В центре внимания отличия работы журналиста в Беларуси и США

Подпишись на мой telegram-канал о Минске: в нем всякие забавные штуки, попадающиеся по пути. Контент нигде не дублируется!

Накануне ознакомился с кинофильмом «В центре внимания» — ему, напомню, американская киноакадемия присудила самый важный «Оскар» 2015-го года. Фильм по моей теме: лента рассказывает о работе журналистов газеты The Boston Globe — те расследуют сексуальный скандал в католической церкви. Кино основано на реальных событиях, а оттого и так динамичный и захватывающий сюжет еще более интересен. Было очень любопытно провести параллели между американской и белорусской журналистикой и заодно поискать ответ на вопрос, почему «Золотое перо» пока не Пулитцер.

Недавно блогер Бернов задался вопросом, мол, где фронтмены белорусской журналистики? Вполне разумный вопрос, ведь история отечественной современной коммерческой журналистики насчитывает уже четверть века. Я не хотел ввязываться в дискуссию, только написал краткий твит про коммерческое обоснование сложившейся ситуации, когда выгоднее клепать стандартные тексты, нежели вкладываться в индивидуальность конкретных лиц. Ситуация такова, что таланта самого по себе в нашей профессии никогда не хватает: на имя работает не только его владелец, но еще и работодатель, промотирующий своих сотрудников на страницах издания (поэтому глупо пользоваться псевдонимом и скрывать настоящую фамилию, хотя это тема для отдельного поста).

Так вот, кинолента «В центре внимания» наглядно демонстрирует, как отличается подход в работе редакции там и здесь. Даже не так: фильм демонстрирует, насколько разной может быть работа журналиста в зависимости от бюджетов издания. Ведь как и сама премия «Оскар», имя журналиста, его кропотливость и настойчивость являются продуктом, без сомнения, коммерческим и экономически обоснованным. Нельзя просто быть талантливым и получить «Оскар» — нужно быть талантливым и иметь бюджет.

Сотрудники The Boston Globe талантливы и имеют возможность впятером копать одну тему на протяжении более полугода. Одну тему для одной статьи, друзья! Это даже не роскошь, это такие условия работы, о которых мечтать невозможно. Я не буду углубляться в то, как выстроены производственные циклы в традиционной газете, скажу лишь, что они в белорусских изданиях хорошо если занимают месяц — то есть журналист, получая задание, имеет целый месяц на проработку одной темы… В реальности большинство текстов занимают в продакшене 2-3 рабочих дня, а немалая часть и вовсе не более суток. При этом речь идет только о ключевых или, как я их называю, якорных статьях. Заметки сшиваются вообще на ходу.

Такова наша экономическая реальность. В этой фастфуд-реальности нет возможности выращивать имена, как невозможно вырастить мишленовского повара на кухне «Макдональдса» — хотя это и не отрицает того факта, что мишленовский повар может начать трудовой путь в «Макдаке». В Африке, в бедных странах Восточной Европы, Азии, Латинской Америке не рождаются звезды, способные получить своего Пулитцера или Оскар. Они, конечно, рождаются, но не имеют бюджетов и вынуждены зарабатывать на хлеб в рутине ремесленничества. Даже Россия, в какой-то момент получившая доступ к большому баблу, дала рынку несколько звучных имен, но и эти имена быстро затрутся за пеленой экономических неурядиц (как Уткин перестанет быть Уткиным, не имея работы — всего-то).

Хорошая работа всегда обеспечивается достойным финансированием. Реально востребованный и конкурентный продукт неизменно подкреплен инвестициями. Никакого таланта в себе, никакого энтузиазма не хватит, чтобы раскрутить крутую тему и потрясти основы.

Реальность основана на экономике. Нет экономики — нет продукта и имени.

PR товаров и услуг и в белорусской прессе. О вас напишут ведущие СМИ Беларуси!

8
Оставить комментарий

Пожалуйста, авторизуйтесь , чтобы добавить комментарий.
Господин из Холодильника
Гость
Господин из Холодильника

«В Африке, в бедных странах Восточной Европы, Азии, Латинской Америке не рождаются звезды, способные получить своего Пулитцера или Оскар. Они, конечно, рождаются, но не имеют бюджетов и вынуждены зарабатывать на хлеб в рутине ремесленничества.»
Золотые слова. Если ты не из «белой страны», то шансов у тебя совсем не много, точнее нет совсем.

curo
Гость
curo

— Когда же вы деньги принесете?
— Деньги против статей.
— Это можно, — сказал Денис, не думая.
— Статьи вперед, утром — статьи, вечером — деньги или вечером — статьи, а на другой день утром — деньги.
— А может быть, сегодня — деньги, а завтра — статьи?

Андрей Ахрем
Гость
Андрей Ахрем

«Золотое перо» останется полным отстоем, пока там не поменяются подходы к определению лучших. Если мне память не изменяет, в 2015 премии получили исключительно журналисты госСМИ, причём за всякий шлак. Материалы негосударственных медиа на конкурсе были куда более качественными. Я молчу про тех, кто просто игнорирует эту показуху и пишет классные статьи в свое удовольствие.

Inessa Vaznyuk
Гость
Inessa Vaznyuk

«Сотрудники The Boston Globe талантливы и имеют возможность впятером копать одну тему на протяжении более полугода.»
действие происходить, кажется, в 80-ых. наверняка сейчас сроки-дедлайны другие даже у них там

Иван Сидоров
Гость
Иван Сидоров

У бумажной прессы был краткий период, когда и заработки были неплохими и определенная известность имела место. Это было где-то ближе к середине девяностых и касается частных изданий. Учредители успешных газет получали неплохие дивиденды, исчислявшиеся десятками тысяч долларов. Да и журналисты не бедствовали. Кроме того, имена лучших всегда были «на слуху». В «Вечерке», в то время, машины покупали через пару месяцев работы.
Но это быстро закончилось, причем, ещё задолго до полного воцарения интернета, где-то в начале «нулевых». А к концу первого десятилетия тема «протухла» совсем.

Andrew I.
Гость
Andrew I.

Экономика экономикой, но и политику не стоит упускать из вида. Кто у нас позволит провести расследование уровня The Boston Globe, особенно если оно затрагивает неких «влиятельных людей»? Для этого нужно, чтобы элементарно законы работали. Не забывай, в какой стране живёшь, Денис.