Слоним – 24-й по численности город Беларуси и последний в ряду из тех, где население превышает 50 тысяч человек. По европейским меркам вполне себе город: в странах с развитой экономикой в таких жить самое то – нет скученности трудящихся, но инфраструктура развита и хватает работы. Определенно, в нашей стране есть некоторые перекосы с уровнем жизни в регионах и крупных центрах, но Слоним тоже подрастает. 50-тысячником он стал только в 2020-м году, из года в год набирая несколько сотен новых горожан.
Слоним находится на железной дороге Барановичи – Волковыск – Гродно. Это линейная, не узловая станция, а с точки зрения пассажирского движения не то чтобы очень живая. Конечно, есть несколько пар пригородных дизелей, и есть пара дальних поездов, однако основная магистраль на Гродно это широтный ход Молодечно – Лида – Мосты.
Бог с ним – зато вокзал отличный! 1922-й год, межвоенная Польша, меньше двух декад до присоединения к БССР:
Я приехал на утреннем поезде из Минска. Ради этого пришлось встать очень рано, зато еще до 9 утра в Слониме.
Станция Слоним оказалась ожидаемо небольшой. Здесь есть транзитные грузы на запад через переход в городке Свислочь, а вот сам райцентр не так промышленно развит, чтобы порождать формирование товарных составов самостоятельно. Разумеется, что-то есть, но без оглушительных объемов.
Времени было вагон, так что для изучения города сам собой сложился длинный пеший маршрут, охватывающий большую часть из мест притяжения как туристов, так и фриков вроде меня, предпочитающих массовую каменную застройку какой-либо другой.
Вокзал и автостанция расположены в Слониме на противоположном от центра берегу Щары (в пределах города это канал Огинского). Туда, в центр, уходит длинная Советская улица. Можно было бы ожидать, что на окраине она будет такой советско-пыльной, но нет, сразу же попадаются дореволюционки и покосившиеся деревяшки серьезного возраста.
Хлебозавод:
Старое и новое. Слева столетний дом с брандмауэром из красного, но побеленного кирпича, справа силикатка из второй половины XX века.
Длинный барак в желтой окраске нежилой, что-то промышленное, на карте указана принадлежность “Мостовдреву”.
Отсюда видны шпили костела Святого Апостола Андрея. Не самое мое любимое виленское барокко, хотя в данном случае любопытной выглядит “грузность” храма. Конец XVIII века, в целом дошел до нас без изменений.
Вики пишет про роскошный алтарь внутри, но утром в будний день почему-то было закрыто, так что я свою порцию духовного окормления не получил.
Улица Янки Купалы через два моста ведет в центр. Первый пролет преодолевает старое русло Щары, второй идет чисто над каналом Огинского. Вокруг рядовая дореволюционная застройка, иногда глубоко утопшая из-за перманентного подъема подушки дорожного полотна.
Сам канал, соединяющий через Щару и Ясельду бассейны Черного и Балтийского морей, также имеет весьма солидный возраст – он сдан в эксплуатацию еще в 1783-м году. Это старейшее гидротехническое сооружение на территории Беларуси такого масштаба. По территории Слонима проходит наиболее благоустроенная его часть.
Улица Купалы потихоньку выводит в самый центр города.
Шпили впереди – это Спасо-Преображенская церковь. Увы, новодел, 90-е годы. Собор кафедральный, центральный храм Новогрудской и Слонимской епархии.
Кстати, вот интересно, тут и Ильич! Далеко-далеко от главной административной площади города, где власть и все такое. Смотрит вождь ровно на средоточие опиума для народа.
Застройка заметно уплотняется, средний возраст зданий возрастает, становится совсем по-европейски, хотя агроренессанс бьет по глазам. Костел Непорочного Зачатия:
Заброшка синагоги:
Исторические кварталы:
Разумеется, без танка было обойтись никак нельзя. Как это – дома XIX века, а танка нет? Что скажут люди?
Действующий академический театр (!) Слоним – самый маленький белорусский город, где регулярно проходят спектакли от профессиональной труппы артистов.
А вот интересная мимикрия под окружающую застройку. На самом деле перед вами обычный восьмиквартирный типовой дом, которых разбросано по стране 100500 штук. Таких почему-то особенно много в глухих рабочих поселках типа Усяжа, Березинского или Татарки.
Дома-старички резко заканчивается, начинается соцреализм. Широкая Красноармейская улица, сотканная по лекалам советского строительства, из старого центра уводит в центр современный. Хочется строить коммунизм:
Судя по этим двум домикам, здесь продолжались старые кварталы, но либо фрагментированно, вперемешку с деревянной застройкой, либо в основной своей массе пошли под нож ради нового прекрасного Слонима, отвечающего самым высоким запросам советского человека.
Центральная площадь и исполком.
Высотный акцент – панельный десятиэтажный дом 88-й серии с добавками из кирпичных лоджий.
Квартал улиц 17 Сентября, Шоссейной и Маркса:
Центр социального обслуживания населения засел в особнячке межвоенного вида. То есть каменная частная застройка тянулась когда-то даже досюда.
А деревянная была такой:
Линия блокированных типовых восьмиквартирников первых послевоенных лет. Даже кажется будто это историческая застройка, но нет, это уже СССР.
Ну-с, теперь жемчужина моего рассказа. В Слониме есть цельный бывший военный городок с несколькими уникальными жилыми домами польского периода. Вообще здесь как бы три “архитектурных” слоя – советский, польский и имперский.
Советский, конечно, самый узнаваемый:
Имперский по-всякому хорош, если кому-то не хватает псевдорусских завитушек из резаного кирпича, сложных фасадов и интересной кладки. Плюс, в Слониме использован желтый кирпич, характерный для Гродненской области и особенно территории нынешней Литвы.
Чудно!
Некоторые казармы оштукатурены или просто выкрашены по кирпичу:
Наибольший интерес представляет из себя группа домов, возведенных между мировыми войнами. Безошибочно угадываемый минимализм, широкие окна, огромные комнаты. Столь целостного квартала я в стране не встречал.
Местные жители справедливо жалуются в газеты на плохое благоустройство, а кое-где и опасное его отсутствие. Все так, но что точно: дома эти прослужат еще по сотне лет.