Железнодорожный транспорт минского узла времен СССР. Фото, которые вы не видели

21 er9 minsk 1984

Работа с белорусской прессой для компаний! PR товаров и услуг дешевле, чем у агентств

На прошлой неделе я сделал огромный пост с историческими фотографиями Минска времен СССР и 90-х годов. Пост нашел отклик в сердцах граждан трудящихся, его прочли тысячи человек, и еще до выхода текста был задуман щемящий душу сиквел. Я всегда нежной любовью любил железную дорогу, поэтому захотел собрать в одной записи снимки техники и зданий минского узла советской эпохи (и немного позже). Конечно, тема будет интересна не столь широкому кругу читателей, как первый пост, но ведь это же прекрасно — писать о том, что нравится тебе :) В любом случае обещаю небанальные снимки и любопытную фактуру.

Перед тем как перейти непосредственно к фотографиям, стоит сделать две важные ремарки.

Снимать железную дорогу в наших краях всегда было, скажем так, «запрещено». Почему в кавычках? Законодательство на этот счет имеет обтекаемые формулировки — впрямую не запрещает, но развязывает руки мильцонерам и вохре. Если вы достанете фотоаппарат на какой-нибудь станции на глазах у сурового мужчины в погонах, практически 100% заимеете с ним беседу о недопущении подобного в будущем. Как несложно догадаться, в советское время все могло быть несколько жестче (или народ более зашуганный), поэтому снимков железной дороги тех лет откровенно немного. Разумеется, запрет на съемку станционных построек и путей — невероятная глупость, особенно во времена сервисов спутниковых карт и фотопанорам. Однако тем не менее.

Во-вторых, железнодорожный транспорт обновляется очень медленно. Это не автотранспорт, модельные ряды которого, особенно в последнее время, сменяют друг друга с ошеломительной скоростью. Мы ездим в вагонах, фактически не меняющихся с 50-х годов прошлого столетия, нас до сих пор возят локомотивы, сконструированные в 60-х, а срок жизни обычной рижской электрички благодаря капитально-восстановительным ремонтам может продлеваться до полувека. Тем не менее, более старые поколения техники отмирают, уступая место новой, поэтому кое-какие изменения все же имеются.

Вот, например, фотография знаменитого тепловоза 2ТЭП-60 производства Коломны, сделанная в 1972-м году в Минске:

12 tep60 minsk 1972

Хотя сдвоенных «шестидесяток» уже не осталось, одиночные локомотивы этой модели до сих пор работают на Белорусской железной дороге, правда, не столь распространены, как в советские времена.

Начнем со станции и старого здания вокзала. В 1949-м году его можно было рассмотреть от стадиона «Динамо» — никакой застройки еще не было:

В 50-е Привокзальная площадь начала формироваться, хотя тогда выглядела иначе. Обратите внимание на зеленые насаждения и старую водонапорку:

25 st minsk 1950

На дворе 1962-й. На станции составы из довоенной еще модели пассажирских вагонов и пешеходный надземный переход, функционировавший до строительства подземного. Редкий и очень любопытный снимок.

10 st minsk 1962

Пара к этой фотографии — карточка со стороны Привокзальной площади, еще пустой и до конца не сформированной, и с этой стороны не имеющей ничего общего с той, которую мы знаем по сегодняшним временам. За полвека изменилось абсолютно все. Обратите внимание на надземный переход, он отсюда виден очень хорошо.

11 st minsk 1962

Любопытно, что здание старого вокзала Минска встречается на снимках в принципе не так часто как могло бы, хотя функционировало вплоть до массового распространения фотоаппаратов и цветной пленки.

Еще одна фотка из 1962-го, на этот раз с перрона. Вновь в кадре пешеходный переход.

26 st minsk 1962

Цветной снимок непонятного года производства. Могут быть и 70-е, и 80-е.

04 st minsk

1981-й:

24 st minsk 1981

Ну а это особенно интересное фото. Уже построена гостиница «Экспресс» и конкорс (оба объекта завершены в 1990-м), однако все еще стоит старый вокзал. Ему осталось совсем недолго.

23 st minsk 1980

Электрички в Минске появились в 1963-м с завершением электрификации первого участка узла — от столицы до станции Олехновичи. Однако остальные направления — на Пуховичи, Столбцы и Борисов — какое-то время обслуживались дизель-поездами Рижского вагоностроительного завода. К сожалению, фотографий очень немного:

02 dr1 minsk sort

03 dr1 minsk

20 dr1 minsk 1970

Регулярное движение пассажирских электропоездов на линии Минск — Олехновичи началось 1 декабря 1964-го года. Один из самых ранних снимков: на нем как раз платформы Олехновичей:

22 er9 1964 olkhno

Все «кругломордые» «эрки» исчезли в Минске к 1983-му году, когда их массово заменили рестайлинговыми модификациями базовой модели. По «доброй» традиции фоток «кругломордых» составов из Минска и пригородов отчаянно мало. Посмотрим, что есть!

Два снимка из Пуховичей, датированные 1973-м годом:

13 erp9 puho 1973

14 er9 23 1973 puho

В районе станции Колядичи (1983-й):

06 er9p kolya 1983

07 er9p kolya 1983

Там же одна из первых «плоскомордых» (была по итогу передана из Минска в Россию):

05 er9p kolya 1983

Неизвестный фотограф в тот день «охоты» словил исчезнувший уже в 90-х вид — наилегендарнейший тепловоз ТЭ-3, прозванный в народе «Ласточкой» за своеобразный дизайн морды и характерную раскраску с летящими «крыльями» желтого цвета. Урчал этот зверь необычайно басовито и вообще вызывал особенные чувства.

08 te3 kolya 1983

До сбора информации к этому посту не знал, что трагедия в Крыжовке была зафиксирована на фотопленку. Может, есть и кинохроника? 2 мая 1977-го года, черный день Белорусской железной дороги:

15 kryzh 1977

16 kryzh 1977

«Эрка» мчит из Борисова в столицу с Лениным на борту. Даешь пятилетку! 1982-й год.

19 er9 borisov 1982

Единственный известный мне цветной слайд, где есть «кругломордая» минская электричка. Депо в районе Радиаторного завода, 1983-й год:

21 er9 minsk 1984

Фотке 30 лет. Оба состава до сих пор обслуживают минский узел:

18 er9e minsk 1987

Я часто ездил в Жлобин и, проезжая южную горловину станции Минск, обращал внимание на скопление электровозов ЧС4Т, ожидавших своей «смены». Ничего с тех пор не изменилось, разве что окраска локомотивов… да появились ЧС8, приходящие к нам из Вязьмы:

17 chs4t minsk 1987

Ну и последнее на сегодня. Бонусная фотография из 2004-го года, призванная вам напомнить, каким чудесным составом Литовских железных дорог обслуживалось направление на Вильнюс:

09 dr1 vilni 2004

Снижены цены на рекламу в блоге: 300 рублей пост + месяц размещения баннера бесплатно!

Поделись с друзьями!
  • victogan

    Этих Эрок нет уже в Минске давно
    ЭР9Е-591-й в 1991-м передан в Россию и уже списан. https://trainpix.org/vehicle/27294/
    ЭР9М-578 передан в 1989-м, но пока живой https://trainpix.org/vehicle/33309/

  • Michel Chamnet

    Писать серию локомотивов через дефис — верх безграмотности…

    • Денис Блищ

      Сталина на меня нет!

  • Pavel Alenchik

    Хорошая статья, любимая тема) ТЭ3 кстати, называли по-разному: ласточка, тройка и даже головная боль))) а вот двигатель 2д100 установленный на тройку все равно так не басил, как басит двигатель 11д45, установленный на ТЭП60, за что и имел погрумуху, или просто бубнилка, или в случае родного окраса: малиновая бубнилка, и даже сейчас сидя на работе, рядом с сортировкой на ИК, не глядя в окно можно угадать, когда она катится по рельсам)) этот звук ни с чем не спутаешь, жаль, что годы берут свое и эти тепловозы уходят в прошлое, по мне так это самый красивый по дизайну тепловоз. Кстати, 25 января сего года, в Колядищах у 749-ой 60ки произошло возгорание в дизельном отсеке, по-ходу движок. А 2ТЭП60 работали на участке Смоленск—Орша—Минск—Брест) ибо мощности одиночных 60-ок не хватало. За цветной кадр «кругломордной» в депо спасибо, я его раньше не встречал). «Четверок», приходящих с Вязьмы, практически не осталось, в основном стоят минского депо, ну и конечно появились чс8)

    • Эдуард Петров

      ТЭ 3 называли сараем на колесах, здоровенный он был. Так железнодорожник старый говорил.

  • Alex Digger

    «Единственный известный мне цветной слайд, где есть «кругломордая» минская электричка»
    Держи еще один, сканировал из книги 1972 года. Снято в районе Минского моря: http://forum.esmasoft.com/download.php?id=21633

    И вот еще несколько ч/б из газет — эрки и дизеля:
    1971: http://forum.esmasoft.com/download.php?id=21774
    1971: http://forum.esmasoft.com/download.php?id=21773
    1999: http://forum.esmasoft.com/download.php?id=21783

  • Eduard

    DR1A — прямо ностальгия. отец работал в своё время помощником машиниста. как-то, лет в 6-7 съездил с ним в ночную… воспоминания приятные)))

  • Alexander Lisovsky

    В статье остро не хватает такого вот слайда:
    https://trainpix.org/photo/110672/
    Опытный электропоезд, с очень нетипичным внешним видом и тем более — расположением дверей.