Три причины, почему город-спутник в белорусском исполнении оказался никому не нужен

Работа с белорусской прессой для компаний! PR товаров и услуг дешевле, чем у агентств

Однажды я оказался в Смолевичах, но не испугался. Наоборот, раз уж судьба занесла меня в этот город в 30 километрах от Минска, то захотелось провести свободное время с максимальной пользой. Решено было идти смотреть на то, как белорусские власти попытались построить город-спутник и расселять в нем не слишком удачливых минчан в первом поколении — тех, кто не успел отоварить норку в Каменной Горке. Представшая моим глазам картина оказалась столь удручающей, что родился вот этот пост — о том, почему неудача была запрограммирована еще до первого ковша экскаватора на месте микрорайона.

Строить спутник запланировали вот здесь, на огромном пустыре неподалеку от шоссе на Минск:

Несмотря на то, что это не самая удобная окраина города, решение кажется логичным. Рядом главная рекреационная зона Смолевичей (озеро и пляж), а чуть южнее уже давно формируется многоэтажный спальник. Кроме того, прямо от микрорайона начинается дорога на Минск. В общем, с первого взгляда все смотрится очень разумно.

Сельскохозяйственное ПТУ, ныне, наверное, очередной «колледж»:

Родной смолевичский спальник построен из типичных для райцентров пятиэтажек. По выбору материалов и архитектуре можно довольно точно определить эпохи застройки. Похоже, дома возникли уже после распада СССР.

В микрорайоне образцово чисто и досмотрено. Место вполне комфортное по белорусским лекалам. На горке детский сад.

Ну а дальше начинается тот самый пустырь, где должен был возникнуть город-сад. В данный момент это пока три многоэтажки, вписанные в лунный пейзаж:

Улица Белореченская, к которой «приписаны» многоэтажки, начинается от того самого озера с пляжем, о котором я писал в самом начале.

Дома стоят в чистом поле без травинки. Как в фильмах про Безумного Макса ветер носит по пустырю обрывки бумаги и песок. Место, в котором хочется жить.

Естественно, свободные территории захвачены машинами, которые на колесах разносят грязь и по району, и дальше на трассу. А люди потом удивляются, почему ботинки нужно чистить каждый день.

Ну а теперь попробую проанализировать, почему же в Смолевичи никто не поехал.

Очевидно, переезд в пригород, особенно в белорусском варианте, это всегда компромисс. Человек, соглашаясь на покупку жилья в таких вот Смолевичах, осознанно принимает минусы, но только если взамен получает какие-то плюсы. С поселками усадебной застройки все более или менее очевидно — этим плюсом выступает личное жилище и кусок земли во владении. А что же могут дать панельные дома в Смолевичах кроме не такого уж существенного дисконта по конечной стоимости?

Увы, их не видно.

Во-первых, в город-спутник скопирована концепция чисто столичного микрорайона с его масштабами и недостатками. Единственная причина городить девятиэтажки в райцентре — это попытка снизить себестоимость дома, то есть исключительно геморрой застройщика и продавца. Причем тут жители? Если бы горожане хотели жить в Сухарево, то им для этого не нужно было бы забираться аж в соседний райцентр — Сухарево прямо у станции метро «Каменная Горка».

В маленьком городке все должно быть небольшим, а дома в первую очередь. Уютные приятные домики, продуманная территория, малонаселенность — вот как я представляю себе жизнь в Смолевичах и то, ради чего туда можно было бы переезжать.

Жить вот так? Зачем?

Во-вторых, в Смолевичах абсолютно не решена проблема вывоза большого количества людей в Минск. Формально в городе есть аж две станции пригородных поездов и в час-пик ходит поезд «Городских линий», но к микрорайону-спутнику это не имеет никакого отношения, так как расположен он от вокзалов на значительном удалении.

Фактически весь вывоз людей, не обладающих собственным транспортом, осуществляется маршрутками. Да, ходят они очень часто, примерно раз в 15 минут, но их пропускная способность — несложно посчитать — всего 100 пассажиров в час. Для микрорайона, в котором по плану должно было поселиться аж 15 тысяч человек, смех и слезы.

Получается, город должен организовать подвоз горожан к станциям, но вы же все понимаете. Может, это есть в планах, однако жить надо здесь и сейчас.

Кстати, даже с маршрутками все не так просто. В микрорайоне даже не удосужились построить остановку на выезд из города. Махать микроавтобусам бесполезно, я пробовал. Надо идти несколько сотен метров к остановке у кладбища.

В-третьих, инфрастуктура. В Смолевичах инфраструктура маленького городка. Есть больница, есть школы, есть детсады. Ресторан, кафе, танцы-шманцы, сквер культурного отдыха рассчитаны на тех, кто здесь родился. Для приезжих ничего не строилось и непонятно, когда построится.

И то, почти все перечисленное, оно не рядом с обсуждаемым микрорайоном — оно где-то в центре, куда еще пешком полчаса. Близко есть только пара магазинчиков по типу «у дома». Это все, что мог дать город своим новым горожанам.

Кому это понравится?

В общем, я бы в Смолевичи в существующем виде не поехал жить никогда. И стройка нового района остановилась тоже не просто так — люди если и не могут сформулировать свое недовольство, то чувствуют его.

Подпишись на мой telegram-канал о Минске: в нем всякие забавные штуки, попадающиеся по пути. Контент нигде не дублируется!

Поделись с друзьями!