Вчера все белорусские СМИ написали про презентацию нового метропоезда для минской подземки — проводил ее завод-изготовитель Stadler в Фаниполе и был аншлаг. Пресс-служба предприятия не отказала и мне в посещении мероприятия, поэтому я не отставал ото всех и густо поливал фотками в свой телеграм-канал. Но самая мякотка была впереди: после покатушек на поезде метро толпу журналистов провели по основным цехам завода и показали в общих чертах, как собираются одно- и двухэтажные электрички для разных стран Европы. Вот об этом у меня сегодня пост.
Завод находится неподалеку от города Фаниполь в одном из кластеров СЭЗ «Минск». Выглядит все прям совсем просто, без привычных громадин заводоуправлений гигантов тяжелой промышленности времен БССР. Вот, например, административный корпус Stadler:
А за забором видна упакованная и готовая к отправке покупателям продукция:
Из-за того, что наша колея отличается от европейской, в большинстве случаев собранные электрички уезжают на специальных автомобильных платформах. Для заказчиков с востока поезда могут включаться в грузовые составы. В минскую подземку новые составы пойдут по обычной железной дороге, а затем переедут в «Московское» депо через гейт в районе улицы Железнодорожной.
Вот, кстати, и состав:
Наличие пантографа не должно пугать: конечно, это времянка на время передвижений по территории завода, попросту не оборудованного нижним токопроводящим рельсом, как это сделано в настоящем метро.
Поезд мне понравился и не понравился одновременно. Нет, больше понравился, конечно. По сравнению с классической моделью 81-717/714, полностью обслуживающей Минск, это просто квантовый скачок в будущее.
Ну, во-первых, сквозной проход через весь состав:
Во-вторых, очень симпатичная и свежая «морда»:
Ну и, в-третьих, всякие приятные мелочи типа зарядок USB, поручней на накопительных площадках, столичной геральдики на фасадах.
А вот не понравился мне дизайн боковин — уж слишком заметна преемственность с «мытищами». Зачем она?
Завод организовал микропокатушку по территории на новом поезде. Никаких выводов, конечно, из нее сделать нельзя кроме самого факта, что таки поезд умеет ездить.
На площадке готовой продукции стоят свежие «Метелицы» для Питера и разные другие составы. Вот этот белый с бронзой, интересно, для кого? Азербайджан?
Потом мы пошли по предприятию. Всем выдали модные защитные очки и индивидуальные приемники, которые транслировали экскурсовода — им выступил директор завода.
Склад деталей:
Дальше цех резки. На этом этапе нет ручного труда: вкладывают роботы — счастлив человек!
Следующим идет сварочный цех. В нем тоже практически полностью отсутствует ручной труд — кузова свариваются циклопическими роботами, причем Stadler недавно удвоил их отряд, чтобы нарастить емкость производства. Теперь — более трех сотен вагонов в год.
Сваренные кузова и отдельные крупные детали. Инопланетяне со шнурами подзарядки — работники в защитных костюмах, зачищающие швы сварки.
Вероятно, самая большая покрасочная камера в Беларуси:
Готовые окрашенные кузова. Легко найти будущие поезда минского метро по характерному рисунку фасада.
Сборка шкафов электрооборудования:
Монтаж электропроводки и прочей электровнутрянки:
Конкретно электромонтажные работы в вагоне минского метро:
Поезда и трамваи на стапелях:
Установка прочего обвеса (сиденья и обшивка в том числе):
Наконец, готовые составы (но тележки отдельно). Красный с белым — для Норвежских железных дорог, фотографии внутри из этого же поезда.
Видите, как просто собрать современный поезд? Раз-два — и готово :)