Квартал-спутник в Смолевичах: свежие наблюдения о социалочке, дорогах и торговле

Квартал-спутник в Смолевичах: свежие наблюдения о социалочке, дорогах и торговле
▶︎ То, что остается за кадром: мой инстаграм ◀︎

На прошлой неделе у меня были дела в Смолевичах и нашлось немного времени в очередной раз посмотреть на строительство того самого микрорайона, который положил начало развитию городов-спутников в Беларуси. Ощущение, что площадка в целом стала живее: несколько домов уже в строю, идет расширение дорог и возведение развязки с трассой. Как обычно, не успевает инфраструктура, особенно социалочка (детсад открыт, но одного мало, школа еще на уровне первого этажа). Летом введен в строй торговый центр «Первый» с Green в качестве якорного арендатора, в плане там и ФОК с бассейном, и досуговый центр с кинотеатром (в райцентре нет ни одного), но город решил, что первостепенная задача продать еще один участок под торговлю буквально на расстоянии нескольких шагов от первого. Все наблюдения по ссылке.

В середине прошлого года районные власти проводили презентацию обновленного генерального плана. Согласно этому документу центр Смолевичей начнет смещаться в сторону нового микрорайона, в том числе сюда переедет сам исполком с площади Ленина. Несколько видоизменилась расстановка жилых домов и объектов соцкультбыта, однако основная характеристика — 12 тысяч проживающих — осталась прежней. Это будет полноценный микрорайон в духе столичных массивов-новостроек. Есть визуализация:

В самом конце 2020-го строители сдали еще две многоэтажки, потихоньку люди начали в них въезжать — общее число проживающих на этом этапе достигнет 2 тысяч. Стройка идет и сейчас, причем строится в том числе школа.

Важно, что меняется дорожная инфраструктура. Помимо того, что проложены дороги внутри квартала и запущен новый автобус №447 Минск — Смолевичи (примерно каждый час по расписанию), возводится развязка на выезде из райцентра к трассе Р53.

В июне в квартале открылся торговый центр «Первый» площадью 6,5 тысяч квадратов. Якорный арендатор Green, внутри стандартный для спальника набор магазинов и услуг. До начала реконструкции трассы посетителей было больше за счет транзита (ну и теплого времени года, конечно). Сейчас, скажем так, ТЦ больше работает «на перспективу». Однако перспективы хорошие, так как проживающие в районе в большинстве будут работать в Минске за минские зарплаты, а тратить деньги здесь.

В общем, я много раз критиковал Смолевичи как город-спутник, но нельзя не признать, что дело движется в позитивном русле. Один момент про социалочку: если первый сад (будет всего четыре) и первая школа (будет две) уже есть или будут в ближайшее время, то с поликлиникой и досугом беда бедовая. Угроза того, что район превратится просто в очередное место «переночевать», а не «жить», велика.

Не знаю как так вышло, но в Смолевичах первым делом реализовали участок земли под второй торговый центр буквально в шаге от первого. То есть просто на расстоянии вытянутой руки, разделяет их лишь узкий технический проезд под разгрузку машин. Даже непосвященному человеку покажется странным… Действительно, по первоначальному плану участок имел «социально-культурное» предназначение.

До заселения района еще несколько лет, в первом ТЦ дефицит покупателей, зато будет сразу второй. Большой вопрос, нужно ли вообще городу два торговых объекта таких площадей, а уж два рядом — однозначные убытки всем.

Инвестор заявляет, что проектирует здание и активно торгует долями комплекса, в общем, похоже, имеет серьезные намерения. Другой момент, сможет ли он их реализовать (намерения). За деньги дольщиков, что ль.

На плане его ТЦ обозначен как «промтоварный магазин», так что, скорее всего, продуктового там не будет. Комплекс без продуктового кажется уже сейчас нежизнеспособным, черт их знает. Как это все прошло экспертизы на уровне детального планирования застройки?

Есть может кто из местных жителей в комментах? Вы в курсе ситуации? Если вы из Смолевичей, напишите, плз.

Ну и еще один момент. До сих пор нет подвозящего транспорта большой вместимости на станцию к «Штадлерам» городских линий утром на Минск и вечером от станции обратно к жилью. Зачем гонять дорогие электрички, если смысла в них нет именно для тех, для кого они запускались?

Буду следить дальше.

▶︎ Неожиданные закоулки Минска, странные находки, забавные детали. Телеграм-канал "Минск и минчанин". ◀︎