Наконец-то я побывал на Балканах — густо обкатал Сербию, включая столицу и топ-5 городов по населенности, познакомился с Албанией и Черногорией. Нафоткал тысячи снимков на свой новый Redmi Note 10, прошел почти 130 километров по улицам трех стран и проехал новыми для себя железными и автомобильными дорогами. Про поездку выйдет 20 постов в блоге и кое-что уже было в инстаграме, на который, конечно, разумно подписаться. А начну я с темы в какой-то мере неожиданной — с такси :) Сербские законы, регулирующие рынок такси, настолько удивительны, что они достойны отдельной записи. Реально, ничего подобного вы больше нигде не найдете.
Я прилетел прямым рейсом из Минска и заранее был проинформирован, что в аэропорту Белграда лучше не покупать местную сим-карту, так как цена на нее окажется завышенной в несколько раз. Но пандемия коронавируса вопрос решила еще более радикально: в терминале вообще ничего не работало за исключением пары кафе. В общем, мой план заключался в подключении роумингового интернет-пакета А1 и вызове такси в город. Наш А1 входит в австрийскую группу А1, которая представлена в Сербии оператором A1, и во всей группе действуют низкие тарифы на роуминг (1 ГБ за 5,90 рублей).
Поездка: 🇷🇸Сербия 🇦🇱Албания 🇲🇪Черногория | Оглавление
Развернуть
◉ 01 | Сербия. Особенности отрасли такси. Зачем нужен Яндекс в Белграде ← сейчас открыто
◉ 02 | Сербия. Безжалостный район Новый Белград. Башня GenEx ← Читать!
◉ 03 | Сербия. Городская электричка «Беовоз» ← Читать!
◉ 04 | Сербия. Снос старого вокзала. Новый деловой район Белграда ← Читать!
◉ 05 | Сербия. Цыганские трущобы столицы ← Читать!
◉ 06 | Сербия. Разрушения от натовских бомбардировок в Белграде ← Читать!
◉ 07 | Сербия. Жилой комплекс «Рудо». Восточные ворота ← Читать!
◉ 08 | Сербия. Особенности сербских городов: тротуары, парковки, микрорайоны, благоустройство ← Читать!
◉ 09 | Сербия. Глубинка. Поселок городского типа Лапово ← Читать!
◉ 10 | Сербия. Прогулка по вечернему Крагуевацу, побратиму Могилева ← Читать!
◉ 11 | Сербия. Центр Ниша, побратима Витебска ← Читать!
◉ 12 | Сербия. Ниш, контрасты частного сектора — от богатого до беднейшего ← Читать!
◉ 13 | Сербия. Центр столицы Воеводины, города Нови-Сад ← Читать!
◉ 14 | Сербия. Город Нови-Сад. Микрорайон Лиман на берегу Дуная с пляжем и роскошным вантовым мостом ← Читать!
◉ 15 | Сербия. Город Суботица, самый красивый город страны ← Читать!
◉ 16 | Албания. Прогулка по центру столицы ← Читать!
◉ 17 | Албания. Трущобы Тираны ← Читать!
◉ 18 | Албания. Главный курорт страны Дуррес ← Читать!
◉ 19 | Албания. Глубинка — город Эльбасан ← Читать!
◉ 20 | Черногория. Подгорица в условиях локдауна ← Читать!
А еще в Белграде работает такси Яндекс и это не только удобно, но и решает конкретный головняк с использованием такси в Белграде в принципе. Казалось бы, какой может быть головняк?
Отрасль частных перевозок в Сербии на законодательном уровне остается в каких-то совсем доисторических временах, похоже, временах кооперации социалистической Югославии. Существует лицензирование, но это само по себе хоть и олдскул, но встречается еще кое-где. Лицензию нельзя получить свободно. Единственный способ ей обзавестись — это дождаться, так сказать, “естественного ухода” одного из примерно 4700 счастливых владельцев лицензий. Таким образом город в начале 2000-х решил добиться, видимо, хоть какого-то контроля над таксишной “мафией”.
Я пытался нагуглить, почему сложились такие правила и не смог. Зато в большом количестве есть новости о том, как официальные таксисты, защищенные не только лицензированием, но и фиксированным тарифом, бастуют из-за постоянно возникающих в связи с такими правилами проблем :) То, что за то ратуют старорежимные белорусские службы типа 135, приводит к парадоксальным, казалось бы, ситуациям.
Искусственно сжатое предложение через лицензии, фиксированные тарифы, обязанность использовать таксометры – все это естественным образом порождает серый рынок. Более того, в Сербии он настолько большой и вкусный, что оброс коррупцией сверху донизу. Серые таксопарки и некоторые онлайн-сервисы, понятно, не играют по устаревшим правилам регулятора, а под протекцией вырабатывают свои, в которых не остается места потребителю. Короче, чистые 90-е как вы можете их помнить по Беларуси.
Но и легальное такси тот еще квест. Во-первых, реально дорого – примерно в 3-4 раза дороже, чем в Минске. И особенно дорого — в соотношении со средним заработком в стране. Во-вторых, фиксированный тариф приводит к тому, что нет различных классов авто — то есть приехать может все, что угодно, это рулетка. Потому что если водителю самому нравится водить новый авто — он приедет на мерседесе за вами. Если в приоритете (что чаще) заработок, то ждите старую развалюху. В-третьих, основной формой вызова машины остается “поднять руку” или “прийти на парковку такси”. Специализированные остановки такси, фактически изжитые в Минске естественным путем (в Беларуси машины не стоят на месте, а работают благодаря оптимизации системы заказов), в Белграде встречаются буквально на каждом углу.
В-четвертых, легальный таксист моментально становится «нелегальным», когда вы с ним начинаете договариваться о цене. Да, у меня получилось: я стоял в ожидании автобуса в аэропорт, когда возле меня остановилась машина, и водитель предложил подвезти за 10 евро (при обычной цене в 20), имея официальную лицензию перевозчика. Почему он это сделал? Потому что 20 — это дорого! А 10 выгодно и ему, и расширяет число потребителей. Так и нашелся клиент в виде меня.
В целом я использовал в Белграде Яндекс 4 или 5 раз, хотя это не давало мне никаких финансовых привилегий — цена, напомню, фиксирована. Но Яндекс там следит за качеством автопарка и не требует никакой регистрации либо установки дополнительного приложения, если оно зарегистрировано и установлено в Беларуси.
Вывод следующий. Жесткое регулирование в отрасли с легким входом типа извоза приводит к нелегальному рынку, перекосу баланса спроса и предложения и, как следствие, незащищенности потребителя. Это примерно то, чего хотят наши традиционные службы, вздыхающие по 90-м, где можно было прикрывать лицензированием и прочими архаичными атрибутами любую свою некомпетентность.