Год как сам по себе: плюсы и минусы жизни в статусе предпринимателя

ip

Работа с белорусской прессой для компаний! PR товаров и услуг дешевле, чем у агентств

Вот это время летит, пресвятые отцы! Год назад я упаковал свои пожитки в картонную коробку и вышел в заснеженный Минск, превратившись из наемного работника в индивидуального предпринимателя. Я уже немного писал о том, как прошел этот год в контексте итогов года календарного, а сегодня хочу сфокусировать внимание на том, каково быть самим по себе и какие сложности и радости ожидают тех, кто вдруг тоже решил покончить со штатной работой и зарабатывать на хлеб самостоятельно.

Я не стану агитировать за индивидуальное предпринимательство как нечто возвышенное и превосходное над офисной работой, равно как не буду утверждать, будто всякий офис равносилен рабству. В первом случае все зависит от человека, который предпринимательством решил заняться, во втором принципиально важен выбор работодателя. Именно работодатель создает 90% атмосферы в компании, и отношение к труду у работника формируется от условий приложения труда.

Кроме того, вне всякого сомнения, не каждый человек готов сам себе искать работу, в срок и качественно ее выполнять, находить общий язык с заказчиками и не забывать расти как профессионал. Пожалуй, основным скиллом предпринимателя является самоорганизация и умение планировать, но быстро эти штуки не прокачаешь, поэтому многим легче, когда планы верстает начальник, а организация трудодня исходит из правил компании. В конце концов, наемные работники делают блестящие карьеры, пожалуй, столь же часто, как и предприниматели. Правда и зависимость от успеха работодателя не стоит скидывать со счетов: прижмет кризис и прощай рабочее место. В этом плане жизнь на вольных хлебах предоставляет заметно больше пространства для маневра.

В общем, я решил свести плюсы и минусы предпринимательства в один пост. Все как есть из личного опыта.

Минусы

1. Самый яркий минус заключается в том, что принято называть в нашей стране «соцпакетом». Дело даже не в конкретных суммах, а самой ситуации, когда любой отпуск, любая болезнь оборачиваются для предпринимателя недополученной прибылью. Из личного бюджета вымываются те деньги, которые мы называем отпускными или компенсациями по болезни и которые гарантированы на уровне законодательства тем, кто имеет запись в трудовой книжке. Предприниматель оплачивает свой отдых самостоятельно, хотя трудится явно не меньше тех, кто устроен в штат.

Сильные компании нередко оплачивают еще и различные «плюшки» своим работникам, начисляют премии. Работники в штате лишены необходимости делать взносы в фонд социальной защиты населения, а кое-где избавлены и от подоходного налога. Весь этот айсберг скрытых выплат в полной мере ощущает человек, решивший стать ИП.

2. Работодатель гарантирует наемному сотруднику определенный доход из месяца в месяц, например, 8 миллионов рублей. В то же время компания генерирует неодинаковую выручку на протяжении всего года — этому способствует много факторов, в том числе сезонность, кризисные явления в экономике и много чего другого. Можно сказать, наниматель берет экономический удар на себя, рядовой сотрудник его в абсолютном большинстве случаев не чувствует.

Как легко догадаться, в статусе ИП нет никаких гарантий равномерности доходов (хотя, конечно, это справедливо не для всех: многие предприниматели имеют долгосрочные контракты и защищены от различных колебаний). Сегодня заработал много, завтра мало, а средняя температура по налоговой вообще вот такая.

3. Это неверный экономический термин, но я человек творческий, поэтому мне можно. Предприниматель работает как бы с «длинными деньгами»: между «обсудили проект» — «ударили по рукам» — «сделали» — «рассчитались» могут проходить месяцы. Возможно, это специфика именно моей профессии, но «коротких» денег не так много, обычно это небольшие суммы за прямые контракты с компаниями. Если вас угораздит работать через рекламное или пиар-агентство, расчет за услуги может тянуться очень долго. Мой личный рекорд: за выполненную работу в июле, я получил деньги в ноябре.

К чему это ведет? К тому, что малое количество работы, скажем, в феврале, аукнется в марте и даже апреле и исправить эту ситуацию сегодня, прямо сейчас, зачастую невозможно. Хотя февраль благодаря тучным декабрю и ноябрю еще будет ок :)

4. Предприниматель ведет достаточно много бухгалтерии, хотя в ней нет ничего сложного. Просто много: договор, счет и ежемесячный акт необходимо подписывать с двух сторон. На своей стороне ведется космически ненужная книга учета расходов и доходов, раз в квартал сдается декларация. У меня более сорока завершенных и открытых контрактов, а это уже две большие папки бумаги.

Плюсы

1. Теперь о хорошем. Хорошего все равно больше! Ни с чем не сравнимое чувство «не надо идти на работу» я поставлю на первое место. О, это кайфовое чувство, которое только усиливается от того, что не идешь сегодня в офис не из-за выходного по календарю или очередного трудового отпуска, который тебе отжалели в размере аж 15 дней, а потому что нет у тебя никакого офиса и хозяина над тобой тоже нет.

Нет, мне не сложно просыпаться рано: я как и вставал в седьмом часу утра, так и встаю — и работать начинаю, когда большинство заводов еще не работают. Отсутствие офисных обязательств позволяет иначе распоряжаться своим временем и дает возможность отдыхать тогда, когда считаешь нужным, а не когда дал добро Трудовой кодекс.

Производительность труда от свободного графика повышается, еще больше она растет от осознания факта, что все сделанное является твоим и финансовая компенсация за труды тоже — вся твоя.

2. Опыт накапливается в разы быстрее, нежели на стабильном рабочем месте. Более того, предприниматель не только оттачивает те навыки, которыми уже обладает, но и постоянно приобретает новые просто потому, что того требуют обстоятельства. Фактически работа в офисе является выполнением заданий «отсюда и до обеда», не предполагающих творческого и конкретно предпринимательского подхода. Работа на себя не бывает «отсюда и до обеда», что самым благотворным образом сказывается на профессиональном росте.

3. Банально, но факт: предприниматель зарабатывает столько, сколько может, а не столько, сколько назначила компания. За 12 месяцев лишь дважды мне не удалось перекрыть доход, получаемый на Onliner.by, зато в остальные месяцы я зарабатывал существенно больше — и при этом съездил в три отпуска общей продолжительностью более месяца (в Швецию, Швейцарию и США).

ИП работают в льготных условиях, что весьма нетипично для Беларуси. Так, налоги составляют 5% от валового оборота, и раз в год необходимо сделать взнос в ФСЗН (сейчас несколько менее 10 млн рублей). Все остальные деньги можно переводить на валютный депозит, хранить на рублевом или просто снять из банкомата, чтобы купить сыну конфетки.

4. В состоянии ИП намного легче переживается финансовый кризис. Конечно, он чувствуется всеми, но кризис у компании означает сокращение и падение реальных доходов ее сотрудников, а кризис у предпринимателя — это поиск новых заказчиков и приобретение навыков, диверсификация своей деятельности. ИП заметно более мобилен, может быстро отказываться от одной работы в пользу другой, и очень долго сопротивляться кризису. Если честно, я его пока не почувствовал вообще, даже в долларовом выражении доходы упали не столь существенно, как могли бы.

5. Предприниматель может работать с любыми компаниями, которые существуют на земле. С государственными, частными, иностранными — и, соответственно, заводить сотни полезных знакомств. Никогда еще моя записная книжка на телефоне не пополнялась столь быстро, хотя и раньше свою профессию нельзя было не назвать «неконтактной».

6. И наконец на десерт. Предприниматель волен выбирать, что ему делать, перед кем отчитываться и как планировать свое время. Самая мякотка, прямо ммм.

Telegram-канал "Минск и минчанин": всякие забавные штуки, попадающиеся по пути. Только для любознательных

Поделись с друзьями!
  • Konstantin Burtsev

    Пункт 2 в плюсах может быть и при работе «в офисе» а так конечно всё верно.

    • Денис Блищ

      О, комменты заработали

    • azaitsev

      более того, пункт 2 активнее набирается в офисе, т.к. всегда можно сходить попить кофе с умными людьми, кто-то что-то узнает и рассказывает и т.п.

  • Ну тут скорее зависит от того чем занимаешься — Вася с завода — открыв ИП — по высокой вероятности ничерта не заработает вообще :)

    • Денис Блищ

      Мой одноклассник, безбожно списывавший у меня все подряд, давно построил себе прекрасную квартиру, поднимает детей и делает бабки с какой-то сумасшедшей скоростью. А мог бы ходить на завод, да.

      • Александр

        Ого. Это который из одноклассников? ))

      • тут не в образовании дело)

    • azaitsev

      не факт, если Вася работает токарем на убыточном заводе за низкую зп, то открыв ИП он сможет брать более лучшие заказы, делать что-то полезное и заработать больше денег (при условии, конечно, что Вася не безрукий забулдыга)

  • Yauhen Ilyich

    Спасибо, познавательно. Все равно страшно переступить порог в неизвестность из зоны какой-никакой стабильности)))

    • Денис Блищ

      Мне тоже было страшно :)

  • Mr. PanterIk [Дима]

    Ух, а я думал, что ты до сих пор в Онлайнере)) по сути сам предпринимаю с 2011 года, в целом, все описанное верно… плюсов больше, если умеешь крутиться, и общаться… да и не в одном офисе мне столько не предлагали, на себя заработаю в 4-5 раз больше))

  • sobaka_by

    Насчет гибкости предпринимателей — данный плюс очень сильно зависит от специфики их деятельности.

  • stepan minsk

    Я уже на грани того что бы уйти на вольные хлеба.

  • nm_by

    Денис, были ли у тебя конкретные наработки на ближайшее время на момент ухода с «офисной» работы? Или ты просто создал себе финансовую «подушку безопасности», на случай, если не будет работы/доходов несколько месяцев/полгода? Если да, то насколько «большую»?

    • Денис Блищ

      Да, кое-что было из наработок. Денег в кармане лежало на год (если потуже затянуть пояса)

  • Сергей Сахацкий

    Следующий шаг открытие фирмы и набор наемных сотрудников, которые будут работать на тебя.