Малоизвестные фотографии советского Минска. Детали, люди, постройки — пост, чтобы получить удовольствие

▶︎ То, что остается за кадром: мой инстаграм ◀︎

Этот пост начался с поиска информации по минским маршруткам времен СССР. Многие их должны помнить: почти все маршруты начинались от Комаровского рынка, а на линии работали не слишком удобные латвийские РАФ-2203. Проезд стоил 50 копеек? По-моему, да. Увы, в открытом доступе мне не удалось найти ни одной фотографии минских маршруток тех времен, поэтому идея отсохла сама собой. В то же время я перелопатил немалое количество фоток эпохи 1970-1990, которые сами сложились в сюжет. Сюжет вот какой: в этом посте подобраны картинки, на которых видны какие-то необычные детали Минска, переставшие быть актуальными. Кроме того, я старался выбирать те карточки, которые мне показались либо вовсе незнакомыми, либо слишком малоизвестными — скучно не будет, обещаю. Пост наслаждения!

Ну-с, я думаю разумно сначала пройтись во вокзалу.

Я почему-то очень смутно помню старый минский вокзал, хотя сносили его, когда я уже оформился до стадии подростка. Впрочем, здание кажется не слишком удачным и бог с ним. На этой фотографии помимо него стоит автобус маршрута №127. Тогда «сотые» номера относились к пригородным, а 127-й бегал на Минское море. Самое главное вот что: в практически неизменном виде маршрут существует и по сей день, только теперь это №227.

Качественная карточка из 1986-го года, дающая уникальную возможность детально рассмотреть здание. На ней я бы отметил еще и трубу котельной, возвышающейся над билетными кассами — сейчас ее нет, отопление стало централизованным.

Фотка со спорной датой. В подписи стоит 1987-й год, но кажется киоски такого дизайна появились прямо на стыке 80-х и 90-х. Интересно, что переход через площадь наземный. Понятно, что под землю его перенесли только в 2000-х, но было время, когда площадь по такой схеме перейти нельзя было вообще — то есть это какое-то небанальное решение для определенного отрезка времени, либо на изображении нарушители.

Носильщик чемоданов — профессия, практически изжившая себя. У чемоданов появились колесики, мобильность повысилась (а с ней и пропала необходимость перевозить за собой на долгий срок три платяных шкафа шмоток). Носильщика сейчас можно заказать на вокзале только по звонку, а тогда они дежурили у поездов. 1989-й год.

Стела «Минск город-герой»: стояла на пересечении Бобруйской и Ленинградской. Не знал.

Проспект. Очевидно, центральную улицу города снимали чаще других, но вместе с тем и небаянных фоток осталось немного. Я постарался хотя бы чем-то удивить.

Традиции безумного кронирования деревьев дошли до нас как минимум с 1968-го года, когда сделан снимок:

Здесь мне показалось важным, что заезд на Октябрьскую площадь был свободным — видите опущенный бордюр там, где сейчас подземный переход у дворца профсоюзов?

Кадр с Октябрьской площади в сторону перекрестка проспекта и Энгельса. Помимо агитплаката на фасаде жилого дома (явно временного к 1 мая), меня удивило наличие магазина «Чараӯніца», где ныне выдолблен проход в метро. Я и не знал, что она не всегда находилась там, где сейчас — ближе к началу проспекта.

Немыслимый ныне левый поворот с проспекта. Сейчас налево повернуть можно в считанных местах — на Бровки, на площади Победы. Но уж точно мы никогда больше не сможем так маневрировать у цирка.

UPD. Меня поправили, что поворот налево с проспекта на Купалы есть при движении от почтамта. На исторической фотке выше речь идет про поворот налево при движении с площади Победы.

Зелено? Эка невидаль. Будка гаишника на углу с мотоциклом? Было и такое. Сочлененный «Икарус» первого поколения? В сети три миллиарда слайдов. А вот разрешенная стоянка на центральном проспекте города — вот это круто!

У аркады Академии Наук когда-то рос такой густой лес, что там должны были быть грибы :) Интересно, но на моей памяти роща уже не колосилась, хотя именно этот угол проспекта я помню еще с 80-х годов, ведь «Академия Наук» являлась долгое время ближайшей (!) станцией метро к Ангарской.

Это известный снимок, но мне стало интересно. Там, где сейчас вход в «Мак», окно смахивает на окно жилого помещения… Но ведь нет же — было кафе?

И что за штука на оранжевом с красными полосами столбе? На оранжевые столбы ж лепили светофоры? Даже если представить, что светофор пешеходный (ведь подземного перехода еще нет), то слишком далеко от проезжей части…

Микродеталь: оформление вывески маршрутов на остановке общественного транспорта. Смотреть пониже к выходу из подземного перехода. Деталь побольше: «писательские» дома в непривычном розовом. Фотка 1977-го года.

Зима. Песок для посыпки улиц на центральном проспекте столицы советской республики сложен в кучах, даже без самодельных ящиков.

Не разгадал предназначение утопленных в асфальт металлических бляшек:

Хороший был цвет фасада у Академии искусств в 1979-м году:

Справа над грузовиком «Хлеб» висит знак ограничения скорости 20 км/ч — то, за что только борются прогрессивные европейские города :) На дворе 1981-й год.

Надо сказать, что здание ЦУМа до реконструкции и превращения его в глухую стену с окнами-бойницами как сейчас, выглядело просто на порядок лучше.

Помимо страшного кабеля, перекинутого через улицу, стоит обратить внимание на сетку, прикрывающую прохожих от падения отделки жилых зданий. Сейчас сеток нет (а здания те же), но тогда такие встречались повсеместно. Любопытно, что изменилось и почему они исчезли.

Теперь центр, но не проспект. Немига, Комаровка, вот это вот все.

Страшно интересно, что за фильм изображен на афише «Сегодня». И заодно отмечу, что мне кажется хорошим примером сохранение названия кинотеатра после сноса старого типового здания и возведения нового.

Деревянный барачный дом на улице Белорусской в районе стадиона «Динамо». Последние четыре частные дома на ней по сей день остаются самыми центральными частными домами города.

Посадка самолета на старый аэродром в районе железнодорожной сортировки. Обращает внимание, что полувагоны еще деревянные, я такие помню совсем смутно.

Фотография, поразившая меня в самое сердечко. Центральный вход в педуниверситет до пристройки высотного корпуса. Сейчас детали этого фасада можно частично увидеть в фойе и в аркаде входной группы.

Автомобильный переезд через пути в районе улиц Ленина и Аранской. Помню его хорошо.

Вы сейчас будете смеяться, но я думал, что здание Академии управления построено где-то в начале 90-х годов. Но оно есть на снимке из 1975-го! И тогда это был юрфак БГУ.

Почему вывеска «Цирк» стоит на Немиге?

Маршрутный автобус (скорее всего это 69-й) идет по улице Энгельса. Сейчас проезд в этом месте только служебный, хотя даже уже Лукашенко работает в другом здании.

Троицкое предместье до того, как его «облагородили»:

А, кстати, вот идет строительство исторического ядра города :)

Кадр из какого-то фильма, интересный тем, что сзади видно строительство здание «Быттехники», ныне того, что в народе называют «Белхард» на Фрунзенской:

Свежепрорубленная улица Немига. Дома Мусинского еще нет. Старого Минска уже нет.

Дверь привязана к будке таксофона, чтобы не закрывалась :)

Ближнее здание оставалось некоторое время самым старым жилым зданием Минска, прямиком из конца XVIII века. Хотя в городе было несколько и других жилых (я подчеркиваю) домов в столь солидном возрасте, этот был последним. Теперь в нем офисы и Paul на первом этаже. Да, это угол Энгельса и Интернациональной. Сейчас справа Дворец республики.

Никогда не видел фотографий со стройки крытой части Комаровского рынка.

Дворец спорта в советское время выглядел как-то совсем паршиво. Да, это уже действующих объект.

Если присмотреться, видна вывеска Grand Cafe ресторана «Потсдам»:

Автобус маршрута №1 едет по Интернациональной улице:

Ладно, я никогда не знал, что здесь стояло здание:

На центральный костел после развала СССР так удачно приклеили башенки, что смотрятся как родные. А родных ведь и не было — ни к чему они в доме физкультурного работника.

Спуск к Зыбе (тогда Торговой, конечно):

В этой фотографии со строительства станции метро «Купаловская» меня поразило состояние фасада театра Янки Купалы. Матерь богов!

А вот прямо суперфото! Оно из 1990-го года — слева можно увидеть англоязычную вывеску TAIR. «Таир» был одной из первых в БССР кооперативных фирм, связанных с поставкой компьютерной электроники, и существует до сих пор. Я не поленился залезть на «Картотеку» и посмотреть их статус и дату регистрации. В нынешней форме они работают с 25 декабря 1990 года. Круто!

Буквально несколько карточек не из центра. Нецентровым я хочу посвятить отдельный пост как-нибудь потом.

Строительство универмага «Беларусь» — никогда не видел кадры его строительства.

Бомбический продмаг на улице Восточной:

Разворотное кольцо трамваев на Автозаводе. Меня тут привлекла странная надпись на борту «Гродно это Гродно». Что за бред? Может зоо? Но кому какое дело до зоопарка в Гродно, если трамвай в Минске? Гродно 300 Гродно? Но Гродно уже почти 900 лет.

Первый зал ожидания нового (тогда) минского аэропорта. Зал существует до сих пор, но нужно быть очень внимательным и знать, куда смотреть, чтобы рассмотреть его на взлете или посадке.

▶︎ Неожиданные закоулки Минска, странные находки, забавные детали. Телеграм-канал "Минск и минчанин". ◀︎