Старые Дороги покорились мне не сразу, хотя казалось бы — всего 150 верст от Минска. В прошлом году я забронировал место в маршрутке до этого райцентра и опоздал на минуту к месту отправления: маршрутка не дождалась, а водителю дозвониться не получилось. В тот день я уехал в Сморгонь, а Старые Дороги отложил до лучших времен. Наконец они настали! Надев свои лучшие шаровары и праздничную рубаху, рано утром я выехал в Осиповичи и, пересев там на дизель-поезд, добрался до одного из последних неизвестных мне райцентров Минской области.
До начала XX века город даже не был городом. Как это обычно бывает, все решила железная дорога. Сначала ветку из Осиповичей протянули до искомой деревни, а спустя 20 лет и до Слуцка. По железке я и приехал:
Вообще населенный пункт поначалу назывался просто Дороги, но в XVIII веке еще одни Дороги возникли чуть восточнее. Та деревня (ныне агрогородок) теперь тоже носит название Старые Дороги, что довольно удивительно с точки зрения бытовой логики, но еще удивительнее факт наличие третьих Дорог — Новых Дорог — дальше в 5 километрах на восток.
Мощнейшая водонапорка у вокзала:
Свято-Николаевская церковь, не слишком удачный с архитектурной точки зрения храм (середина 90-х):
Станция разделяет Старые Дороги на две части, но части неравноценные. К востоку в основном лежит частный сектор, к западу и многоэтажки, и большинство общественных заведений, в том числе исполком.
Вид на станцию с пешеходного моста:
Вид на станцию с противоположной от вокзала стороны:
Сразу у путей странной архитектуры молодежный центр «Юность». Судя по пропорциям здание смело можно отнести к довоенным постройкам, но еще удивительнее выглядет башенка, смахивающая на перестроенную колокольню церкви. Впрочем, никаких подтверждений этому в интернете не нашлось, точнее, про здание не нашлось вообще ничего.
Заштатная улица Парижской Коммуны уводит вглубь:
Тоже необычно: городской парк культуры и отдыха расположен прямо у путей. Он совсем небольшой, что говорит о его солидном возрасте — размер сомасштабен явно довоенным, а то и дореволюционным Старым Дорогам.
Симпатичная ротонда в парке:
Арка у входа в парк со стороны города. Очень стильная для глухого райцентра!
В двух шагах центральная площадь со стандартным скучным зданием исполкома:
И космических масштабов громадиной центра культуры и досуга. Всегда удивляет, когда видишь таких циклопов в городках… Да что в городках — они бывают и в деревнях.
Доска героев:
От площади под острым углом выходит две основные улицы города — Комсомольская (поглавнее) и Карла Маркса. Между ними сформированы кварталы преимущественно многоэтажной застройки. Я выбрал прогулку по Комсомольской, потому что в душе, конечно же, тоже комсомолец.
Нырнул в совсем кислый квартальчик усталых силикаток в районе улицы 8 марта:
Дворами вышел на улицу Кривошеина, где в дальнем ее конце карта обещала еще один многоэтажный квартал, но посвежее.
Это и есть он:
Обратный путь по улице Московской, она совпадает с трассой Р43, по которой проносятся тысячи транзитных большегрузов, обнаруживших, что можно сэкономить на платных дорогах Беларуси вот такой бесплатной.
Здесь, на Московской, еще один квартал. Ничего особенного, просто фотофакт:
Старые Дороги оказались еще одним городом, где автовокзал зачем-то построен у черта на куличках по отношению к железнодорожной станции. Возможно, вас немного утешит тот факт, что перед автовокзалом сохранилась винтажного вида скульптурная композиция «Подвиг народа бессмертен» типа сложенных в костер ружей.
Два кадра на пути к станции и поезду в Слуцк: