Пассажир Белорусской железной дороги, передвигающийся пригородными поездами, должен смиренно выносить тяготы и лишения суперэкономного путешествия. Хотя ирония тут вряд ли уместна… Реально, я должен был написать этот мерзкий пост, потому что искренне считаю: ни при каких обстоятельствах пассажиры не могут пользоваться туалетами, которые им предлагает БЖД в пригородных перевозках. Ни катастрофическая убыточность, ни бесконечное льготирование целых категорий граждан не оправдывают сложившуюся ситуацию, давно вышедшую за рамки человеческого достоинства. Как вообще возник этот пост. Я сейчас много езжу на велосипеде, в том числе за МКАД. Зачастую начало или конец маршрута привязаны к остановкам электричек, так как электрички в Беларуси хоть немного дружелюбны велосипедистам. В них можно официально возить своего другана в первом либо последнем вагоне и именно в первом и последнем вагонах электропоездов расположены туалеты. Они жутко вонючие, настолько, что пользоваться ими можно только в безвыходной ситуации. Но это еще что! Есть еще туалеты на пригородных платформах! Для пассажиров — филиалы ада, для работников дороги иногда свои, закрытые на замок. Гадкие фотки я заретушировал, не бойтесь.
Надо понимать, что содержать любой туалет, разумеется, можно в чистоте и порядке, но это стоит денег. Понятно, железка отказывается от всех статей расходов, от каких только может, чтобы как-то поддерживать стандарты по перевозкам, доведенные ей государством. Стандартов по чистоте туалетов нет и, насколько я понимаю, на большинстве мелких станций даже официально нет уборщика, который должен ими заниматься. Есть туалет и хорошо, тем более чаще всего это дырка в полу.
Здесь можно было бы привести в пример автовокзалы, где ситуация заметно лучше, но и практика у них сложилась другая. Перевозчики, заезжая на автовокзал, платят им что-то вроде «автовокзального сбора», из которого можно выделить средства на чистоту и порядок. Иногда туалет на автостанциях платный, это тоже вариант.
По ряду причин сделать то же на железной дороге нельзя. Нет у БЖД конкурентов-перевозчиков, она — естественная монополия, увы.
Но… опять же, это не повод относиться к своим пассажирам как к скоту. А ведь оно именно так и получается! Причем дорога четко разделяет пассажиров на классы. В «городских линиях» или обычных пассажирских поездах с туалетами все хорошо. Но в электричках чаще всего просто жесть, хотя вроде и там, и там ездят люди. У нас что, есть люди разного сорта?
Я взял велосипед и выехал к ближайшей остановке электричек, это платформа Масюковщина. Вы не поверите, но на платформе, обслуживающей, видимо, не менее тысячи человек в день, туалета нет вообще. Он в принципе не был запроектирован при реконструкции остановочного пункта и проведении через него «городских линий». Как так?
Доехал на Крыжовки, мекке дачников. Здесь возмутился первый раз, потому что на платформе старый капитальный туалет открыт для всех, а пластиковая кабинка на замке. Не, ну может там какой инвентарь, но, похоже, служебный биотуалет. Как считаете, это ок?
Меня с детского сада вымораживают вот эти туалеты без дверей. Что это вообще такое? Ну и вонь, конечно, ядерная…
До платформы Зеленое ехал той самой красивой дорогой, о которой уже рассказывал в отдельном посте.
Тут ситуация и вовсе парадоксальная. Снова закрытая на замок кабинка «для своих»:
А туалет для пассажиров… Он есть, но его не так легко найти. Вон в кустах «типа сортир» деревянного исполнения:
Закрыт!
Вкрутил до станции Беларусь (город Заславль, станция названа так из-за когда-то проходившей здесь польской границы).
Это именно станция, а не платформа, здесь есть диспетчер, управляющий движением на вверенном ему участке, намного больше персонала и целое капитальное строение туалета. Причем пережившего, судя по материалам отделки, реконструкцию в обозримом прошлом.
Увы, туалет давно никто не убирал. Дожди закончились еще три дня назад, но на полу разводы от грязных башмаков посетителей, а в ближайшей кабинке оно самое.
Немного покрутив по деревням, выехал к платформе Анусино. Платформа со столь говорящим названием может «похвастаться» космически вонючим пластиковым туалетом. Я заглянул в дырку и увидел там Бездну, которая бросила ответный взгляд…
Вновь большая станция — Радошковичи (поселок Петришки). Капитального туалета не видать, есть две пластиковые кабинки. Вновь пришлось применить ретушь.
Следующий остановочный пункт сделан в родной деревне белорусского поэта Янки Купалы — Вязынке. В Вязынке уже полвека функционирует мемориальный заповедник, на его территории дом, где родился Купала, памятник, сад.
Очень красивое пассажирское здание!
Новенькая пешеходная дорожка за ним ведет… к убитому ультравонючему сортиру с выносящим мозг запахом ацетона внутри. Чуть не стошнило.
А за туалетом обнаружилась свалка мусора. Купаловские места!
Платформа Пралески. Пахло прямо отсюда, вниз даже не пошел:
Станция Дубравы.
Глаза щиплет от запаха, вновь ни перегородок, ни дверок.
— Здарова, товарищ, какими судьбами тут?
— Да вот, присел на дорожку, газету почитаю заодно…
Конечным пунктом путешествия стала станция Олехновичи, платформу Романы пропустил, устал крутить педали.
Еще один парадокс. Туалет, находящийся в отдельном здании, судя по всему совсем-совсем недавно был отремонтирован.
И вновь вот эта жесть с дырами в полу без перегородок. Да разве так можно?! Да что мешает поставить обычные дверки хотя бы?
В обратной электричке мне на удивление повезло. Такое бывает, хотя и крайне редко, но туалет был относительно чистым и без запахов. Безотносительно его внешнего вида, комфорта использования и всего остального, но хотя бы без запаха.
Пассажиры моего вагона:
Я считаю, что Белорусская железная дорога должна каяться перед ними и миллионами их сограждан, использующих для перевозок пригородные поезда, за те условия, которые создала для них.