На прошлой неделе я сделал огромный пост с историческими фотографиями Минска времен СССР и 90-х годов. Пост нашел отклик в сердцах граждан трудящихся, его прочли тысячи человек, и еще до выхода текста был задуман щемящий душу сиквел. Я всегда нежной любовью любил железную дорогу, поэтому захотел собрать в одной записи снимки техники и зданий минского узла советской эпохи (и немного позже). Конечно, тема будет интересна не столь широкому кругу читателей, как первый пост, но ведь это же прекрасно — писать о том, что нравится тебе :) В любом случае обещаю небанальные снимки и любопытную фактуру.
Перед тем как перейти непосредственно к фотографиям, стоит сделать две важные ремарки.
Снимать железную дорогу в наших краях всегда было, скажем так, «запрещено». Почему в кавычках? Законодательство на этот счет имеет обтекаемые формулировки — впрямую не запрещает, но развязывает руки мильцонерам и вохре. Если вы достанете фотоаппарат на какой-нибудь станции на глазах у сурового мужчины в погонах, практически 100% заимеете с ним беседу о недопущении подобного в будущем. Как несложно догадаться, в советское время все могло быть несколько жестче (или народ более зашуганный), поэтому снимков железной дороги тех лет откровенно немного. Разумеется, запрет на съемку станционных построек и путей — невероятная глупость, особенно во времена сервисов спутниковых карт и фотопанорам. Однако тем не менее.
Во-вторых, железнодорожный транспорт обновляется очень медленно. Это не автотранспорт, модельные ряды которого, особенно в последнее время, сменяют друг друга с ошеломительной скоростью. Мы ездим в вагонах, фактически не меняющихся с 50-х годов прошлого столетия, нас до сих пор возят локомотивы, сконструированные в 60-х, а срок жизни обычной рижской электрички благодаря капитально-восстановительным ремонтам может продлеваться до полувека. Тем не менее, более старые поколения техники отмирают, уступая место новой, поэтому кое-какие изменения все же имеются.
Вот, например, фотография знаменитого тепловоза 2ТЭП-60 производства Коломны, сделанная в 1972-м году в Минске:
Хотя сдвоенных «шестидесяток» уже не осталось, одиночные локомотивы этой модели до сих пор работают на Белорусской железной дороге, правда, не столь распространены, как в советские времена.
Начнем со станции и старого здания вокзала. В 1949-м году его можно было рассмотреть от стадиона «Динамо» — никакой застройки еще не было:
В 50-е Привокзальная площадь начала формироваться, хотя тогда выглядела иначе. Обратите внимание на зеленые насаждения и старую водонапорку:
На дворе 1962-й. На станции составы из довоенной еще модели пассажирских вагонов и пешеходный надземный переход, функционировавший до строительства подземного. Редкий и очень любопытный снимок.
Пара к этой фотографии — карточка со стороны Привокзальной площади, еще пустой и до конца не сформированной, и с этой стороны не имеющей ничего общего с той, которую мы знаем по сегодняшним временам. За полвека изменилось абсолютно все. Обратите внимание на надземный переход, он отсюда виден очень хорошо.
Любопытно, что здание старого вокзала Минска встречается на снимках в принципе не так часто как могло бы, хотя функционировало вплоть до массового распространения фотоаппаратов и цветной пленки.
Еще одна фотка из 1962-го, на этот раз с перрона. Вновь в кадре пешеходный переход.
Цветной снимок непонятного года производства. Могут быть и 70-е, и 80-е.
1981-й:
Ну а это особенно интересное фото. Уже построена гостиница «Экспресс» и конкорс (оба объекта завершены в 1990-м), однако все еще стоит старый вокзал. Ему осталось совсем недолго.
Электрички в Минске появились в 1963-м с завершением электрификации первого участка узла — от столицы до станции Олехновичи. Однако остальные направления — на Пуховичи, Столбцы и Борисов — какое-то время обслуживались дизель-поездами Рижского вагоностроительного завода. К сожалению, фотографий очень немного:
Регулярное движение пассажирских электропоездов на линии Минск — Олехновичи началось 1 декабря 1964-го года. Один из самых ранних снимков: на нем как раз платформы Олехновичей:
Все «кругломордые» «эрки» исчезли в Минске к 1983-му году, когда их массово заменили рестайлинговыми модификациями базовой модели. По «доброй» традиции фоток «кругломордых» составов из Минска и пригородов отчаянно мало. Посмотрим, что есть!
Два снимка из Пуховичей, датированные 1973-м годом:
В районе станции Колядичи (1983-й):
Там же одна из первых «плоскомордых» (была по итогу передана из Минска в Россию):
Неизвестный фотограф в тот день «охоты» словил исчезнувший уже в 90-х вид — наилегендарнейший тепловоз ТЭ-3, прозванный в народе «Ласточкой» за своеобразный дизайн морды и характерную раскраску с летящими «крыльями» желтого цвета. Урчал этот зверь необычайно басовито и вообще вызывал особенные чувства.
До сбора информации к этому посту не знал, что трагедия в Крыжовке была зафиксирована на фотопленку. Может, есть и кинохроника? 2 мая 1977-го года, черный день Белорусской железной дороги:
«Эрка» мчит из Борисова в столицу с Лениным на борту. Даешь пятилетку! 1982-й год.
Единственный известный мне цветной слайд, где есть «кругломордая» минская электричка. Депо в районе Радиаторного завода, 1983-й год:
Фотке 30 лет. Оба состава до сих пор обслуживают минский узел:
Я часто ездил в Жлобин и, проезжая южную горловину станции Минск, обращал внимание на скопление электровозов ЧС4Т, ожидавших своей «смены». Ничего с тех пор не изменилось, разве что окраска локомотивов… да появились ЧС8, приходящие к нам из Вязьмы:
Ну и последнее на сегодня. Бонусная фотография из 2004-го года, призванная вам напомнить, каким чудесным составом Литовских железных дорог обслуживалось направление на Вильнюс: