Этот пост возник следующим путем. Я ехал на маршрутке из Любани в Солигорск, и в одном месте микроавтобус стал на железнодорожном переезде, пропуская грузовой поезд по направлению к одному из рудников «Беларуськалия». Внезапно сложилась любопытная композиция: убранное поле с разбросанными тюками соломы, малюсенькая деревня, на фоне — солеотвалы. Поехать плотнячком обойти окрестные деревни Солигорска, чтобы найти интересных сюжетов на тему? Вообще не вопрос.
«Беларуськалий» свято блюдет свое остаточное богатство — шламосборники с бирюзовой водичкой и горы отработанной породы. Когда-то там можно было гулять свободно, теперь всюду охрана и собаки, а гулякам выписывают штраф. Пару лет назад, было дело, мне написал пиарщик, вроде бы, «Белорусской калийной компании» (трейдера, а не производителя) с предложением побывать на предприятии. Я с удовольствием согласился, хотя и бывал раньше, и даже в на втором горизонте 1 РУ, но согласился со встречным предложением пустить меня и на солеотвалы.
Как это обычно бывает в таких ситуациях, все остались довольны от коммуникации, но до дела не дошло :)
Бог с ним.
Я вышел на трассе Р23 у деревни Чепели воскресным утром. Увы, утро оказалось крайне влажным, почти до середины дня висела густая дымка, буквально туман, практически не высушиваемый вялым осенним солнцем:
Самое время показать запланированный маршрут. Повторюсь, маршрут составленный только дорогами общего пользования без попыток проникнуть в запретный Солигорск с риском заиметь проблемы. Кругами обведены солеотвалы, красными линиями две части похода. Между частями был использован автобус маршрута №3, чтобы переехать от 3-го к 1-му рудоуправлению.
В Чепелях жизнь потихоньку замирает: стоит заброшенным детский сад, школа превращена в производственный цех, на стадионе последний футбольный матч состоялся хорошо если несколько лет назад.
Всем спорт!
Учиться, увы, некому:
Продолжает работу почтовое отделение:
И, конечно, продмаг:
С перекрестка Школьной и Центральной улиц просматривается солеотвал второго рудника, скрытый холодным туманом:
За пределами главной улицы слетел асфальт, появились пустующие участки. Но люди есть, а уж дачники летом в такой близости к крупному городу так тем более:
А это я вышел на дорогу Н9608, связывющую Чепели с деревней Брянчицы:
И это шоссе быстро потеряло асфальт, но грунтовка была крепенькой, плотной, практически сухой — идти по такой одно удовольствие. Справа четче вырисовались отвалы:
Прошу не судить строго, местами я выкручивал зум намного больше, чем это адекватно для мобильного телефона, хотя Redmi Note 11 Pro+ как всегда вел себя достойно даже в таких условиях. Это примерно на увеличении 4,5-5x от нормального. В тумане видна специальная машина, принимающая по конвейеру шлам и формирующая из него каскады отвалов:
Без зума:
Дошел до Брянчиц. От них можно подойти к горам намного ближе благодаря наличию асфальтированного шоссе прямиком к третьему рудоуправлению.
Направление к озерам-шламосборникам, между которых лежит технологическая дорога, самый короткий путь из Брянчиц в Солигорск. Раньше ей пользовались все местные, теперь только в объезд:
Дымка чуть-чуть рассеялась:
Вдоль отвалов протянуты пучки труб, подающих на шламосборники еще один побочный продукт обогатительных фабрик «Беларуськалия» — техническую воду. Не имею ни малейшего представления о технологии обогащения сильвинита, но, судя по всему, технология требует использования больших объемов воды.
Трубы уходят в сторону 3-го рудоуправления:
Какой-то распределительный узел:
Горы отработанной породы на самом деле в теории имеют остаточную стоимость, так как из них не вымыты все полезные материалы. Вымыты, скажем так, «в пределах рынка», то есть насколько это позволяет цена на конечный продукт. Я не раз слышал историю (или байку) о том, что на солеотвалы были покупатели из дальних стран, желающие горы вывезти к себе и обеспечить себя стратегическими минералами. Правда или нет, не берусь судить.
Оползни:
По курсу дымят трубы рудника. Грузовой состав затягивает хопперы под загрузку:
Кайф!
Солигорский и соседний Любанский район прошиты железнодорожными ветками для обеспечения вывоза продукции с предприятия. Кроме того, есть и пассажирское движение до Слуцка. Как раз магистральный путь:
Лавочка с лучшим видом в округе:
Ладно, переехал к старейшему руднику предприятия. Именно тут я спускался в шахту на второй горизонт. Было люто страшно :)
К отвалам тоже тянутся какие-то трубы, и там же проходит технологическая дорога, висит знак «проход запрещен»:
Я и не собирался, так как моя цель деревня Томилова Гора, самая близкая к отвалам из найденных на карте:
Деревня не очень населенная, но длинная и дает возможность подобрать пару композиций для бложика и инстаграма:
Вот, как-то так будет выглядеть белорусская колония на Марсе!
Вызвал такси и уехал в Солигорск баловаться додстерами «Додо». Вкусные, собаки.