Почему умирает торговый центр «Столица»

Подпишись на мой telegram-канал о Минске: в нем всякие забавные штуки, попадающиеся по пути. Контент нигде не дублируется!

На днях я забегал в «Столицу» распечатать какие-то бумажки в «Карандаше» и уколоться крыльями KFC и, особо не раздумывая, сделал снимок ряда пустующих помещений на втором уровне, сопроводив это саркастическим комментарием про то, что, мол, не беда, зато все эти годы в ТЦ работал платный туалет. Туалет, к слову, уже бесплатный, но «Столица» дошла до того состояния, когда одним санузлом проблему не решишь. Единственный в стране крупный подземный торговый центр переживает грустные времена, и я решил вернуться в него снова, побродить по этажам, поснимать и поразмышлять, что ж его так расколбасило.

Я собрал свои мысли в список, где сверху наиболее значимые причины упадка «Столицы». Разумеется, по моему личному мнению 😎

I «Столицу» не нужно было строить вообще

Немного неожиданно, но я глубоко убежден: «Столица» никогда не была нужна Минску — как минимум в исполнении инвестора-государства. Подземные торговые центры стали появляться в мире, в основном в Северной Америке, в послевоенные годы как ответ на дефицит земли в крупных городах. В каком-то виде они присутствовали и в СССР (в частности авиакассы в Минске — сейчас ТЦ «Купаловский»), но по-настоящему пришли в страны бывшего союза в 90-е и после. В Москве появился «Охотный ряд», в Киеве «Глобус» и разве мог Минск остаться в стороне?

Не помню, искали ли для «Столицы» солидного инвестора, но в любом случае сам факт инвестиций в нее со стороны государства говорит о многом. Настоящий инвестор в любом случае постарался бы найти более дешевое решение для строительства торгового центра и был бы тысячу раз прав. Не только потому, что хватало земли: сама площадка под «Столицу» не бог весть какая привлекательная. Да, центр, но из-за путепровода через железную дорогу остающийся без пешеходного транзита — на самой площади прохожим просто нечего делать, их туда не тянет.

II «Столица» не была вовремя перепозиционирована

Управляющие «Столицы» совершили системную ошибку, не вступив в конкуренцию с торговыми центрами, появившимися в последующие годы. На момент открытия «Столица» вызывала интерес у покупателей за счет нового для города формата. Более или менее современный торговый центр с едой, развлечениями и светлыми просторными магазинами, в шаговой доступности от вокзала, рядом с метро. Люди ехали в «Столицу» специально, потому что альтернатив у нее не было. Но когда эти альтернативы появились, подземный торговый центр быстро затерялся среди остальных, причем падение числа посетителей происходило стремительно и наметилось уже в первые годы работы, когда стали закрываться отдельные магазины, уходить операторы и даже прекратил работу кинотеатр. Не, там с тем кинотеатром, конечно, тоже свои нюансы, но сам факт.

С точки зрения обывателя «Столица» не имела особенных преимуществ перед другими торговыми центрами, где бизнес был кровно заинтересован в поиске решений для привлечения покупателей. В «Столицу» ехать за чем? Чтобы посмотреть на магазины под землей? Так уже все посмотрели. Купить сумку Mattioli? Конфет «Спартак»? Да я вас умоляю.

Оказалось, специально в торговый центр ехать больше не нужно, его заменили конкуренты, а в течение последующих лет и значительно превзошли. В итоге в «Столице» трафик остался по большей части только местный, но его на площади Независимости кот наплакал.

III Кто якорный арендатор?

Задача любого торгового центра — привлечь якорного арендатора, способного, в свою очередь, притянуть большинство покупателей. Любой успешный минский торговый центр ассоциируется хотя бы с одним брендом, часто это продуктовый магазин или кинотеатр. Разумеется, немаловажную роль играют и бренды одежды, и фастфуд, и прочие развлечения, но всегда есть минимум один арендатор, завлекающий все слои населения.

Кроме «Столицы» :) В «Столице» никогда не было явного бренда №1. Еще более страшно то, что и текущий состав арендаторов неизвестен широкой публике. Реально, я не представляю, кто и чем торгует в подземном торговом центре, для меня это место, где есть «Карандаш» и KFC. Когда-то, мне кажется, я имел представление о названиях и специализациях магазинов в «Столице», но они там так быстро меняются, что эти знания давно устарели.

В моих глазах «Столица» превратилась даже не в ГУМ, где, хоть и непонятно, что за бренды и набор товаров, но понятен образ — «магазин с широким набором товаров народного потребления преимущественно отечественного производства». «Столица» превратилась в очередной «Московско-Венский» или там Coolman. Места, куда я могу зайти только в туалет (справедливости ради, в Coolman я его не нашел).

IV Комфорт

Да, туалет нельзя было обойти стороной… За последние годы белорусскую публику можно сказать избаловали, хотя это не совсем верное определение. Наши представления о комфорте значительно выросли с ростом конкуренции в сфере торговли — это нормально. Сами собой возникли определенные стандарты, которым должен отвечать современный торговый центр, включая качество и удобство парковки, передвижения внутри помещений, входов и выходов, тех же туалетов. «Столица» лично у меня ассоциировалась со страшной духотой круглый год и ужасно совковыми сортирами за отдельную плату. Нет, туалет в каких-то условиях в торговом центре может быть платным — он не может быть при этом совковым (как минимум).

Мое личное недовольство еще вызывают многочисленные охранники в «Столице», создающие атмосферу недоверия и напряженности своим присутствием. Что и от кого они охраняют? Почему бы им не сидеть в отдельном помещении и не контролировать ситуацию при помощи камер наблюдения? Да в любом казино Лас-Вегаса их меньше попадается на глаза!

V Формат

Я понимаю, архитекторы «Столицы» не виноваты, что формат торговых центров очень изменчив, но «Столица» уже слишком устарела. Мы полюбили другой формат с другим качеством среды, размерами магазинов и соседством одних с другими. В «Столице» нет крупного продавца электроники, очень разнородный состав брендов одежды (или мое представление об этом составе), слабый продовольственный «Радзивилловский». В общем, торговый центр не может 10 лет быть одним и тем же, с ним что-то нужно делать.

VI Слабое продвижение торгового центра

Арендатор помещений в любом торговом центре вправе рассчитывать на работу управляющих по продвижению всего комплекса, не только во время упадка, но и любое другое время. Даже ГУМ, ЦУМ и «Беларусь» попадаются на глаза со своими скидочными акциями, но что происходит в «Столице» я не представляю. Происходят ли там распродажи? Бывают какие-нибудь специальные дни? Вообще кроме праздников Деда Мороза на Новый год «Столица» что-нибудь делает? Может и делает, но толку, если об этом не слышно.

Что сейчас и что будет дальше?

Я прошел по всем этажам «Столицы» и поснимал на телефон текущее положение дел. Без сомнения, большая часть помещений в нем занята, я думаю, справедливо оценить занятость площадей в размере 2/3 от общего их количества, может даже чуть больше. Хуже то, что совсем мало покупателей, причем на двух нижних уровнях их, считай, нет вообще за пределами атриума.

Вход в «Столицу» со стороны главного корпуса БГУ и полукруглый подземный переход к БГПУ. Основной поток людей здесь составляют студенты, но они сейчас на каникулах.

Вход в основное помещение «Столицы» и круглое кафе, пожалуй, самое проклятое место торгового центра. Здесь не выживает никто, причем не выживал даже в тучные годы.

Кстати, мое глубокое убеждение: если менеджмент «Столицы» ничего не делает для изменения ситуации с внутренним трафиком, не исправляя, возможно, огрехи проекта, то это говорит стороннему наблюдателю о незамотивированности управляющих. Да, это государственная компания со всеми вытекающими сдержками, но какое дело бизнесу?

Атриум и особенно магазины на верхнем уровне вокруг атриума, конечно, самое сильное место центра. Площадь Независимости поверху пересечь нельзя, нужно спускаться в «Столицу» и обязательно проходить ее насквозь.

Но в крыльях ее трафика меньше даже на глаз :(

На верхнем уровне абсолютное большинство помещений и островков заняты, свободными стоят только отдельные в углах и считанные в коридорах. Ситуация кардинально меняется начиная со среднего уровня.

Печальный признак упадка — немаленький дискаунтер бытовой химии среди арендаторов:

На среднем уровне даже в атриуме пустует помещение. Похоже, оно предназначалось для какой-нибудь фастфудной.

Весь этот пост возник из-за целой очереди пустующих помещений в западном крыле «Столицы». Я сфоткал их примерно так:

Но в реальности дела еще хуже… Я вспоминаю, что за все годы работы «Столицы» почему-то не любил ходить именно в западное крыло, почему-то казалось, что оно какое-то неживое, хотя были годы, когда ситуация в нем складывалась значительно лучше текущей.

На самом нижнем уровне ситуация кажется немного лучше за счет того, что уровень не транзитный. Но все равно в глаза попадается жуткое запустение.

«Столица», конечно, яркий пример бесхозяйственности, заложенной в саму основу торгового центра еще на стадии проекта и методов ее управления. Такая Беларусь в миниатюре :) Но и заложник обстоятельств, не без этого.

Главный вывод из всей истории следующий: любой продукт в высококонкурентной отрасли требует постоянного внимания и рекламы, рекламы, рекламы. Даже если в душе ощущение будто дела идут невероятно хорошо и так будет всегда, ни в коем случае это не повод снижать бюджеты и расслабляться. Даже наоборот: становиться сильнее намного проще с сильных позиций, а выкарабкиваться со дна всегда тяжелее.

Перспективы у «Столицы» печальные. Реконструкция? Арендные каникулы? Переформатирование? Сдача в доверительное управление крупному оператору? Приходит время оперативного вмешательства, амбулаторное лечение, пожалуй, только продлит агонию.

Не хотите пропускать мои посты?
Подпишитесь на сообщества в Фэйсбук, Вконтакте или Одноклассниках.
Хотите больше? В Инстаграме, Телеграме и Видео то, что не попадает в блог!

Ваш бизнес может стать партнером моих путешествий по Беларуси, СНГ, всему миру. Узнайте подробности >>

Кстати, у меня есть другие посты о Минске. Выбирай на карте:

PR товаров и услуг и в белорусской прессе. О вас напишут ведущие СМИ Беларуси!

10
Оставить комментарий

Пожалуйста, авторизуйтесь , чтобы добавить комментарий.
Алексей Сребняк
Участник
Алексей Сребняк

Денис, отличный текст и отличные яркие пятна: Столица, Купаловский. Ведь если вспомнить, то эти ТЦ никогда не были наполненный покупателями. Чтобы их оживить, нужно, на мой взгляд, полностью убрать арендную плату, хотя бы на пару лет. И, конечно, отдать площади Икеа, например, H&Mи прочим крупным игрокам. А они, зная свое дело, вытянуть. Вот только, кто им даст — то…

Андрэй Герасімаў
Участник
Андрэй Герасімаў

H&M еще там представляю. Но вот посмотрел бы я на того человека который купил в Ikea диван и шкаф, ну или хотя бы зеркало, и пытается его дотянуть до машины.

Ihar Laurusik
Участник
Ihar Laurusik

Подозреваю, что они там и задаром не захотят «хоститься» (в текущем виде всего остального)

Andrey Lazuk
Участник
Andrey Lazuk

В «Московско-Венском» хватает точек притяжения, туда едут специально :)
А в «Столице» был Springfield, да больше нигде и не открылся после исчезновения :(

Никита Чирков
Участник
Никита Чирков

«Площадь Независимости поверху пересечь нельзя, нужно спускаться в «Столицу» и обязательно проходить ее насквозь.»

Отчего же, можно перед входом в Столицу из перехода выйти на площадь к остановке.
Просто там идёшь на автомате в Столицу и выходишь из нее у Красного костела.

Александр Петницкий
Участник
Александр Петницкий

Так недо»столицы» есть недалеко от метро Фрунзенская и около универмага Беларусь — ну не любит у нас народ подземелья. Не доросли наши тролли и гномики до подземной жизни

Vyacheslav Kurbatov
Участник
Vyacheslav Kurbatov

На каменной горке самая экзотическая недо»столица»

Ольга Юмашева
Участник
Ольга Юмашева

Да, для меня это Карандаш, особенно тот, который работает с 7 утра. Я их обожаю :)

Но однажды нужно было срочно забрать печатную продукцию утром, оказалось, что паркинг с 10 утра и это был тот ещё квест найти парковку снаружи и потом тащить коробку до машины (даже до гостиницы Минск).

После того, как я увидела тараканов в столовке «Маэстро» и полного отсутствия реакции персонала на это — я даже крылья в KFC там боюсь есть :)

Зато там жеж сделали апгрейд в оплате парковки :))))) стараются люди

Андрей Левковский
Участник
Андрей Левковский

Есть несколько магазинов, которые чувствуют себя очень хорошо в этом ТЦ. Дело в том, что у «Столицы» есть и достоинство — абсолютно уникальная и при этом платежеспособная аудитория — чиновники и работники совмина, парламента, мингорисполкома, министерств, цика и т.п. Им не нужен продовольственный гипер, ИКЕЯ и масс-маркет, все это у них после работы возле дома или в выходные. А вот в обед выйти и прикупить что-то для себя из классики — в этом потребность есть и деньги на это есть.