в Тбилиси машиной с ночевкой в Ростове — было непросто.
Через Москву и Армению
Тбилиси имеет хорошо налаженное наземное сообщение с армянскими городами Гюмри и Ереван, а из Москвы полно недорогих самолетов. Можно уложиться в сутки пути и быть на месте!
Возьмем, к примеру, 1 октября: в 6:12 прыгаем в «Ласточку» за 90 рублей, в 19:40 улетаем из Москвы в Ереван самолетом Fly One за 202 рубля (без багажа), дальше ночная маршрутка в Тбилиси за 40 рублей (варианты смотреть на travel.yandex.ru, оплачивать только картами «Мир» или «Белкарт») — итого примерно 330 рублей чисто на путь.
Я бы вообще поехал «Ласточкой» в 15:55 за 110 рублей, затем в 1:45 ночи улетел в Ереван и как раз утром маршруткой. Даже получилось бы немного быстрее! Деньги те же.
Кроме того, самолеты летают в Гюмри (минимальный тариф на текущий момент те же 202 рубля, но обслуживает линию «Победа»). В Гюмри нет ночных маршруток в Тбилиси, цена та же — около 40 рублей на наши.
Через Владикавказ и Магас
Многие выбирают этот путь, потому что он кажется самым очевидным, хотя на этом пути полно сложностей. Да, бывают очень дешевые перелеты (видел за 135 белорусских рублей), хотя конкретно на 1 октября минимальный тариф 184. В аэропорту Владикавказа, расположенного на окраине города Беслан, нет общественного транспорта, таксист возьмет 30 рублей в пересчете на наши. Итого уже потрачено 315… Через интернет билеты на маршрутки в Тбилиси стоят примерно 130 рублей, но можно немного сэкономить, если на привокзальной площади подойти к мужикам у стоянки такси. У них можно найти место за 3000 российских.
Главное: непредсказуемость Военной Грузинской дороги и границы в Верхнем Ларсе. Я добирался по ней и за 5, и за 8 часов, что сопоставимо с пересадкой в Ереване, откуда до Тбилиси ровно 7 с предсказуемо пустой границей. Кроме того, зимой Военная Грузинская регулярно закрывается на чистку от снега.
Немного сэкономить может также помочь аэропорт ингушского Магаса (в реальности он расположен в селе Сунжа к востоку от столицы республики). Например, на 1 октября есть билет из Москвы за 133 рубля, хотя как бесшовно перескочить на самолет в 7:45 утра… Опять же, ехать «Ласточкой» в 15:55 и умирать от недосыпа в аэропорту. Плюс дорога из Магаса во Владикавказ потянет на рублей 60 по нашим.
Выводы
Выбирайте Ереван или Гюмри. Сутки в пути, около $110 в одну сторону и предсказуемость на всех этапах поездки. А «Белавию» с талонами по $300-400 пусть берут богатенькие.