Сегодня второй выпуск моего цикла о четырех минских жилых комплексах из одной весовой категории. С общей задачей выяснить, насколько жизнь в них соответствует тем ожиданиям, которые были сформированы на этапе продвижения и продажи жилья. В исследовании участвуют «Лебяжий», «Каскад», «Маяк Минска» и «Зеленый Бор», а в предыдущей серии вышел подробный обзор их текущего состояния: подъездов, дворов, детских площадок, фасадов и газонов. Следующее испытание наиболее тяжелое: попытка найти парковочное место в час пик ;)
Все знают, что белорусские нормы обеспечения жильцов парковочными местами отстали от реальности — места не хватает. Это с одной стороны. С другой, парковку под окном давно пора перестать считать чем-то само собой разумеющимся, скорее приятной опцией, вишенкой на торте. Мы неизбежно придем к необходимости выкупать место для хранения автомобиля на подземном паркинге или многоэтажной стоянке в шаговой доступности от жилища, потому что при дефиците иначе быть не может.
Сейчас застройщики живут между молотом и наковальней. Покупатели квартир уже имеют одну-две машины, но психологически или финансово не готовы покупать для них место — в списке требований у них наличие бесплатной парковки. Так жилые комплексы обзаводятся зачастую несоразмерными им стоянками авто, под которые уходит вся полезная площадь. Либо продают жилье только в связке с машино-местом, хотя эта схема если и работает без сбоев, то только с очень дорогими домами.
Мой эксперимент был проведен в следующих условиях. Будний день до массового выезда людей на работу — с 7 до 8:30. В это время наполненность парковок максимальная, соответствующая текущему положению вещей в комплексах, попавших в исследование. Смотрим.
«Лебяжий». Парковки
Можно смело утверждать, что у «Лебяжьего» с парковками все хорошо. Даже так: нетипично хорошо для Минска. Благодаря вытянутой вдоль проспекта форме, комплекс получил возможность опоясаться стоянками на сотни, а может и тысячи мест. Кроме того, под каждым из домов построены подземные паркинги.
Сколько бы я ни проходил у «Лебяжьего» в дневное время, всегда создавалось ощущение наличия мест. Но что же в час пик?
Практика показала, что с внешней стороны проспекта найти место вообще не составляет труда. Буквально в первом же сегменте таковых было на выбор несколько.
С внутренней стороны чуть сложнее, но тоже без проблем:
По-настоящему плотно машины стоят только у самых подъездов в тех дворах, что открыты для авто. Тут как в любом минском дворе — комар носа не подоткнет :)
Оценить отсутствие дефицита мест легко и по тому факту, что парковка напротив еще строящегося соседнего ЖК «Лазурит» уже открыта для машин, но на ней нет вообще никого. Просто никому не нужно.
«Каскад». Парковки
В отличие от «Лебяжьего» «Каскад» строился в пределах более компактного квартала, а его архитекторы получили нелегкую задачу как-то разместить машины жильцов. Комплекс высотный, покупатели с доходами от среднего и выше, значит, почти в каждой семье минимум одно авто.
Задача решалась двумя инструментами. Конечно, повсеместным внедрением плоскостных стоянок в пределах жилого комплекса, в том числе во дворах, по периметру и около офисного центра — гостевая его парковка ночью используется жителями. Кроме того, со стороны железной дорогой выросли многоуровневые паркинги, ставшие естественной защитой от шума.
Сразу скажу, что как в «Лебяжьем», на крытом паркинге валом свободных мест. Днем просто пустота:
Чего не скажешь о парковках во дворах. «Каскад» запаркован плотненько, практически под завязку. Я не буду утверждать, что мест здесь вообще нет — сигналом этого стали бы машины, оставленные на ночь на прилегающих улицах. На прилегающих авто почти нет, все как-то помещаются во дворах. Вот, например, улица Скрыганова в непосредственной близости от «Каскада»:
Внутри в час пик ситуация такова, что места если есть, то единичные:
Мотоциклисты оставляют байки под балконами:
Следует учесть, что «Каскад» прямо сейчас распродает последний из построенных домов, долгое время стоявший без жильцов. Не знаю, прав ли я, но, похоже, под него резервирована парковка с внешней стороны комплекса:
Кроме того, повсеместно монтируются шлагбаумы (а кое-где уже и работают), должные оградить территорию «Каскада» от пришлых. Вероятно, это освободит какое-то количество мест.
«Маяк Минска». Парковки
Теперь «Маяк». Этот комплекс имеет дурную славу очень плотного квартала, построенного с максимально возможным использованием выделенной городом земли. И, так как «Маяку» требовался свободный от машин пешеходный бульвар в центре, все они сместились по сторонам от него во дворы. В отличие от «Лебяжьего» и «Каскада» здесь нет отдельно стоящего крытого паркинга, но можно оставлять тачку на подземном этаже «Дана Молл» с круглосуточным доступом, а также на плоскостной стоянке у Национальной библиотеки (она платная).
Наконец, парковки построены на внешней стороне комплекса, например, со стороны улицы Кириллы Туровского и между торговым центром и жилыми домами по Мстиславца. Но в любом случае места не хватает даже с еще несколькими незаселенными домами. Дворы в «Маяке» представляют из себя месиво машин. Выглядит оно так:
В отличие от первых двух жилых комплексов из моего исследования, в «Маяке» нашлись машины, припаркованные с нарушением правил — с заездом на тротуары и зеленую зону. Нет, дело не только в культуре жителей, культура-то на самом деле везде примерно одинаковая. Дело в тотальной нехватке места.
Наконец, тревожным звоночком мне показалось немалое количество машин в тех дворах, где еще никто не живет, например, на Мстиславца, 7. В этом дворе было несколько свободных мест, но и жителей у него еще тоже нет. Что же будет, когда они заселятся? И куда будут ставить свои машины будущие жильцы еще двух высоток, которые растут вместо обещанного детсада за школой?
«Зеленый Бор». Парковки
Наконец, самый дальний из описываемых ЖК — «Зеленый Бор» в Лесном. Логично было бы ожидать, что для этого жилого комплекса проблема с парковками наименее острая, все же не город, а фактически агрогородок в пригороде. В «Зеленом Бору» нет паркинга, нет торгового центра, готового приютить машины на ночь — есть только дополнительная плоскостная стоянка у конечной автобусов.
Ну и множество мест во дворах:
Ситуация в «Зеленом Бору» неоднозначная, в разных домах сложившаяся по-разному. Где-то места хоть отбавляй, где-то тачки стоят с заездом на бордюры и даже двумя слоями.
Но, положа руку на сердце, это все равно лучше, чем в обычных спальных районах города. Плотно, но авто на ночь будет оставлено в пешей досягаемости и границах жилого комплекса — в этом никаких сомнений.
Что имеем по факту. Три из четырех ЖК показали себя хорошо: «Лебяжий», «Каскад» и «Зеленый Бор» обеспечили своих жильцов парковочными местами. Первые два еще и имеют резерв в виде нераспроданных паркингов.
Про «Маяк» все было очевидно до моего визита, я только констатировал факт.
В следующей серии инфраструктура: детские сады, школы, поликлиники, а также расстояние до ближайшего крупного торгового центра и наполнение магазинами шаговой доступности.
Через неделю!